Четверг, 25.04.2024, 17:08                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ

Экспресс-метод диагностики ценностных ориентиров современных подростков

Известно, что ценности и мотивы характеризуют направленность и содержание активности личности, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл поведению и поступкам. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом личностного роста, определяя его направление и способы осуществления.

Каким образом психологи образовательных учреждений могут найти ясные и удобные способы оценки и описания ценностно-мотивационной сферы школьников? Как показывает практика, современные ученики воспринимают традиционные методики исследования ценностей оторванными от реальности, не соответствующими их опыту, взглядам и решениям. Из-за этого дети часто дают ответы наугад или из соображений социальной желательности, и такие результаты едва ли можно считать валидными.

Чтобы провести исследование нравственных установок современных подростков и получить данные, которые в дальнейшем можно использовать на практике, была разработана анкета "Шесть вопросов" . Она основана на фактах, полученных в ходе консультативной работы с подростками, а также пилотажных исследований сферы нравственности, свидетельствующих о размытости нравственных ориентиров, парадоксальном восприятии просоциального и асоциального поведения, сведении ценностей только к материальным.

При разработке анкеты были поставлены следующие задачи:

  • вызвать искренний интерес подростков к анкете, чтобы исключить социально желательные ответы при ее заполнении;
  • сформулировать вопросы так, чтобы они были открытыми, и не было явных подсказок о "верном" нравственном поведении;
  • сделать анкету в целом простой и понятной для всех участников исследования, независимо от их уровня знаний и развития;
  • результаты исследований должны быть интересны и понятны педагогическому коллективу.

Исходя из всего вышесказанного были сформулированы следующие вопросы:

1. За что Вы ввели бы смертную казнь?

2. У Вас есть 3 миллиона долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами? А если бы это были последние 3 дня Вашей жизни?

3. Вы оказались в чужой стране без денег, телефона и документов. Вам предстоит прожить там не менее месяца. Как Вы поступите?

4. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогали бы?

5. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?

6. Надо ли быть хорошим человеком и почему?

В исследовании с использованием анкеты "Шесть вопросов" приняли участие 50 учеников 9х классов ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой. При заполнении анкеты школьники не были ограничены по времени.

Результаты исследования

Представим основные результаты исследования.

1. За что Вы ввели бы смертную казнь?

Наиболее страшными подростки считают преступления сексуального характера (32% ) и убийства (27% ). Мы полагаем, что это не только отражает общественные представления о преступности, но и связано с ценностью для подростков личной неприкосновенности.

На втором месте – наркопреступления (10% ), что может быть показателем и отрицательного отношения к наркотикам, и негативного опыта, связанного с их употреблением самим подростком или его друзьями.

Некоторая часть ответов на вопрос о преступлениях, заслуживающих смертной казни, не может считаться вполне серьезной ("парковка в неположенном месте", "вмешательство в личную жизнь"), хотя может говорить о чрезвычайно высокой внутренней эмоциональной напряженности подростков.

2. У Вас есть 3 миллиона долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами? А если бы это были последние 3 дня Вашей жизни?

Самые желанные покупки подростков – различные дорогие товары для себя и близких, в т. ч. очень высокого ценового уровня (новые машины, дорогостоящая техника и одежда, виллы, яхты и т. п.), и развлечения (казино, аттракционы, рестораны). Это говорит о значимости материальных и статусных ценностей для подростков.

Реже встречались такие ответы, как получение новых впечатлений, в т. ч. благодаря путешествиям (возможно, сказалось влияние так называемой "доминанты дали", описанной Л.С. Выготским, т. е. устремленность к неизведанному, далекому), и благотворительность (альтруистическая ценность).

Многие ответы подростков демонстрируют инфантильность, игровой характер их мотивации, незрелость ценностной сферы. Это видно по часто встречающимся ответам типа "кататься на аттракционах", "послать кого-нибудь в прямом эфире", "куплю байк" и т. п. Ряд ответов на этот же вопрос может быть отнесен к категории бессмысленных и деструктивных, возникающих, предположительно, из-за чувства вседозволенности. Например: "Я куплю БТР и разнесу трибуну болельщиков вражеской футбольной команды", "Найму рисовальщиков граффити, чтоб изрисовали всё". Это может быть показателем высокой агрессивности и внутреннего неблагополучия подростков.

Осознание смерти, размышления о ней активизируют духовные ценности подростков. При сопоставлении ответов на два варианта вопроса о тратах заметно, что в первом случае, когда время жизни не ограничено, приоритет отдавался эгоистическим потребительским ценностям. Когда же, по условиям было известно, что жизнь закончится через 3 дня, – подростки более альтруистично распоряжались деньгами: оказался выше процент "трат", направленных на помощь другим людям (семье, друзьям, больным и нуждающимся людям и животным, благотворительным, научным организациям). Такие результаты, безусловно, предсказуемы, но все же заслуживают внимания.

