Суббота, 20.04.2024, 03:31                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок по рассказам Ф. Абрамова "Старухи" и "Материнское сердце"
16.04.2012, 21:23

На доске эпиграфы:

Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле

Таланты бывают разные… Но есть высший талант, высший дар, который поднимается над всеми- дар доброты и человечности.

Ф.А.Абрамов

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества  писателя
  2. Показать концепцию «простого русского человека» в рассказах Ф.Абрамова
  3. Постараться понять трудную судьбу русской женщины в годы войны и послевоенный период

Оборудование:

  1. Портрет писателя
  2. Выставка книг
  3. Презентация по теме

Вопрос к учащимся:

- Ребята, что, в вашем понимании, означают слова «человечность и доброта?

Задание классу:

Составьте синквейн на слова «человечность»  и «доброта»

(Синквейн – пятистишие, где первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – синоним)

Человечность

Доброта

Чуткий, гармоничный ( в- ты: гуманный, честный; достойный, чувствующий(сочувствующий); сострадающий, отзывчивый)

Искренняя, радостная ( в- ты: светлая, благостная; согревающая, бескорыстная)

Помогает, понимает, любит, (в -ты: возрождает, взаимодействует с миром, сострадает)

Трогает, утешает и примиряет (в-ты: успокаивает и облегчает, излучает мир)

Человечность предполагает соответствие Вечному (в-т: Разум, построенный на принципах любви. Не позволяющий потребительски относиться к миру)

Теплота, от которой согревается сердце (в-т: Доброта изливает свет Любви)

Любовь (в-ты: жизнь; идущий от Бога; Человек в Вечности)

Радушие (в-ты: добродетель; любовь; бескорыстие)

Слово учителя: Сегодня мы будем говорить о рассказах Ф.Абрамова «Старухи» и «Материнское сердце», о доброте и человечности героинь этих рассказов , о том, как понимал эти слова замечательный русский писатель Федор Александрович Абрамов, что волновало его и как писателя, и как русского человека в первую очередь. (Презентация по биографии писателя)

Он появился на свет 29 февраля в зимней избе на берегу замерзшей реки Пинеги, в старинной деревне, затерянной между северных болот и лесов, куда издавна бежали разбойники и староверы и где не каждое лето успевал созреть урожай. Деревня называлась Веркола.

Федор Александрович был пятым ребенком в бедной семье, рано остался без отца, работать начал раньше, чем читать. "Ребячья коммуния" Абрамовых под руководством матери поддерживала небольшое хозяйство, которое коллективизаторы под горячую руку определили как середняцкое. Федора как сына середнячки не хотели брать в 5-й класс новой школы. О достатке середняцкого сына в те годы красноречиво свидетельствуют письма в сельсовет с просьбой выделить детям одежду и обувь к зиме ("хотя бы по одной паре на двоих, не в чем ходить в школу. Паровоз впервые он увидел в 16 лет, когда поехал в райцентр.

Ему везло. Первое везение было - Ленинградский университет, куда он поступил на филологический факультет. Недосыпал, жадно поглощая новые знания о литературе, живописи, градостроительстве, дружил с ленинградскими мальчиками из интеллигентных семей. Благодаря стараниям некоторых "патриотически настроенных" критиков Абрамова нередко рисовали эдаким посконным мужиком, не испорченным западной цивилизацией. Это не так - с самых первых дней студенчества и до смерти он не только высоко ценил европейскую культуру, но и неустанно "пополнял багаж", о чем говорят записи дневников, свидетельства очевидцев. Когда в галерее Уффици во Флоренции не оказалось русскоговорящего гида, Абрамов экспромтом провел экскурсию для группы из Литфонда.

Как многие сверстники, воевал. "Самая большая редкость в моей жизни - это то, что я прошел войну и остался жив", - писал он в дневнике. Вместе с другими второкурсниками мобилизовался, лежал под обстрелом в Синявинских болотах с одной винтовкой на десятерых. С тяжелым ранением лежал в блокадном госпитале - грозила ампутация ноги. Но опять повезло: женщина-врач, похожая на тень, отказалась ампутировать ногу и вместо этого назначила мясные шарики дважды в день. Потом его везли по Дороге жизни, по ладожскому льду, снова под обстрелом. Машина, шедшая впереди, затонула, машина позади - тоже... Поправившись, Абрамов вернулся в строй. Служил в СМЕРШе, об этом времени никаких точных данных нет. Вдова писателя рассказывала мне, что в архиве сохранились наброски к повести "Кто он?", основанной на событиях той поры.

После демобилизации Федор Александрович возвратился в ЛГУ, защитил диплом и был оставлен в аспирантуре при кафедре советской литературы, которую через несколько лет и возглавил. Такая биография могла быть у партийного функционера, чиновника от литературы и науки. Но в характере и поступках Абрамова всегда было нечто выламывающееся из общего ряда, из благонамеренной советской лояльности.

Еще в аспирантуре влюбился в женщину, тоже аспирантку, побывавшую в оккупации. Партийное руководство университета имело свои виды на молодого фронтовика и приняло воспитательные меры (впереди такая карьера, мало, что ли, невест?). Абрамов от карьеры партработника отказался.

