Оказавшись на площади Искусств (бывшей Михайловской),
среди удивительного архитектурного ансамбля Карла Ивановича Росси, не
сразу замечаешь неброское здание бывшего Дворянского собрания на углу
Михайловской и Итальянской улиц.
Михайловская площадь (ныне площадь Искусств) – это
целостный архитектурный комплекс. Три акцента умело расставлены в этом
ансамбле Карлом Ивановичем Росси, одним из лучших мастеров того времени:
Михайловский дворец (сегодня Государственный Русский музей), площадь со
сквером и домами по периметру, Михайловская улица, соединяющая Невский и
площадь. Одним из таких домов по периметру, на углу площади и
Михайловской улицы, и является здание бывшего Дворянского собрания.
Сдержанный, скромный и простой фасад выполнен в ионическом ордере.
Внутреннее убранство филармонии куда богаче, чем экстерьерная отделка. С.-Петербургское губернское Дворянское собрание было
создано на основании «Жалованной грамоты дворянству», подписанной
Екатериной II в 1785 году. Собрание – это корпоративно-сословная
организация дворянства С.-Петербургской губернии. Дворянское собрание
было призвано обеспечивать сословное единение и защищать права дворян.
Собрание обладало правами юридического лица, занималось формированием и
использованием благотворительных капиталов, устраивало деловые встречи
дворян, балы, концерты, маскарады и пр.
Орган сословного самоуправления – депутатское Дворянское
собрание. Оно состояло из депутатов, избранных уездными дворянскими
собраниями. Его возглавлял выборный губернский предводитель дворянства.
Правом голоса пользовались потомственные дворяне не
моложе 25 лет, имевшие чин и доходную недвижимость. В компетенцию
депутатского Дворянского собрания входили выборы должностных лиц,
разрешение предложений правительства, ходатайства о нуждах дворянства,
ведение дворянских родословных книг, дела по опекам и др.
В работах депутатского Дворянского собрания участвовали
гражданский губернатор и губернский прокурор (без права голоса). Для
решения экстраординарных вопросов созывались чрезвычайные сессии
Дворянского собрания.
Со вступлением на престол императора Павла I в 1796 году
«Жалованная грамота дворянству» была отменена. В годы правления Павла
губернское Дворянское собрание не собиралось. Собрание было полностью
восстановлено в 1801 году императором Александром I.
С 1790 года Дворянское собрание размещалось попеременно в
Воронцовском дворце на Садовой улице, 26 и в доме Лиона (затем В.В.
Энгельгардта) на Невском проспекте, дом № 30. Там сейчас располагается
Малый зал филармонии.
В 1834 году казной были выделены средства (1 млн руб.)
на возведение здания Дворянского собрания на углу Михайловской и
Итальянской улиц.
Здание было построено в 1834–1839 годах архитектором
Павлом Петровичем Жако по проекту Карла Ивановича Росси. Павел Петрович
был профессором архитектуры в Институте корпуса инженеров путей
сообщения. Кстати, именно Жако перестраивал дом В.В. Энгельгардта на
Невском проспекте, где ранее собиралось Дворянское собрание. Зал дома
(ныне Малый зал филармонии) стал одним из музыкальных и театральных
центров столицы.
Вместе с Карлом Ивановичем Росси Жако работал с 1823
года. Лучшей самостоятельной работой Павла Петровича считается
Голландская реформаторская церковь.
Павлу Петровичу Жако в доме Дворянского собрания
принадлежит решение большого трёхсветного зала (сейчас концертный зал).
Зал украшен коринфскими колоннами белого искусственного мрамора.
Дворянское собрание, занимаясь формированием и
использованием благотворительных капиталов и прочими финансовыми
мероприятиями, особое внимание уделяло проведению концертов, маскарадов и
балов. Сезон петербургских балов можно сравнить с нынешним сезоном
высокой моды в Париже. Здесь полноправно хозяйничала мода.
Неизлечимая болезнь – мода в современном значении этого
слова пришла в Россию через Петербург. И во всем виноваты куколки
Пандоры – барышня и кавалер.
В 1712 году столицей Российского государства становится
Петербург. Из Москвы на берега Невы переезжает царский двор.
Складывается такое понятие, как петербургский свет, петербургская
светская жизнь и мода. Именно сюда, в порт, и прибыли первые Пандоры –
куколки, чьей задачей было распространять по миру моду.
Пандоры совершали путешествия во все европейские страны.
При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной,
господствующей на тот момент моде, и «малая Пандора», представлявшая
образцы домашней утренней одежды. К Пандорам прилагался целый гардероб,
сундучки с парфюмерией, аксессуары. Эти аксессуары вызывали не меньший
интерес, чем сами Пандоры! Кружева, банты и бантики, чулочки, перчатки…
Две Пандоры демонстрировали и мужскую одежду.
Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь
им не могла преградить даже война. Любые военные действия прекращались,
чтобы пропустить транспорт с Пандорами.
Французские дома мод посылали таких кукол в Англию,
Германию, Испанию, Италию и Россию. В Россию Пандоры прибывали через
петербургский порт. Иногда – лишь на короткий период, исключительно для
того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды,
прически. Порой надолго.
Пандоры были в ходу до… 60-х годов XIX века, когда
журналы мод стали доступны даже простым горожанкам. А место кукол-пандор
заменил привычный для нас манекен.
Первоначально в России модой занимались на уровне
государства. Отчасти и потому, что XVIII век прошел под знаком
женщин-правительниц. Хозяйкам Зимнего дворца всё женское было далеко не
чуждо.
Традицию хозяек Зимнего дворца подхватили балы дворянских собраний.
В XIX веке балы в Дворянском собрании стали неотъемлемым
элементом столичной жизни. Как и концерты, в которых принимали участие
звёзды мировой оперной сцены и выдающиеся музыканты. Среди них Ф. Лист,
К. Шуман, Р. Вагнер, П. Виардо, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А.
Римский-Корсаков.
И в конце века, в 1899–1901 годах, к первоначальным трём
этажам Дворянского собрания был достроен четвёртый, аттиковый, этаж.
Работы осуществлял архитектор А.П. Максимов по проекту В.А. Шретера.
Были реконструированы парадная лестница и вестибюль. В это же время со
стороны площади возведён каменный двухэтажный тамбур.
Но, несмотря на проходившую реконструкцию, там
продолжались балы. 30 декабря 1900 года в залах Дворянского собрания
состоялся завершающий XIX век бал-праздник под названием «В царстве
роз». Организатор – общество «Ясли», собиравшее средства на создание
яслей и детских садов для детей рабочих фабрик и заводов. На бал
допускались дамы только в костюмах цветов, в цветных бальных туалетах
или в домино и в масках. По воспоминаниям очевидца, произносились тосты
за процветание в ХХ веке великой Российской империи, за августейшую
фамилию и за то, чтобы жизнь российских подданных в новом веке была
подобна жизни в царстве благоухающих роз.
После 1917 года вместе с ликвидаций всех сословий было ликвидировано и Дворянское собрание.
Ещё в 1882 году одновременно с созданием постоянного
оркестра Дворянского собрания была открыта библиотека. Ноты для оркестра
послужили основой фонда нынешней библиотеки Филармонии.
В 1921 году в здании бывшего Дворянского собрания
разместилась Петроградская филармония. Именно здесь 9 августа 1942 года в
блокадном городе состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
При реконструкции 1948–1949 годов зданию возвращен первоначальный облик.
Ныне здесь размещается Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича – старейшая филармония России. |