3. Вы оказались в чужой стране без денег, телефона и документов. Вам предстоит прожить там не менее месяца. Как Вы поступите?

Большинство подростков в предлагаемой ситуации предпочли заработать деньги или обратиться за помощью к другим людям, т. е. назвали просоциальные формы поведения.

Но 12% испытуемых выбрали асоциальные способы добычи денег.

В ответах на этот вопрос более всего проявились гендерные различия: юноши в 3 раза чаще, чем девушки, писали, что стали бы грабить, воровать, вымогать деньги.

4. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогали бы?

Судя по ответам подростков, у них есть сочувствие к слабым и беззащитным людям, в первую очередь – к детям и старикам, к животным. Возможно, это связано с тем, что подростки во многом сами чувствуют себя незащищенными и обделенными. Интересно, что, отвечая на данный вопрос, они демонстрируют куда больше гуманности, сочувствия и альтруизма, чем в ответах на остальные вопросы анкеты. Понятно, что отчасти это связано с самой его формулировкой. Но мы также считаем, что это одно из проявлений некоторой размытости нравственных ориентиров. Те же подростки, которые писали о своем желании в последние 3 дня жизни прокутить миллионы, убить соседей, загораживающих машинами двор, накататься на аттракционах, демонстрируют способность сочувствовать, причем не только очевидно "милым" существам (детям, животным), но и старикам, больным людям и т. п.

Так, больным детям и детям-сиротам пожертвовали бы деньги

39% девушек и 44% юношей; старикам – 22% девушек и 19% юношей; животным – по 20% тех и других. Мы полагаем поэтому, что педагогическая, социальная, психологическая работа с подростками должна быть направлена на активизацию альтруистических, духовных ценностей.

5. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?

Отвечая на этот вопрос, подростки показали схожие с предыдущими тенденции: для них особенно важны материальные ценности и достижение престижного положения в обществе, благополучные личные и семейные отношения, желаемы также острые ощущения и комфортное существование. В ряде случаев выражены альтруистические ценности – это доказывает, что у современных подростков нет единой и цельной картины нравственных ценностей. Интересно, что получение образования гораздо важнее для девушек, чем для юношей; последние, видимо, считают, что материальный успех превыше всего остального. А семья оказалась значимой ценностью только примерно для 20% испытуемых, что может быть свидетельством кризиса ценности семьи.

Приведем примеры ответов: "Играть в рок-группе", "Завести семью. Получить детей от жены, ухаживать и помогать родным, завести кошку, знать, что тебя любят жена и дети", "Умереть, улыбаясь…", "Спасти кому-то жизнь, влиться в круг влиятельных людей.

Стать материально независимой. Родить ребенка, помочь многим людям. Поехать в Лондон", "Научить кого-то верному пути. Сделать счастливыми других людей", "Не жалеть о прошлом, радоваться своей внешности, превосходить окружающих".

6. Надо ли быть хорошим человеком и почему?

Судя по ответам подростков, у них нет внутренней определенности в ценностно-нравственной сфере в целом. Только половина из них признали, что надо быть хорошим человеком (причем не указав, что такое, по их мнению, "хороший человек"). Как видно из ответов, подростки воспринимают "хорошесть" как некое тягостное качество, заставляющее человека быть "мямлей", социальным неудачником, этаким глуповатым простаком, беспрерывно делающим всем некое "добро". Примеры ответов: "Нет. Будешь слишком хорошим, на тебе будут все ездить, использовать тебя", "Нет! Доброта не выход! Можно быть снисходительным, но в меру, каждый ищет выгоду".

Многие подростки отметили, что "хороший человек" должен быть "дополнен" не слишком одобряемым качеством (хитростью, скрытностью и т. п.), чтобы быть привлекательным. Например, встречались такие ответы: "Честные и хорошие люди редко добиваются того, чего хотят. Надо уметь выкручиваться", "Надо быть умным, а не хорошим, тогда будешь выглядеть, когда надо, и хорошим, и добрым", "Надо быть в меру злым и в меру добрым. Безграничное доверие к каждому к хорошему не приведет", "Нет, потому что часто хорошие люди оказываются гнилыми изнутри. Их доброта – это напускная маска, ширма. Хотя есть исключения, такие как NN и другие люди, добрые и душой и сердцем. А злые люди оказываются добрыми внутри, вся их злость – напускная ширма".

Вероятно, такая позиция – следствие пропагандируемых массовой культурой неясных и неопределенных ориентиров и моделей поведения. Основные аргументы, которые использовали подростки в подтверждение того, что надо быть хорошим человеком: связь "хорошего поведения" и внутреннего благополучия, ощущения счастья; социальные мотивы (возможность влиять на других, быть независимым) и материальные факторы. Основные аргументы в пользу того, чтобы не быть хорошим человеком: гораздо больший социальный и материальный успех "нехороших" людей; влияние большинства ("все такие", "в нашем государстве все не соблюдают моральные законы"); хитрость и коварство окружающих, от которых надо защищаться. Интересно, что подростки не употребляли слово "плохой" – не писали, что надо быть плохим человеком. Они как бы подразумевали, что существует некий "не хороший – не плохой" человек. Это представляется нам интересной нравственной категорией, которую было бы полезно изучить в дальнейшем.

