Многие специалисты сходятся во мнении, что учебные планы
для одаренных детей не должны быть унифицированы. Действительно, при
составлении учебных планов следует учитывать то обстоятельство, что каждый одаренный
ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать
интересы и индивидуальные особенности одаренных детей.
Интересы и индивидуальные особенности ребенка
Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами,
которые и создают его индивидуальность. Хотя в принципе встречаются
разносторонне одаренные дети, все же на практике мы чаще имеем дело со
случаями, когда дети, одаренные в каких-то одних областях, не обнаруживают
особых способностей в других. Они могут обладать выдающимися познавательными
способностями и довольно низкой
Я-концепцией, не иметь достаточных навыков общения и
одновременно проявлять высочайшую творческую одаренность в музыке, быть
потенциально очень сильными в какой-то определенной области, но в силу недостаточной
стимуляции так никогда полностью и не раскрыть своих способностей.
Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано
особенностями домашнего окружения и воспитания, а также дошкольным опытом
жизни.
Ожидания, основанные на данных об одаренных детях
Результаты специальных исследований и опыт работы с детьми
дают нам массу полезной информации относительно навыков и умений, которые могут
быть освоены одаренными детьми. Естественно, что эта информация, как правило,
находит свое применение в учебных программах, составленных для одаренных
дошкольников. Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения,
подлежащие развитию.
Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно-следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат
Умение предвидеть последствия. Умение рассуждать.
Построение гипотез. Применение идей на практике. Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении. Высокая любознательность.
Творческие способности
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в
мышлении и действиях. Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи,
изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.
Учитель, его личные и профессиональные качества
Основным фактором успеха программы обучения является сам
учитель, то есть в основном именно он определяет соответствие содержания
программы способностям одаренного ученика.
Учебное помещение
Помещение и используемое оборудование должны
соответствовать программным целям. Важными элементами, в частности, являются
размеры помещений для занятий, возможность их легкой перепланировки и т. д.
РОЛЬ
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы индивидуализированные образовательные
программы для одаренных детей составлялись по принципу программ для детей,
имеющих сенсорные или двигательные недостатки. При разработке
индивидуализированных программ учитываются мнения родителей, что, кроме всего
прочего, заставляет педагогический персонал относиться к своему делу более
вдумчиво и ответственно. Методика разработки индивидуализированных программ
может быть различна, но, согласно Рензулли и Смиту, в любом случае они
определяют уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности);
очерчивают долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению; определяют
время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной
программы; предусматривают участие родителей; определяют способы оценки успехов
ребенка.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЧНОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ
Существуют опасения, что одаренные дети, занимающиеся по
специальной программе и быстро усваивающие сложные сведения, могут, тем не
менее, иметь определенные пробелы в базовых знаниях или навыках, необходимых
для дальнейшей учебы. Совершенно очевидно, например, что прогресс ребенка в математике
может быть затруднен, если он не сумел приобрести определенные начальные
математические знания, прежде чем перешел к более сложному материалу. Вполне
вероятно, что дети могут преодолеть возникающие перед ними в этой связи проблемы
самостоятельно. Однако учителя в любом случае должны анализировать
успеваемость детей в данной области и но необходимости консультировать их.
Существует множество методов, которыми может
воспользоваться учитель в представлении основополагающих сведений одаренным
дошкольникам. Выбор конкретного метода зависит от индивидуальных потребностей
и способностей ребенка.
Существует мнение, что одаренные и талантливые учащиеся не
должны встречать ограничений при переходе к изучению более сложного материала,
даже если они и не освоили в полной мере всех элементов общепринятой учебной
программы. Такого рода препятствия тормозят развитие потенциальных
способностей. Ребенок, испытывающий трудности с орфографией и грамматикой, но
изъявивший желание написать стихотворение или рассказ, должен встретить
поощрение своего творческого поиска. Необходимо стимулировать у ребенка
желание выразить свои собственные мысли и одновременно помогать ему осваивать
необходимый базовый материал, без которого невозможно дальнейшее продвижение в
учебе.
Взрослым также следует иметь в виду, что умственное
развитие может опережать физическое.
При работе с одаренными детьми, имеющими дефекты развития,
учителю необходимо сосредоточиться на оказании ребенку помощи с целью
компенсации или минимизации его недостатка, что является необходимым условием
возможно полного развития одаренности. В целом же принципы, лежащие в основе
специализированной учебной программы для одаренных детей как физически
здоровых, так и имеющих нарушения, абсолютно идентичны.
|