Цели:
- Создание условий для проживания и осмысления
нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и
общения.
- Обеспечение благоприятного психологического
климата в группе.
Задачи 1:
- Развитие человеческих взаимоотношений.
- Обращение к собственному внутреннему миру,
осознанию себя в окружающем мире.
- Создание творческой, раскрепощенной,
доброжелательной атмосферы.
- Развитие личностной и познавательной
рефлексии, потребностей в познании, самопознании
и саморазвитии, творческой активности.
Задачи 2:
- Развитие коммуникативных навыков (умения
строить свои отношения с окружающими в разных
ситуациях).
- Пробуждение у детей интереса к различным видам
полезной деятельности, позволяющей реализовать
потребность в признании, общении, получении
новых знаний.
- Получение общеучебных знаний и навыков
(анализа, сравнения, обобщения и др.).
- Развитие познавательных процессов (внимание,
воображение, память, мышление, восприятие).
Игра – 1,5 ч., обсуждение – 10-15 мин.
Возраст – 7-8 лет, группа – 15-20 человек, 2 ведущих:
психолог (ведущий), соведущий (сказочный
персонаж) - ежик Тиша, педагог по музыке.
"Путешествие по Миру Знаний” - это
начало развивающей программы. Вслед за игрой
могут идти тренинговые занятия, уроки
психологии.
Сценарий игры
I этап "Приветствие” (7 минут)
Задачи:
- Создание раскрепощенной, доброжелательной
атмосферы.
- Настроить детей на игру.
Дети сидят в круге. Каждый по очереди говорит:
"Здравствуй, (имя)” или "Доброе утро, (имя)”.
II этап "Знакомство” (15 минут)
Задачи:
- Формирование умения оценивать себя (свое
состояние, поступки, поведение) и других.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Пробуждение у детей интереса к различным видам
полезной деятельности.
- Погружение в игровую реальность.
Материал:
- Бенгальские огни.
- Конверт с письмом..
- Карта Мира Знаний.
Раздаются звуки музыки.
Ведущий: Ребята, вы слышите эту
волшебную музыку, значит сейчас что-то
произойдет!
Свет гаснет и рядом на столе зажигаются
бенгальские огни. Дети подходят к столу,
зажигается свет. На столе они находят конверт.
Кто-то из детей или ведущий читают письмо:
"Дорогие дети! Пишет вам Держатель Знаний. Я
хочу пригласить вас в мой прекрасный и
интересный мир: мир вопросов, мир познания, мир
открытий. В нем много царств и государств. Но
чтобы попасть в мой мир, вы должны решить
несколько задач, ответить на мои вопросы,
поэкспериментировать. Удачи вам и счастливого
пути! Держатель Знаний”.
Ведущий: Ребята, а вы хотите попасть в
Мир Знаний?
А где же задания Держателя Знаний?
Дети высказывают свои предположения.
Дети усаживаются вокруг стола. На нем лежит
карта и записка. Ведущий или кто-то из детей
читает:
"Друзья! Чтобы вам было легче путешествовать
по моему миру знаний, я вам оставляю карту.
Счастливого пути! Держатель Знаний”.
Ведущий: Ребята, давайте внимательно
рассмотрим карту, что на ней изображено?
Дети разглядывают карту, рассказывают по
очереди, что они видят на ней.
Ведущий: Да, правильно. На карте
изображена река, а на ее берегах разные
царства-государства. Но здесь нет ни одной
подписи, кто же живет в этих царствах?
Дети высказывают свои предположения по поводу
жителей Мира Знаний. В затруднительные моменты к
ним на помощь приходит: ежик Тиша.
Ведущий: Да, молодцы!
Действительно, в этом царстве живут люди, видите,
здесь нарисованы девочки и мальчики, мужчины и
женщины, веселые и грустные люди.
А на этом берегу, вы правильно догадались,
расположилось царство Растений. Смотрите, здесь
есть деревья, цветы, овощи, фрукты.
И название этого царства вы правильно угадали,
раз здесь изображены птицы, рыбы, звери – это
царство Животных.
А на чем нам лучше будет путешествовать по Миру
Знаний?
Дети высказывают свои предположения – машина,
поезд, пароход, самолет, лодка, объясняют свой
выбор.
III этап "Творческий” (20 минут)
Задачи:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие творческих способностей.
Материалы:
- Кассета с записью спокойной музыки.
- Магнитофон.
- Цветная бумага (для лодок).
- Фломастеры, цветные карандаши.
- Большой таз с водой.
Ведущий: Я думаю, правы те, кто
предложил путешествовать на пароходе или на
лодках, т.к. все царства расположены по берегам
реки.
А кто из вас умеет делать лодки из бумаги?
Дети делают лодки. Если кто-то не умеет, ведущий
и Тиша учат детей складывать лодки из бумаги.
