Цель: Формировать умение "читать"
произведение искусства - портрет, составлять
описание репродукции (на основе
дифференцированных знаний), развивать
письменную и устную речь, мышление, фантазию,
работать над обогащением словарного запаса,
совершенствовать навыки работы с разными
словарями, дополнительной литературой.
Оборудование: Выставка репродукций
картин Тропинина и московских художников, книг
по искусству, материалы о музее Тропинина, наборы
открыток, грамзапись вальса А.С.Грибоедова,
толковые словари, словари иностранных слов.
Словарь: |
Композиция выступления учащегося: |
Вернисаж |
Искусное начало речи. |
Плеяда |
Привлечение слушателей. |
Реставрация |
Вступление |
Репродукция |
Главная часть(наблюдение, |
Автопортрет |
сравнение, обобщение) |
Акварель |
Окончание речи |
Колорит |
Монолог (выступающий-слушатель) |
|
Диалог (скрытый - открытый); |
|
В результате: сопереживание -
понимание. |
Эпиграфы:
- Постоянный труд, без коего нет истинно великого,
является необходимым условием художественного
творчества. А.С.Пушкин.
- В искусстве слова все являются учениками друг
друга, но каждый идёт своим собственным путём.
М.М. Пришвин.
- Наше слово должно быть ясным, громким и
доступным пониманию по возможности каждого. М.М.
Пришвин.
- Добрый день, друзья!
Сегодня у нас необычный урок - вернисаж.
(Читаем тему, записываем тетрадях). Откройте,
пожалуйста, словари и скажите, что такое
вернисаж? (работа со словарями иностранных слов:
чтение, объяснение, запись).
- Итак, выяснили значение этого слова. Теперь
создадим на уроке обстановку, царящую на
вернисаже. (Включаю вальс Грибоедова и поясняю
детям цели урока).
- Сегодня предстоит поделиться впечатлениями
об увиденном в Музее Тропинина, попробовать свои
силы в чтении - описание известных шедевров
искусства. Будем учиться выступать, свободно
владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Мы
уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой
творческой работе главное - труд.
- Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите
высказывание А.С. Пушкина.
- Наш вернисаж открывают экскурсоводы:
Горд, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
(Показывая репродукции)
Москва конца 18 - начала 19 века. Улочки узкие,
намощенные. Беспорядочно расположены каменные и
деревянные здания, из - за крыш которых
выглядывали купола церквей и громада Кремля.
Такой осталась Москва в памяти
Пушкина.(Репродукции картин Тропинина).
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады ,и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! - писал Ф. Глинка в
стихотворении "Москва".
Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные...
Щетининский переулок, дом 10 с мезонином - здесь
и разместился Музей Тропинина и московских
художников пушкинской поры.
Музей создан на основе дар известного
московского коллекционера Феликса Евгеньевича
Вишневского. Экспозиция размещена в доме,
построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю.
В музее собраны и представлены произведения
живописи, графики, декоративно - прикладного
искусства, посуда, мебель.
Предоставим слово группе "языковедов -
экспертов".
- Давайте выясним значение, происхождение
слов, которые будем использовать сегодня на
уроке.
Плеяда - группа выдающихся деятелей одной
эпохи, одного направления.
Плеяду московских художников пушкинской поры
составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А.
Кипренский, В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау.
Реставрация - восстановление произведений
искусства (живописи, архитектуры), пострадавших
от времени или переделок.
Занимаются реставрацией экспонатов музея -
реставраторы.
Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е.
Вишневский, большой любитель старины, подбирал
выброшенные на свалку чёрные иконы, старые
картины, книги, расколотую посуду императорских
фарфоровых и стеклянных заводов, отмывал,
склеивал, давал им вторую жизнь - был мастером на
все руки. Но добрую славу он заслужил как
реставратор мебели.
Репродукция - рисунок, картина,
воспроизведённые типографским способом.
Прекрасно выполнены репродукции картин из музея
Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как
рождается музей" Евграфа Кончина, "В.А.
Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских
художниках" А.Б. Иванова, "Москва и Подмосковье
в пейзажах 18-19 веков".
Автопортрет - это портрет художника,
ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ.
"АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича
Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна
история появления оригинала в этом собрании.
Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение
(авторское)" Автопортрет" (1846).
Акварель - водяная прозрачная краска, а
также живопись такими красками. Художников,
работающих с такими красками, называют
акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович
Гау.
Колорит - 1. Гармоническое сочетание красок.,
создающее определённое единство содержания и
формы. 2. (перен) Совокупность особенностей,
характерные черты, своеобразие чего-либо.
