Урок ориентирован на развитие у детей и
подростков лидерских качеств, активной
жизненной позиции и ее реализации в общественно
значимой деятельности в школе.
Ведущая идея урока – создание комфортной
среды педагогического общения, развитие
лидерских качеств подростков.
Цель урока: Выявление уровня готовности
подростков к лидерству, а так же формирование
состава школьного актива.
Задачи:
- Развитие творческих способностей подростков;
- Познание основных идей и принципов
деятельности лидера;
- Развитие навыков работы в группе, команде.
Участники: Учащиеся старших классов – 9, 10,
11 (группы по 10-20 человек).
Форма одежды: Спортивная одежда и обувь,
позволяющая легко и свободно двигаться.
Порядок проведения игры:
1 часть – Организационная:
- Приветствие.
- Знакомство с правилами игры "Время выбрало
нас”.
- Получение маршрутных листов.
- Старт.
2 часть – Основная:
3 часть – Заключительная:
- Подведение итогов.
- Формирование из самых ярких лидеров состава
школьного актива.
Условия игры:
Каждая группа получает маршрутный лист –
групповую карту следования по игровым станциям.
Команды, выполняя предлагаемые руководителями
станций задания, получают оценку. Оценивается
участие всех членов группы, оригинальность
мышления, скорость выполнения задания,
творческий подход, умение лидеров организовать
работу в команде.
В ходе игры руководители станций по
результатом выполнения заданий выделяют из
каждой группы одного представителя, обладающего
наиболее яркими лидерскими качествами.
Выявленному лидеру руководитель дает краткую
характеристику два положительных качества,
например, настойчивость в достижении цели,
дружелюбие, и одно отрицательное, например,
медлительность. Аналогично дает характеристику
всей команде. Все данные руководитель станции
фиксирует в своем блокноте.
По итогам выполненного задания в маршрутный
лист руководителем станции заносится оценка в
виде символов.
Работа игровых станций:
Основной блок игры включает в себя работу 7
станций. Каждая станция делится на две части:
Первая часть: Выполнение упражнения из
"веревочного” курса.
Цель: Создание и сплочение группы,
повышение взаимного доверия и поддержки.
"Веревочный” курс – это серия специально
подготовленных упражнений для малых групп,
используемых в программах лидерской
направленности. На примере увлекательных, но
довольно сложных упражнений коллектив учится
решать общую задачу, вырабатывать тактику и
стратегию ее решения. Участников "веревочного”
курса просят рассматривать прохождение
веревочного курса, как метафору жизненных
ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он
может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю
свою энергию, то, в конечном счете, это позволяет
ему выйти на новые рубежи в своей
профессиональной и личной жизни.
Вторая часть: Конкурсное задание.
Цель: Выявление у участников игры
творческих возможностей, интеллектуальных
способностей.
Конкурсные задания – специально подобранные
задания, выявляющие уровень знаний, умений и
навыков участников в преодолении разных
жизненных ситуаций, как в личной жизни, так и в
профессиональном плане.
В конце игры начинает работу "Совет”,
состоящий из руководителей игровых станций. На
совете руководители игровых станций совещаются,
формируют команду, выделяют одного лидера и
объявляют об итогах игры.
Игровые станции.
Станция № 1:
1-ая часть: "Здравствуйте!”.
Все участники встают лицом в круг, плечом к
плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и
задевает одного из играющих. Водящий и игрок,
который задет, бегут в разные стороны по внешней
стороне круга. Встретившись, они должны пожать
друг другу руки, сказать "Здравствуйте!”,
называть по очереди свое имя и обменяться
комплиментами. Затем пытаются занять свободное
место в кругу. Тот, кто остался без места
становится водящим. Игра продолжается не более
трех минут.
2-ая часть: "Имидж лидера”
Предлагается ребятам дать определение понятию
"лидер” и создать образ лидера, что включает
словесное описание личностных и
профессиональных качеств, внешнего вида, стиля
поведения, одежды, отличительных значков и т.д.
Станция № 2:
1-ая часть: "Паутина”.
Вам потребуется веревка длиной 10-15 метров, 2
стойки около 1,5 метров.
