Цели:
- Ознакомление учащихся с видами фартуков
различного назначения и их отделкой.
- Привитие практических умений и навыков при
работе с графическим редактором
Задачи:
- Научить применять компьютер для конкретных
целей.
- Научить выполнять эскизы моделей фартуков и
составлять композицию аппликации способом
компьютерной графики.
- Ознакомить с работой художника – модельера,
использующего современные технические средства.
Оборудование: компьютер, экран для
демонстрации изображения с монитора
плакаты с различными моделями фартуков, журналы
мод, образцы фартуков в масштабе 1:1 ,
образцы аппликаций, рабочая тетрадь,
ручка карандаш, фломастеры, ластик.
Тип урока: интегрированный.
Понятийный минимум: новые термины:
эскиз, стилизация, композиция, пропорция.
Урок проводят два учителя – технологии и
информатики. Теоретические сведения учащиеся
получают от учителя технологии, а практические
задания – разработку эскизов фартуков и
аппликаций к ним выполняют на компьютере под
руководством учителя информатики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели и темы урока
– Знакомство с понятием «производственная
одежда», «рабочая одежда».
– Фартук как рабочая одежда для дома.
– Гигиенические и технологические требования ,
предъявляемые к данному швейному изделию.
– Аппликация как отделка фартука.
– Профессия художника-модельера. Приемы
изображения эскизов моделей (графический и
живописный).
– Повторение приемов работы на компьютере для
выполнения эскиза моделей фартуков и рисунков
для аппликаций.
– Разработка общего и детального плана
построения эскиза модели фартука и аппликации.
Выполнение эскиза в тетради.
Создание страницы «Альбома мод» (раздел
«Фартуки») на компьютере в графическом
редакторе.
III. Теоретическая часть урока
1. Вступительное слово учителя
Современная одежда по назначению
подразделяется на бытовую и производственную. К
бытовой относится повседневная . торжественная,
домашняя (в том числе рабочая) спортивная и
национальная одежда. Бытовая одежда
предназначена для
ношения в различных бытовых и общественных
условиях. К производственной одежде относят
специальную, санитарную и форменную. Специальная и санитарная одежда
предназначена
для защиты человека от
опасных и вредных природных факторов. Форменную
одежду носят военнослужащие, работники
специальных ведомств, учащиеся. Производственная одежда весьма
разнообразна
. Это – комбинезоны, халаты,
куртки, брюки, фартуки и др. Характер работы
учитывается при выборе ткани для изготовления
конкретного швейного изделия (свойства, цвет),
отделки, деталей, фурнитуры.
Рабочая одежда для дома – фартук, служит для
предохранения одежды от загрязнения. Основные
требования, которые предъявляются к фартукам,
это утилитарность и эстетичность.
2. Актуализация знаний и умений
Вопросы.
- Какую специальную одежду надевают на работе:
повар (фартук), врач (халат, брюки, куртку),
продавец (халат), сталевар (спецовка, куртка,
брюки), дворник ( фартук, куртка, брюки)?
- Какую одежду надевают для работы в доме?
IV. Формирование знаний, умений и навыков
В изготовлении фартуков можно проявить свою
фантазию и индивидуальный стиль, большое
внимание уделить цветовому решению, качеству
ткани, отделке деталям.
Фартук для дома должен быть спокойным по фасону,
силуэту, отделке, не мешать движениям.
Используемая ткань должна хорошо стираться и
утюжиться.
Детский фартук (нагрудник) предназначен для
маленьких детей. Он может быть ярким, насыщенным
по цвету, различным по форме (в виде плодов, ягод,
игрушек и т.д.)
V. Практическая работа
Учащимся предлагается выступить в роли
художников – модельеров и создать модель
фартука. Эскиз модели нужно изобразить на бумаге, а затем
этот же рисунок перенести на экран компьютера. При
работе с эскизами моделей фартуков важно
обратить внимание на то, чтобы рисунок был
пропорционален и располагался в центре диска.
