А бывает, экспонаты прилетают в музей по воздуху. Не веришь?
Но основная экспозиция Музея Военно-Воздушных Сил России,
разместившегося в подмосковном Монине, — это самые настоящие самолеты
разных времен, от первых дней авиации до последних. Так что некоторые из
них, разумеется, те, что посовременнее, например «МиГи» и «Су»,
действительно сами прилетели на выставку. Бомбардировщик М-4 конструкции В.М. Мясищева, созданный в 1954 г., - экспонат музея ВВС.
Место
для такого музея выбрано не случайно: Монино — город авиационный.
Именно здесь находится знаменитая Военно-Воздушная академия имени Ю.А.
Гагарина, где получили высшее военное образование многие летчики нашей
страны. Аэродром академии и его ангары и стали основными музейными
площадками. И слава о музее ВВС, существующем с 1960 г., уже давно и
заслуженно идет по всему свету.
В одном из музейных ангаров можно
увидеть самолеты, воевавшие еще на фронтах Первой мировой войны, —
разведчик «Вуазен» и истребитель «Сопвич». В наши дни смотрятся они
довольно забавно: у «Сопвича» три крыла, а «Вуазен» чем-то похож на…
детскую коляску, только с крыльями.
А рядом с ними еще более «древняя»
конструкция — самолет «Фарман-IV» выпуска 1909 г., спроектированный
знаменитым французским инженером и летчиком Анри Фарманом.
Места пилота и пассажира практически
ничем не закрыты, а вся система управления состоит лишь из двух рычагов и
двух ножных педалей. На таких самолетах и поднимались в воздух первые
русские летчики М.Н. Ефимов, СИ. Уточкин, Л.В. Зверева.
История у этого музейного экспоната
совершенно необычная. Дело в том, что ни одна машина этой марки не
дожила до наших дней. Но когда кинематографисты в 1970-х годах задумали
снять фильм «Воздухоплаватель» о первых русских авиаторах, то решили
заново построить самый настоящий, умеющий летать «Фарман».
Обратились к специалистам музея ВВС за
подробными техническими описаниями утраченной модели и по ним
действительно смастерили точную копию настоящего самолета.
Киношный «Фарман» во время съемок
фильма 64 раза поднимался в воздух! А после съемок по справедливости
занял свое место в музее ВВС.
И пусть он не настоящий, а мастерски выполненная копия, но она заполнила один из пробелов в экспозиции.
А среди подлинных самолетов есть в музее ВВС герой из героев — истребитель Ла-7 с номером 27 на фюзеляже.
Это одна из тех боевых машин, на
которых летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб,
сбивший 62 вражеских истребителя. Гордость музея ВВС в Монине — истребитель Ла-7 с номером 27, на котором летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.
На
открытой же площадке разместились десятки других экспонатов — самолеты
самых разных, неповторяющихся марок. Поднимает острый нос к небу
стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50. Застыли, словно ожидая
команды к старту, истребители МиГ-17, МиГ-19, Як-25. Истребитель-перехватчик МиГ-25, тоже выставленный в Монине, был на вооружении ВВС с 1965 г.
Вытянулось
стройное тело самолета-рекордсмена Е-166, на котором в свое время было
поставлено несколько рекордов скорости полета. Здесь же реактивный
бомбардировщик Ту-16, высотный разведчик Як-25 РВ, истребитель Ла-250…
Одни машины величавы, другие изящны и
легки, по-разному расположены крылья, пропеллер сменяют турбины. Но во
всем угадывается напряженный труд конструкторов, поиск верных и лучших
решений, мастерство пилотов, учивших машины летать. Так что экспозиция
музея ВВС в Монине — лучшее свидетельство того, что именно у нас в
России создавались самолеты, которые так часто оказывались самыми
первыми по тем или иным показателям, определяли дальнейшее развитие всей
мировой авиации.
Будем верить, что именно так будет и дальше! |