- А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы
проверим, как вы знаете значение слов.(проводится
устный искусствоведческий диктант.(пейзаж,
гравюра, портрет, миниатюра, живопись,
репродукция, акварель, вернисаж, фон, натюрморт,
эскиз, автопортрет, мольберт, палитра).
Предоставим слово группе искусствоведов -
экспертов.
(выступления о жизни и творчестве художников и
описание картин ребята готовили самостоятельно,
поле предварительной консультации).
Василий Андреевич Тропинин (1780 - 1857) стал самым
знаменитым московским портретистом, отразившим
в образах современников гармонию и
противоречивость московской жизни. Родился в
семье крепостного графа Моркова. Он был
крепостным до 1824 года, когда стал известным,
получил звание академика портретной живописи,
наконец стал свободным. С того времени жил в
Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К.
Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный
превосходный художник". Первые работы художника
- это опоэтизированные образы украинских
девушек - поселянок: сначала художник жил на
Украине. В ранних произведениях начинал
складываться идеальный для Тропинина тип
женского лица.
Тропинин любил Москву. Он писал портреты
простых граждан и выдающихся москвичей: актёра
Щепкина, его жены, Сергея Сергеевича
Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея
Михайловича Голицына(попечителя Московского
учебного округа), генерала Туганова и
др.Прекрасно выполнена серия портретов в
"халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина,
Платона Николаевича Зубова.
Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это
произведение было представлено на звание
"назначенного в академики". Публика сразу
приняла это полотно, ставшее как бы символом
эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая
кружева. Она изображена в тот момент, когда на
мгновение оторвалась от работы и обратила взгляд
к зрителю, который оказался вовлечённым в
пространство картины. С любовью и тщательностью
выписан натюрморт - кружева, коклюшки, ящичек
для рукоделия. Ощущаешь такой покой и уют,
созданный Тропининым, убеждаешься в ценности
каждого мгновения человеческой
жизни.(рассказывая о картине, ученица
демонстрирует настоящее кружево, коклюшки,
ящичек для рукоделия).
Картина "Портрет каменотёса Самсона
Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В
ней отразились представления Тропинина о роли и
личности художника. Суханов - скульптор -
самоучка, возглавивший в Петербурге артель
каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла
участие в сооружении постамента памятника
Минину и Пожарскому. В личности Суханова
Тропинин нашёл идеальные черты художника -
труженика, мастера.. На портрете - лицо мудрое,
вдохновенное, похожее на библейского старца. С
любовью написаны тонкие артистические руки
творца - каменщика.
"Автопортрет" Тропинина.
"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне
Кремля" (1844) заказан был Московским
художественным обществом. Чувствуется
программный характер произведения. Это как бы
подведение итогов жизни немолодого художника,
находящегося в зените славы. Тропинин утверждает
себя как личность, подчёркивая величие своего
труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с
кистями и палитрой - атрибутами искусства. У
художника открытое, располагающее лицо человека
большой, внутренней силы, оказавшегося способным
выполнить своё предназначение и сохранившего
верность искусству. Не случайно он изобразил
себя на фоне Кремля (до 1825 года В.А. Тропинин жил
на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от
храма Христа Спасителя).
Пётр Фёдорович Соколов(1791 - 1848) - мастер
камерного акварельного портрета. Его работы
представлены в музее Тропинина. Закончил
Академию Художеств в Петербурге по классу
исторической живописи, нашёл себя в жанре
портрета. Среди ранних работ значительное место
занимают карандашные портреты, восходящие к
альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр
графического портрета в творчестве Кипренского
и Орловского.
Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике
акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего
творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" - шедевр
творчества. Её писали многие портретисты, но
никто не изобразил знаменитую красавицу такой
очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся
горделивым цветком, величественно; спокойный
холодный взгляд серо - зелёных глаз, исключающий
задушевность, лишает теплоты общения. Художник,
моделирующий объёмы лица плотными мазочками,
одежду пишет прозрачной акварелью. Соколов
использует в изображении поверхность белой
бумаги, создающей воздушный фон при помощи
лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся
совершенством филигранной отделки,
изысканностью тонких цветовых сочетаний.
- Портрет знакомит нас с одним человеком и
вместе с тем вообще углубляет наши представления
с личности. Настоящий портрет обнаруживает связи
человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре,
позе проявляются тончайшие, порой
трудноуловимые приметы души.
"Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия
- это живопись, которую слышат", - писал великий
Леонардо да Винчи. Дома, ребята, постарайтесь
доказать справедливость этого суждения.
- На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба
в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем
уроке.
- На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно
разные московские портреты, научились "читать"
портрет как произведение искусства,
совершенствовали навыки речевого общения,
учились выступать.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Звучит тихая классическая музыка. Желающие
могут вслух прочесть свои отзывы. |