Английский
филолог Филип Сеймур провел сравнительное исследование проблем обучения детей
чтению в 15 странах Европы и пришел к выводу, что, несмотря на свою
распространенность в мире в качестве языка межнационального общения и
представление о том, будто его легче всего выучить, английский язык – самый
трудный из европейских языков. Во всяком случае, на нем труднее всего научиться
читать. Дети других народов осваивают основы грамоты в среднем за год, а
маленьким англичанам требуется для этого два с половиной года. Значительно
более быстрого прогресса в обучении чтению достигают дети из стран с романскими
языками (Франция, Италия), тогда как читать на языках германской группы
(немецкий, английский) научиться сложнее.
Особенно трудно осваивается
английская грамота. Именно поэтому в странах английского языка больше детей,
страдающих дислексией – затрудненным восприятием писаного текста. Сложность
английского состоит в том, что одни и те же буквы в разных случаях, в разных
словах произносятся по-разному. Самым же легким из европейских языков, по
мнению Сеймура, является финский. Хотя его грамматика гораздо сложнее
английской – одних падежей пятнадцать, зато звучание букв всегда одинаково –
как слышится, так и пишется. По мнению английских филологов, большая
распространенность английского объясняется не мнимой его легкостью, а
исторической случайностью. Сложилось так, что англоязычные страны были за
последние полтора-два века наиболее успешными в политике, экономике и науке,
потому и язык стал распространенным. |