Фамилию следует расположить таким образом, чтобы
получилось единое композиционное решение.
Начинают выполнять эскиз с силуэта,
прорабатывают форму, а затем переходят к более
мелким деталям и отделке. Эскиз может быть
выполнен графически (с использованием от одного
до трех цветов) и живописью (с использованием
более 4-х цветов). Силуэт можно обвести черным
контуром, чтобы выделить его. Линии вокруг
силуэта должны быть более тонкими. Отделка фартука может быть самая
разнообразная
: тесьма, декоративная
строчка, отделочная строчка, отделочная ткань,
карманы – аппликация. В русском народном костюме
передник служил дополнением и богато украшался
вышивкой, лентами, кружевом. Современная модель
фартука может быть стилизована, т.е. решена в
русском стиле. Аппликация из ткани
– это
разновидность вышивки. Вышивание аппликацией
состоит в том, чтобы укрепить на определенном
фоне из ткани куски другой ткани. Можно для
составления аппликации воспользоваться
готовыми рисунками или выполнить их
самостоятельно.
Требования к рисунку для аппликации:
– Рисунок должен быть упрощенным, без
мелких деталей. –
Необходимо продумать композицию
рисунка, цветовую гамму аппликации.
– Следить за тем, чтобы она была пропорциональна
размеру изделия
Для создания эскизов моделей средствами
компьютерной графики графический редактор «Paint»
предоставляет «Инструменты» с дополнительными
режимами и палитрой из 36 цветов, а также дает
возможность редактировать эскизы (направление,
передвижение рисунка или части на экране
компьютера).
Для создания «Альбома мод» (раздел
«фартуки») необходимо обратить внимание
учащихся на следующее:
- Карандаш используется как основной инструмент
для создания силуэта модели. Карандаш позволяет
рисовать линиями различной толщины.
- Линейка помогает создать более прямые линии,
чем карандаш.
- Прямоугольник и эллипс можно использовать при
создании частей моделей правильных форм.
Необходимо учитывать, что для создания круга и
квадрата надо удерживать клавишу.
- Кисть с дополнительными режимами используется
для различного рода мелких затейливых рисунков,
которые имитируют набивку на ткани.
- В спецэффектах удобен режим увеличения
какой-либо части рисунка в два раза для
достижения пропорционального эскиза модели
(например, для создания аппликации в виде
символа, созданной инструментом «Символы»).
- Ластик применяют для корректировки
разрабатываемого рисунка.
- Краска используется для заливки любого
замкнутого контура в эскизе цветом, выбранным из
палитры. Если для создания «Журнала мод»
используется черно-белый принтер, лучше выбирать
из палитры более контрастные цвета.
- Символы можно использовать помимо нанесения
надписей на рисунок в качестве аппликаций в виде
символов.
- Штампом часто создают аппликацию или часть
аппликации. При этом необходимо помнить, что
рисунок, созданный штампом, можно увеличить в два
раза, в четыре раза, в восемь раз.
- Перемещение совместно с режимом «Магнит»
хорошо использовать для переноса изображения, т.
е. для более удачного построения композиции
рисунка.
- Отмена позволяет отменить последнюю операцию
по созданию рисунка.
- Пункт «Редактирования» из меню,
предоставляемого графическим редактором,
позволяет копировать какие-либо части рисунка.
VI. Заключительная часть
Вопросы для повторения:
- Каким способом можно выполнить эскиз модели
фартука?
- С чего начинают выполнять эскиз модели?
- Какую отделку можно применить?
- Какие требования предъявляются к рисунку для
аппликации?
- Какие инструменты предоставляет графический
редактор»Paint»для создания эскиза модели фартука?
В заключительной части урока учащиеся вместе с
учителем подводят итог урока , проводят
самоанализ работы и выставляют оценки. |