Четверг, 28.03.2024, 22:49                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [111]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [141]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [799]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [223]
ИСТОРИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [143]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [124]
ОБЖ [61]
ИНФОРМАТИКА [76]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [100]
ЭКОЛОГИЯ [133]
ФИЗИКА [105]
ХИМИЯ [80]
ТЕХНОЛОГИЯ [102]
ФИЗКУЛЬТУРА [114]
МХК [51]
АСТРОНОМИЯ [20]
МУЗЫКА [45]
ИЗО [115]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [67]
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ С НОТАМИ [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ [271]
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА [354]
Я УЧИТЕЛЬ [62]
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [19]
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [451]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [204]
ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [90]
ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ЗДОРОВО [125]
ГЕОМЕТРИЯ [63]
ХИМИЯ [213]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
АЛГЕБРА [28]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [63]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [62]
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ [199]
ФИЗИКА [10]
СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ [32]
ИСТОРИЯ [258]
ПОДГОТОВКА К ГИА [13]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ [65]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [121]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ [57]
ГЕОГРАФИЯ [83]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС [225]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [34]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО АСТРОНОМИИ [25]
АЛГЕБРА. 7 КЛАСС [9]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [209]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ [12]
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [58]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ. 9 КЛАСС [31]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [44]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ИСТОРИИ [57]
ИНФОРМАТИКА [64]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 6 КЛАСС [18]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [50]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [21]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [103]
МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [26]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [150]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [18]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [26]
ЗООЛОГИЯ В ШКОЛЕ [230]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [61]
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [122]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ

Стихотворение к уроку истории "Перед лицом страшного врага Русь оказалась раздробленной на 5 княжеств"
21.12.2013, 12:53
Два сына очень скромно отца похоронили.
Георгий, с одобренья, князей освободил
Тех злыдней, что когда-то отца их невзлюбили,
А он их за предательство в темницу заключил.
И началась меж братьями вражда за свой Удел.
Борьба с единовластием, где каждый преуспел.
Разделом насладились все братья по крови.
Страдали ж от той бойни все люди их земли.
А в Киеве князь Рюрик скончался между дел,
Он множество церквей создать за жизнь свою успел.
Не в меру был он трезвый, набожный до предел,
Бесславный и без стержня, характером несмел.
Через усобиц войны и после ратных дел,
На юге князь Смоленский — Мстислав на троне сел.
Оставил город Новгород, как бывший свой удел.
Решил усилить Киев и прекратить раздел.
О нем все новгородцы, жалея, горевали
И долго себе князя другого выбирали.
Мстислав направил Федора, что Всеволода сын.
Но тот не удержался сих праведных вершин.
Сбежал от новгородцев в Торжок и там осел.
Как те его ни звали, вернуться не хотел.
А в это само время их голод всех сморил.
И не было спасенья, всяк Бога в том молил.
Мстислав — их утешитель, признав, что там беда,
Вернулся к новгородцам, как будто навсегда.
Освободил от зятя часть пленных горожан,
Под стражу взял предателей и объявил свой план.
Князь Ярослав (Феодор) готовился к войне.
Мстиславу ж поддаваться он не хотел вдвойне.
А тот сказал всем жителям: «Ужель не победим?
Святая нам София поможет в битве с ним!»
Сошлись их силы ратные, близ Юрьева, в борьбе.
Георгий к Ярославу пришел помочь в беде.
И было у обоих до тридцати знамен.
Сто сорок труб и бубен визжали в стане том.
Мстислав в душе надеялся все миром порешить,
И Константин меж ними хотел свой вклад вложить.
Однако брат Георгий и Ярослав, во зле,
Решили наказать их, в том верили судьбе.
И в битве приказали живых не оставлять,
Князей же тех пленить им и должное воздать.
Никто и не настаивал ждать мира уже боле.
А местом брани было им Липецкое поле.
Мстислав хотел от битвы и бойни той уйти,
Готовился войска свои к Владимиру направить.
Но Константин сказал ему: «Враг сильный позади!
В тылу своем сейчас, нельзя его оставить!»
Мстислав ему ответствовал, к полкам оборотясь:
«Перед Всевышним все вы, мои друзья и братья!»
Затем коня пришпорил, вперед весь устремясь,
Ударил по противнику, повергнув его в спятье.
Людей погибли тысячи из стана Ярослава.
Решили не преследовать его и всех князей,
А он бежал с Георгием, оставила их слава.
Забыли оба князя и про своих людей.
Великодушный в меру, не побежал Мстислав,
Чтоб наказать тех братьев, преследуя в дороге.
Спокойно вышел вслед им, войска свои собрав.
И вскоре у Владимира был на его пороге.
Через два дня уверенно он город окружил,
Увидев в нем пожарища, большое освещенье.
Не стал его брать приступом, а громко объявил
Врагам своим и недругам на том их пораженье.