Отметим также, что существуют гендерные различия в представлениях подростков о том, надо ли быть хорошим человеком: девушки чаще, чем юноши, отвечают на этот вопрос положительно.

Вероятно, последние десятилетия российской истории сформировали у молодежи уверенность о том, что мужчина должен быть социально, а не морально успешен.

Характеристика ценностнонравственной позиции современных подростков

Проведенное исследование позволяет охарактеризовать ценностно-нравственную позицию современных подростков следующим образом. По всей видимости, молодое поколение ориентировано на западную модель цивилизации, подчинено диктату успеха, погоне за статусными вещами, атрибутами преуспевания. Духовные ценности у большинства играют второстепенную роль. Подросткам свойственна нацеленность на легкость и беззаботность жизни, желание быстрого, практически мгновенного удовлетворения собственных нужд. Это потребительская и инфантильная, примитивно-гедонистическая позиция. Ее можно расценивать как показатель нравственного падения, примитивизации человека.

Опасная тенденция, проявившаяся в исследовании, – нежелание подростков принимать на себя ответственность за события своей жизни. В античной драматургии было понятие Deus ex machina ("Бог из машины") – это неожиданная развязка проблемной ситуации с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора, обычно – бога, появлявшегося в конце спектакля с помощью специальных механизмов (например, "спускавшегося с небес") и решавшего проблемы героев. Аналогичным образом подростки как бы ожидают чудесных путей достижения своих завышенных, примитивно-гедонистических целей (типа: "в меня влюбилась жгучая брюнетка, дочка миллионера, и я стал ее мужем и жил богато", "мир разрушен атомной войной, и я стал уникальным специалистом, способным решать проблемы, востребованным, авторитетным, потому что все школьные годы я играл в компьютерную игру про это" и проч.).

В исследовании также была обнаружена тенденция подростков к восприятию собственной личности как особой, превосходящей все остальные, уникальной и неприкосновенной, которой все позволено. Этот феномен особого личностного эгоцентризма, неучета равноценности бытия всех людей, сфокусированность на себе в сочетании с описанными выше качествами может быть опасным. Человек, который хочет всего и сразу, ориентируется на легкое достижение комфорта, снимает с себя ответственность за собственную жизнь, большую часть времени безразличен к духовной ее стороне и при этом считает себя особенно уникальным и ценным, а потому имеющим право на все, что угодно, – это потенциальный преступник.

Обобщая результаты, отметим, что ценностно-нравственная сфера личности современного подростка формируется в сложных и противоречивых социальных условиях, что приводит к внутренней неопределенности и спутанности. Если составить нравственный портрет подростка по итогам исследования, то можно увидеть, что это наивный, инфантильный человек, примитивно-гедонистически понимающий успех и счастье (красивая жизнь, дорогие вещи, высокий статус, тусовки – словом, физический комфорт и возможность покрасоваться). Духовные ценности, хотя и существуют, но не актуализированы, размыты. Более того, хорошим человеком, по мнению подростка, быть глупо, неэффективно и наивно. У подростка есть желание стать популярным, успешным, необыкновенным, но совершенно нет ни ответственности, ни представлений о том, что это долгий и требующий усилий путь, пройти который может далеко не каждый. Картина ценностно-нравственной сферы подростков напоминает внутренний мир глубокого истероида: хочу быть невероятно успешным и не таким, как все, любой ценой (но только не трудом и принятием на себя ответственности), просто хочу блистать во что бы то ни стало и везде. Такая размытость нравственных ориентиров формирует у подростка нечеткое представление о себе и окружающей действительности, в результате чего он ориентируется на максимум удовольствия при минимуме усилий, неоднозначен и непоследователен в своих поступках и суждениях, демонстрирует конформное поведение, открыт самым разнообразным влияниям, если только они обещают ему достижение желаемого комфорта. Похоже, что идея самоограничений, волевых усилий, настойчивости фактически исчезла из сознания современной молодежи.

Это опасно не только в этическом, но и в психологическом смысле, ведь фрустрация из-за нереализованных потребностей создает эмоциональные проблемы, а судя по данным нашего исследования, потребности современных подростков невозможно реализовать.

Будущее общество может стать миром разочарованных людей, несчастных, запутавшихся, ведущих непрекращающуюся гонку за новыми атрибутами материального успеха. Но подростковый возраст – это период развития и становления личности. Мы убеждены, что продуманная система образования, социальная работа государства, институт семьи способны изменить существующую ситуацию. От того, какие ценности будут сформированы у подростков, что для них окажется значимым, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ | Добавил: admin (14.01.2013)
Просмотров: 2605 | Теги: работа школьного психолога с ученик, система работы школьного психолога, школьный психолог, советы школьного психолога, детский психолог | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru