Собрание Лувра быстро увеличивалось за счет картин и скульптур, конфискованных во время революции у духовенства и дворян.
Вдобавок революционная Франция вела
войну чуть ли не со всей Европой, и бесценные произведения искусства,
захваченные в замках и дворцах других стран, поступали в Париж в
качестве военных трофеев. Этому способствовали победоносные походы
Наполеона Бонапарта, сначала генерала революционной армии, затем первого
консула Республики и, наконец, императора Франции.
В период наивысшего могущества и славы императора Лувр стал называться Музеем Наполеона. Жак Луи Дэвид
запечатлел на своей картине, как Наполеон коронует свою жену Жозефину в
соборе Парижской Богоматери. В период наивысшего могущества императора
Лувр назывался Музеем Наполеона.
Разумеется,
Наполеон не мог не внести свою лепту и в перестройку дворца. При нем
началось строительство еще одного музейного крыла, а на площади между
Лувром и Тюильри была возведена Триумфальная арка.
Один из наполеоновских походов оказался
для Лувра особенно плодотворным. В 1798 г. Бонапарт, в ту пору еще
просто генерал, отправился завоевывать Египет. В июле его армия,
переплыв Средиземное море, высадилась близ Александрии.
Эта военная экспедиция была не совсем
обычной. Кроме солдат и офицеров в составе армии числились… 175 ученых:
астрономы, математики, химики, минералоги, историки. Бонапарт собирался
завоевать Египет всерьез и надолго, а для европейцев эта страна была
тогда, по сути, огромным «белым пятном». Загадочным, туманным оставалось
в ту пору и прошлое Египта.
Доподлинно было известно лишь то, что
тысячи лет здесь существовало древнейшее государство, от которого
остались величественные памятники — огромные пирамиды. Они были
невероятно старыми уже тогда, когда Египет стал одной из провинций
Римской империи. А за одиннадцать с лишним веков до похода Бонапарта
страну пирамид завоевали арабы. Новые владыки не слишком жаловали
иноземцев, не многим из них довелось побывать здесь с тех пор. Оттого-то
и известно о Египте было столь мало. За 14 веков до н. э. древние египтяне уже освоили производство стекла. Фараон Аменофис III, скульптурный портрет которого хранится в Лувре, правил Египтом в 1408–1372 гг. до н. э.
Но
французской провинцией Египет так и не стал. Армию Бонапарта косили
болезни, голод, нестерпимая жара. В августе 1799 г. генерал бросил свое
поредевшее войско и с немногими близкими друзьями вернулся в Париж.
Ученые же продолжали свою работу.
Пораженные колоссальными размерами древних памятников — храмов, пирамид,
обелисков, они составляли подробные их описания, делали зарисовки. От
многих сооружений, правда, остались только развалины, полузанесенные
песком пустыни.
После похода Наполеона в Европе
началась «мода» на Древний Египет. Интерес к египетским древностям
усилился еще больше, когда через годы кропотливой работы французскому
исследователю Жану Франсуа Шампольону удалось найти ключ к расшифровке
загадочных египетских иероглифов.
А в 1826 г., уже после наполеоновских времен, Шампольон основал в Лувре отдел античного искусства Египта.
Пополняли его находки французских
археологов. Уже с первых лет этот отдел пользовался у посетителей
огромной популярностью, а теперь он стал, по сути, самостоятельным
музеем в музее.
Здесь хранятся древнеегипетские
статуэтки, стелы, папирусы, драгоценности, саркофаги, посуда, предметы
быта, настенные росписи, украшения и многие другие экспонаты,
рассказывающие об архитектуре и искусстве Древнего Египта, фараонах,
пирамидах, религии, быте, сельском хозяйстве, музыке, великой реке Нил,
археологических раскопках, которые продолжаются на древней земле Египта и
поныне. Сейчас «египетская» коллекция Лувра — одна из самых полных в
мире.
Вряд ли Наполеон мог предполагать, что именно таким окажется главный итог его египетского похода… В
одном из залов, посвященных культуре Древнего Востока, стоят крылатые
быки с человеческими лицами — шеду. Они охраняли вход во дворец
ассирийского царя Саргона II (722–705 до н. э.) Этому экспонату из «египетской» коллекции Лувра три с половиной тысячи лет. |