Между двумя стойками или деревьями
натягивается веревка в виде ячеек. Команде
предлагается переправиться сквозь паутину, не
задевая нитей. В каждую ячейку может пройти не
более 2-х человек. В общем, количество участников
следует поделить на количество ячеек. Если хоть
один игрок задел нить, вся команда начинает
выполнять упражнение снова.
2-ая часть: "Ринг ситуаций”.
Команде предлагается разделиться на две
группы. Первой группе дается задание придумать
конфликтную ситуацию, а второй группе –
разрешить ее. При этом нужно найти вариант
сотрудничества с оппозиционером, не обидев
другую сторону, отстояв свою точку зрения.
Станция № 3:
1-ая часть: "Ха!”
Для этой игры необходима площадка, на которой
все участники смогли расположиться лежа. Сначала
укладывается один участник, затем другой
ложиться головой ему на живот, третий головой на
живот второму и так до тех пор, пока все не
устроятся на полу. Первый участник произносит
слово "Ха!”, второй – дважды, третий – три раза и
так до последнего игрока. Главная задача – не
ошибиться в количестве слов и не засмеяться. Если
правила нарушены, игра повторяется до тех пор,
пока последний игрок не произнесет нужное
количество слов "Ха!”.
2-ая часть: "Должны смеяться дети!”
Участникам предлагается придумать и
разыграть юмористическую миниатюру, вспомнив
смешной случай (ситуацию) из школьной жизни.
Станция № 4:
1-ая часть: "Вавилонская башня”.
На уровне трех метров привязан лист бумаги, из
которого нужно сделать оригами. Группе
необходимо достать до него, не опираясь на то, к
чему привязан лист, используя только друг друга в
качестве "строительного материала”.
Разговаривать во время упражнения запрещается.
2-ая часть: " Калейдоскоп талантов”
Предлагается каждому участнику и всем вместе
продемонстрировать свои таланты в области танца,
песни, декламации, пантомимы и т.д.
Станция № 5:
1-ая часть: "Сидячий круг”
Участники встают в круг, прижимаясь друг к
другу плотно плечами. Затем ведущий просит ребят
развернуться в одну сторону так, чтобы каждый
участник увидел затылок впереди стоящего
человека. Затем сделать шаг вовнутрь круга.
Следующее задание – придумать фразу или
вспомнить какую-нибуь песню и спеть. Но прежде,
чем участники начнут петь или говорить фразу
попросить всех на три счета присесть друг другу
на колени и в таком положении пройти по кругу.
2-ая часть: "Публичное выступление”
Участникам предлагается выступить перед
аудиторией с речью на одну из следующих тем:
"Современный подросток и общество”,
"Счастливый человек – кто он?”, "Я и мои
друзья”, "Портрет идеального учителя”,
"Будущее России”.
Станция № 6:
1-ая часть: "Поиск”
Упражнение выполняется в закрытом помещении.
Всей группе завязывают глаза и предлагают найти
ленту и сделать из нее равносторонний
треугольник. Затем всем нужно взяться за ленту и
снять повязки.
2-ая часть: "Мир, в котором я живу…”
Предлагается выявит, молодежные проблемы,
которые существуют в школе, селе, районе, городе,
России, постараться найти причины их
возникновения и возможные пути их решения.
Станция №7:
1-ая часть: "Слепец и поводырь”
Ребята произвольно разбиваются на пары. Одному
из партнеров завязывают глаза (слепец), другой
(поводырь) водит его по комнате, помогая избежать
столкновения с другими парами, а так же помогает
достичь того места, которого он пожелает.
Меняются ролями. Затем выбирается из всей группы
один поводырь, которому будет оказано доверие
всей командой – водить слепых. Маршрут
определяется руководителем станции. Когда идет
парная игра – между собой пары сталкиваться не
должны!
2-ая станция: "Бумеранг”
Предлагается участникам выявить наиболее
важную социальную проблему, существующую в
районе. Придумать и разработать проект (акцию),
которая поможет решить данную проблему.
Например, одинокие пожилые люди, дети с
ограниченными возможностями, подростки с
девиантным поведением и т.д.
Помните, что на работу одной станции выделяется
до 10 минут, не более! Перед выполнением
упражнения "веревочного” курса участникам
дается время на выработку стратегии, не более 1
минуты. Во время работы станции участникам
запрещается спорить с руководителем станции!
Рефлексия участников игры:
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Чему научились на данном уроке?
- Чему хотели бы научиться?
|