Ведущий: Все лодки готовы к путешествию,
только еще надо придумать им названия. Подумайте
и подпишите их так, чтобы было понятно, что она
именно ваша.
Дети работают, потом все вместе обсуждают
названия.
Ведущий: А теперь настало время
испытать нашу флотилию. Сможет ли она выдержать
наше путешествие? А как это можно проверить?
Дети высказываются. И если они не догадываются,
то в разговор вступает Тиша.
Тиша: А я знаю, знаю! Давайте нальем в
большой таз воды и пустим в плавание наши лодки.
Дети по очереди пускают свои лодки в таз с
водой. Тихонько дуют на них. Лодки плывут.
Тиша: Ура! Все лодки успешно прошли
испытания и могут отправляться путешествовать
по Миру Знаний.
IV этап "Познавательный” (30
минут)
Задачи: Сформировать представление об
основных органах чувств (зрение, слух, обоняние,
осязание, тактильные ощущения), об особенностях
познания окружающего мира с их помощью.
Материалы:
1. Мостики-ворота с надписями.
2. Колокольчик.
3. Магнитофон.
4. Кассета с записью различных голосов.
5. Карточки из картона, размером 10х10, на которых
наклены:
- искусственный мех;
- наждачная бумага;
- веревка в виде змейки;
- вельвет;
- накапан воск;
|
- фотобумага;
- спички в виде лесенки;
- бархатная бумага;
- фланель;
- "приклеенный” песок.
|
6. 3 стакана, наполненные: 1 – водой, 2 – духами, 3
– валерьянкой. Три карточки с названиями.
7. Три стакана. В стаканах слабоконцентрированные
растворы соли, сахара и лимонной кислоты.
8. Ложечки по количеству детей.
Дети возвращаются к столу, садятся вокруг него.
На столе лежит карта Мира Знаний.
Ведущий: Ну что ж, пора отправляться в
путешествие. Но что это появилось на карте? Этого
не было! Наверно, когда мы с вами испытывали
лодки, здесь побывал Держатель Знаний.
Дети видят, что на карте, над рекой, появились
пять необычных мостиков-ворот. Мостики сделаны
таким образом: на первом – сверху глаз, на втором
– ухо, на третьем – нос, на четвертом – язык, а на
пятом – пальцы рук.
Ведущий: Что это за мостики? Кто может
догадаться?
Дети пытаются найти ответы, им помогает ежик
Тиша.
Тиша: Я понял! Для того, чтобы что-то
узнать, нам нужно это увидеть. А чем мы видим?
(Глазами). Вот первый мостик и есть наше зрение.
Без него нам ни как не обойтись в Мире Знаний.
Ведущий: И не только в Мире Знаний, но и
вообще в жизни. Хотите в этом убедиться? Давайте
представим, что нас заколдовала волшебница и мы
ни чего не видим. Закройте глаза. А теперь
встаньте и с закрытыми глазами походите по
комнате. Только будьте осторожны. Кому трудно –
откройте глаза и отойдите в сторону. Когда
зазвенит колокольчик, вы откроете глаза и
вернетесь на свои места.
Дети выполняют задание. Звенит колокольчик, все
открывают глаза и возвращаются.
Ведущий: Трудно было с закрытыми
глазами? А что мы не видим? (Друг друга, комнату,
солнце, маму и т.д.)
Ведущий: И так мы с вами познакомились
с первыми воротами – нашими глазами. А что
означает мост, на котором нарисовано ухо? Для
чего нам уши? Для красоты? (Дети дают свои
варианты ответов.)
Правильно, совсем не для красоты, а чтобы
слышать. А что мы слышим? (Речь, музыку… дети
продолжают.)
Ведущий: Сейчас наша комната
наполнится разными звуками, вы хорошенько
настройте свои уши и слушайте, а потом
расскажете, что же ваши уши услышали?
Ведущий включает кассету с записью различных
голосов (человеческая речь, пение, музыка, щебет
птиц, голоса животных, плеск волн, звонок
телефона, стук колес и т.д.) Дети называют те
звуки, которые они узнали.
А теперь я хочу, чтобы вы послушали звуки вокруг
себя. Только сами при этом не разговаривайте, а
когда прозвенит колокольчик, то пальчиками
закройте уши. Я взмахну рукой и вы их откроете.
Дети выполняют задание.
Ведущий: Ну что плохо, когда все время
так тихо?
А теперь давайте посмотрим на воротики, на
которых нарисован нос. Что это за воротики? Глаза,
чтобы видеть, уши, чтобы слышать, а нос для чего? (Дети
отвечают.)
Да, правильно, для того, чтобы дышать, а еще для
чего?
Даже, если дети догадались, проводится
эксперимент. Ведущий показывает детям 3 стакана
наполовину наполненные: 1-водой; 2-духами;
3-валерьянкой и карточки с надписями.