То благонравие Мстислава всем нравилося на миру.
И честь пришла тогда и слава, что разнеслися в ту пору.
Не стал той славой он кичиться, простил и зятя за войну.
Дал Константину утвердиться на всем престоле в их двору.
От Ярослава принял дары, но дочь забрал в свою семью.
Боясь, что тот зажжет пожары, увел князь в Новгород родню.
От ратных подвигов скучая, повел Мстислав на юг полки.
А в это время, промышляя, примчали к селам вдруг стрелки…
От прежних рыцарей литовских и от немецкой стороны,
Владимир — князь земель всех Псковских,
Их выгнал из своей страны,
Определил виновных в споре, с одной, другой той стороны.
Затем к ним с речью обратился и молвил людям верный князь:
«Я только с юга воротился, за галичан, их жизнь боясь!»
Поклялся он святой Софией, призвал идти с ним горожан:
«Настал тот час, когда Россией стал и галицких земель стан!»
Там братья, Русью управляя, в беду попали, не дерясь!
От Венгров злых, все защищая, пытались гнать их восвоясь!
Но князя все ж не поддержали, на Киев он пошел один
С войсками, что его все знали, для них он был им Господин.
Тогда Галиция страдала еще от гнета и римлян.
Их Папа — Иннокентий третий — хотел призреть всех галичан.
Через Андрея, Соломею вводили в веру горожан.
Российского попа прогнали, Латинский утверждался клан.
Но Галич — достоянье предков, готов был сам врагов изгнать,
Вести свое богослуженье и Русь на юге защищать.
Ему был нужен предводитель, которым может стать Мстислав,
Готовый, как его родитель, за них бороться, смерть познав.
Пока Мстислав готовил силы, чтоб Русь от венгров воевать,
Пиры князь Константин устроил, решил на лаврах почивать.
Князей других не усмиряя, старался всем им доверять.
Отчет не требовал, считая, что каждый волен управлять.
Коварный Глеб, все тем же годом, решил Рязань себе всю взять,
Расправу учинить над родом и власть в округе всей забрать.
Собрать князей себе позволил, затем всех шестерых убил.
Никто суда над ним не строил; так злодеянья и вершил.
А Константин, достроив церкви, остаток жизни завершил.
Преставился, угодный Богу, свой вклад в Россию совершил.
Позднее годом, тем столетьем новгородчане, вот беда!
Не захотели Святослава, и началась меж них вражда.
А Святослав, на это глядя, решил то княжество не брать,
Другому отдал, понимая, что здесь ему несдобровать.
Пришел к престолу новгородцев их же — Мстиславичей собрат,
Князь Всеволод — не инородец, отец их был ему в том сват.
Правленье князя не решало всех существующих проблем.
Хоть сделал он добра немало, но действовал в угоду всем.
Разбил князь немцев одним махом, что близ Пертуева стояли.
Готовя приступ за Эмбахом — рекой, плацдармом что избрали.
Одновременно, на востоке убийца Глеб вновь план создал:
Убрать Ингваря — князя, в блоке, что с теми братьями стоял.
Его затея провалилась, настигла Глеба та судьба,
Что Святополку угодилась, изгнала в степь, как злого пса.
Князь Ингварь стал здесь победитель, за братьев Глебу отомстил.
Рязани стал он повелитель, себе всю область подчинил.
А тут Булгары обнаглели, искали выгодных путей.
Устюг у жителей отняли, пленили местных там князей.
Князь Святослав, Русь укрепляя, собрал от муромских людей
Их сыновей, и, возглавляя, решил Болгар изгнать скорей.
Устюг от них освободили и гнали вверх рекой Унжой.
Потом Ошел их осадили. Сожгли дотла за их разбой.
Своих послов потом прислали болгары с миром и дары.
Князья тот мир не подписали, готовясь снова для войны.
По Волге силы собирая, Георгий мир все ж заключил.
Там выбрал место, как бы зная, что Нижний Новгород открыл.
В слиянье Камы, Нижней Волги селилось множество людей.
Манил успех большой торговли и привлекал купцов, князей.
А вскоре на Руси звучало — изгнанье венгров — как успех.
Мстислава было то начало, разгрома сил их вражьих всех.
За ту победу и изгнанье всех венгров, ляхов из России
Мстислава (Галича — признанье) царем с венцом провозгласили.
Так продолжалось все веками, несчастны были те года.
Но по сравненью с тем, что стали, златыми можно звать тогда.
Настало время, бед познавших,
Ужасных, как сплошная мгла.
Рев, шум и тьму, сил наступавших,
Татар устроила Орда.

Автор Юрий
Куковякин
Категория: СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ | Добавил: admin | Теги: стихи к урокам истории, урок истории в школе, методические наработки к урокам ист, дидактический материал к урокам ист
Просмотров: 1366 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru