Этим удивительным человеком был Александр Порфирьевич Бородин, имя
которого занимает особое место в русской музыкальной культуре.
Профессор химии, прекрасный ученый, преподаватель Медико-хирургической
академии, общественный деятель, Бородин — автор незабываемых шедевров:
оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии.
Уже в детстве он проявлял исключительную одаренность: прекрасно
говорил по-французски, по-немецки и по-английски. В школе отличался
музыкальными талантами, хорошо рисовал, глубоко знал литературу и очень
серьезно занимался естественными науками. Послеокончания
Медико-хирургической академии в Петербурге Бородин некоторое время жил в
Германии, где познакомился с музыкой немецких композиторов-романтиков.
Будучи в Веймаре, он навестил великого венгерского композитора
Ференца Листа, который предсказал Бородину прекрасное будущее.
Известны следующие слова Листа о начинающем музыканте и авторе музыки:
«Работайте, работайте все время! Поверьте мне: вы обладаете удивительно
большим и оригинальным талантом».
Но молодой Бородин так и не решил, что же должно стать его
настоящим призванием: естественные науки или музыка. Между тем он
создает один музыкальный шедевр за другим: симфонии, струнные квартеты,
романсы, пьесы для фортепиано, а потом приступает к работе над своей
единственной оперой «Князь Игорь». Создавая музыку, Бородин не
оставляет и научные занятия, работая в лаборатории и помогая
неимущим студентам.
Многие ли сейчас знают, что композитор был общественным
деятелем, принимавшим активное участие в движении интеллигенции за
право женщин на высшее образование? Бородин стал одним из организаторов
первых высших женских курсов. Всю жизнь этот удивительный человек делил
время между музыкой и химией, музыкой и общественной деятельностью.
Крупный ученый, Бородин и в творчестве сохранял научный подход. В
либретто оперы «Князь Игорь» значительная роль принадлежит половцам -
кочевому народу, совершавшему набеги на Русь. Целых два действия
музыкального спектакля происходят в половецком стане. Так вот, Бородин
выяснил, что потомки древних половцев до сих пор живут в Венгрии.
Стремясь к точности и правдивости музыкальных характеристик своих
героев, композитор специально изучал их народные песни и обычаи. Столь
же обстоятельно Бородин исследовал и все исторические материалы,
положенные в основу драматургии оперы. Музыка, которую он сочинил,
получилась прекрасной и могучей. Знаменитый древнерусский эпос «Слово о
полку Игореве» явился слушателям, публике в новой, не менее
значительной ипостаси.
Умер Александр Порфирьевич в возрасте 54 лет, так и не успев
закончить свою единственную оперу. Эту работу по записям Бородина
завершили его друзья - композиторы Римский-Корсаков и Глазунов.
Выдающаяся опера «Князь Игорь» до сих пор идет с успехом не только в России, но и на сценах крупнейших оперных театров мира. |