Тиша: Ребята, злая волшебница, которая
хочет помешать нам путешествовать, заколдовала
мой нос и теперь он ничего не чует. Помогите мне
узнать в каком стакане, что находится.
Ведущий показывает ребятам первый стакан.
Что это? … А какая она? … А какого цвета?...И что
же это?... А как вы об этом догадались?... Правильно,
по запаху, который чувствует наш нос. Ведущий
проделывает тот же эксперимент с другими
стаканами и наклеивает карточки с надписями.
Тиша: Спасибо, ребята, вы спасли меня!
Ведущий: Вот видите, какой
замечательный наш нос: он помогает нам правильно
во всем разобраться.
А теперь давайте посмотрим на воротики, на
которых нарисованы пальцы. Глазами мы видим,
ушами - слышим, носом дышим и чувствуем запах. А
что мы пальцами делаем? (Дети отвечают.)
А вы знаете, ребята, оказывается, наши пальцы
умеют "видеть”, и они нам помогают лучше и
больше обо всем узнать. Хотите проверить? У меня
есть 10 волшебных карточек.
Ведущий по очереди показывает ребятам
карточки, а они, не дотрагиваясь до них, должны
сказать на что они похожи, какие ассоциации
вызывают.
Когда все карточки рассмотрены и названы,
ведущий предлагает детям по очереди с закрытыми
глазами на ощупь определить все карточки.
Ведущий: Какие у вас у всех
замечательные пальчики! Какая у них хорошая
память!
Осталось нам понять смысл последних ворот, на
которых нарисован язык. Как же помогает нам язык
больше узнать обо всем? (Дети отвечают.)
Да, при помощи языка мы говорим и как вы
правильно сказали чувствуем вкус.
Тиша: Ребята, я нечаянно перепутал
надписи на стаканах и теперь не знаю где какая
вода. Помогите мне, пожалуйста!
Ведущий: Конечно, Тиша, не сомневайся,
ребята тебе обязательно помогут. А что, ребята,
надо для этого сделать?
Дети отвечают. Затем они по очереди пробуют
воду и решают, какую этикетку приклеить на
стакан. Таким же образом определяется содержимое
других стаканов. После того как задание
выполнено, Тиша благодарит ребят за помощь.
V этап "Награждение” (15 минут)
Задачи:
- Сформировать соревновательный мотив: личный
или командный.
- Снятие эмоционального напряжения.
Материалы:
- 3-4 плана кабинета.
- Конверт с открытками.
- Магнитофон.
- Кассета с записью веселой музыки.
Ведущий: Мы с вами успешно прошли все
ворота и научились открывать их. Молодцы!
Вот мы и выполнили все задания Держателя
Знаний. Вы очень хорошо поработали, и он хочет
наградить вас своими сокровищами. Но их сначала
надо найти.
Ведущий показывает 3-4 плана кабинета, дети
делятся на группы и начинают работать по плану:
рассматривают, находят место, где спрятано
сокровище (на плане изображен условный знак).
Идет поиск сокровищ. Когда сокровища-конверты
найдены, все снова возвращаются в круг. Ведущий
открывает конверты, достает открытки и читает:
1. "Дорогие кладоискатели!
Вот вы и у цели. Я дарю вам ЛЮБОВЬ и НЕЖНОСТЬ! Вы
можете взять их столько, сколько вместят ваши
сердца. Держатель Знаний.”
2. "Дорогие кладоискатели!
Найдя этот клад, вы обрели ДОБРОТУ и ЩЕДРОСТЬ.
Поэтому вам разрешается взять их столько,
сколько каждый из вас захочет. Держатель
Знаний.”
3. "Прекрасно! Вы сумели добраться до моих
богатств! Вам я дарю ЗДОРОВЬЕ и УДАЧУ! Они в ваших
руках! Держатель Знаний.”
4. "Ура! Вы у цели! Ваше упорство
вознаграждается ВЕРНОСТЬЮ и ИСКРЕННОСТЬЮ! Они
помогут вам быть преданными друзьями! Держатель
Знаний.”
VI этап "Рефлексия” (10 минут)
Задача: Получение обратной связи.
Ведущий: Ребята, вам понравилось
путешествовать по Миру Знаний? А что вам больше
всего понравилось? А что не понравилось? Что у вас
вызвало трудности? А с чем вы справились легко и
быстро? Вам было интересно? Что вы чувствовали?
Что больше всего вам запомнилось? Хотели бы вы
совершить еще путешествия? А куда? И т. д.
VII этап "Прощание” (7 минут)
Задача: Обеспечение состояния
внутреннего благополучия, защищенности и
комфорта.
Ведущий: Вы все, ребята, сегодня
отлично поработали, каждый из вас получил
награду от Держателя Знаний. Но пришло время нам
расставаться. Давайте каждый скажет друг другу
добрые слова. Спасибо всем! |