Первая же серьезная публикация молодого литературоведа произвела скандал. Трудно сказать, то ли в ней проявился впервые абрамовский темперамент, то ли последующие события оформили характер автора. Но совершенно определенно, что в становлении и судьбе будущего литератора сыграла роль личность первого редактора - это был А.Т. Твардовский.

Абрамов предлагал литературе взглянуть на жизнь глазами самого труженика и прямо говорил о трудностях села, о том, что крестьяне достойны более внимательного и сочувственного отношения общества. Мысли по тому времени вполне революционные. В 1958 году появляется первая книга тетралогии «Пряслины» - «Братья и сестры», затем «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) и «Дом» (1978). Это хроника села Пекашина и хроника историческая, охватывающая Великую Отечественную войну и первое послевоенное пятилетие. Носителями народных идеалов выступают герои, которые не ищут себе доли полегче, а честно с детства тащат на себе тяжкий груз крестьянских забот.

А потом будут рассказы, повести. Это и «Безотцовщина», и «Пелагея», и «Алька», и «Мамоновщина», и «Деревянные кони», и много других, в которых «главное – жить честно и помогать ближним. Выше этого ничего нет». К этому придут все его герои.

К народу у Абрамова был свой счет.

"Да, народ жертва зла, - писал он в дневнике, - но он и опора зла, и питательная почва зла". Эта фраза возмущала "неославянофилов", разрушала лубочный образ "простеца". Таких фраз немало раскидано не только в дневниках, но и встречается в рассказах, повестях и романах писателя. Коллективизацию у него проводят соседи кулаков, предательства и доносы 30-50-х - дело самих крестьян. Рядом с настоящими героями и героинями живут подлецы и лизоблюды и предатели. Народ в творчестве Абрамова разносоставен, разнолик. И, размышляя о народном характере, он писал о его "невыделанности" - в нем сочетается и удаль, и размах, и буйство, и рабство. Последнее волновало его многие годы, отразилось во многих рассказах, опубликованных уже после смерти, и прежде всего в "Старухах». Еще в 1969 году был создан рассказ "Старухи". Это один из лучших рассказов, которым очень дорожил сам писатель.

Ученик читает стихотворение М.Исаковского «Русской женщине»

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

- Когда был написан рассказ? Назовите место и время действия

(Еще в 1969 году был создан рассказ "Старухи". Он обошел почти все редакции, вызывал всеобщее восхищение, но увидел свет только через восемнадцать лет в 1987 году. Место действия -деревня, родные места писателя)

- Кто герои его рассказа? Назовите их

(Герои- обыкновенные старухи: тетка Люба-Любка- прыть - Любава Лазаревна, Фиклистовна, бабка Окуля, Марья Тихоновна-Репка, Оля-дева и другие. Всю свою сознательную жизнь проработали они в своем колхозе, не разгибая спины. Войну на себе вытащили. Детей на войне потеряли. Теперь, на пенсии получают пенсию по 12 рублей, так отблагодарило их государство, ибо по закону, они не могут получать больше, т.к. зарплаты у них были низкие, а то и вовсе ничего не получали за свой каторжный труд)

Какой главный, на ваш взгляд, вопрос пытается решить автор?

(Как восстановить справедливость, как искупить вину перед поколениями русских людей, особливо русских женщин-крестьянок, которые не годами десятилетиями работали на износ, "рвали из себя жилы в колхозе, в лесу, на сплаве", почти ничего не получая за свой каторжный труд.)

- Что заставило писателя обратиться к данной теме?

(Абрамов защищал вековые традиции народной нравственности. Он писал: «Наши матери, взращенные в условиях старой патриархальной деревни, не очень владели книжной грамотой, но зато они на редкость хорошо владели другой грамотой – грамотой сердца и души». Абрамов продолжал ту линию русской литературы, которая шла от Чехова и Бунина бесстрашно взглянуть на самих себя, не идеализировать народ, разобраться в сложности и крайностях русского характера)

Рассказ нельзя пересказать. Его нужно читать. Найдите описание героинь рассказа. Какие характеристики дает им автор? О чем говорят их имена, прозвища? Читаем

(Всех героинь Абрамов описывает ласково. Даже если упоминает их прозвища, то как будто извиняется за тех, кто их придумал. Но имена и прозвища несут много информации. Например, тетка Люба, у которой полное имя Любава Лазаревна. Любава не Люба-Любовь, а по старинному- любоваться, любить. Ею и, правда, любуется вся деревня, не зря все старухи собираются у нее. Главный ее дар  - слово. Да и прозвище Любка -прыть ей как нельзя лучше подходит: вся она быстрая на слово и на действие.

А вот Феклистовна. По-простому, по - деревенски  называет ее автор. Тяжкая доля досталась ей. Теперь кричит, стонет по ночам. Оля-дева, оставшаяся без ног, еще не старая. Марья Тихоновна – Репка, получившая прозвище за то, что сорвала репки на колхозном поле и отсидела 5 лет за это. И это не все. Разве можно обо всех рассказать. Их тысячи, десятки тысяч этих простых русских женщин, перенесших столько на своих плечах.

- Что пережили на своем веку женщины? Как прослеживается взаимосвязь человека и времени, человека и эпохи

(Гул времени, гул эпохи передается через судьбы женщин, которые на своем веку пережили коллективизацию, войну, гибель мужей и сыновей на фронте, раннее вдовство и безотцовщину, разруху, налоги.)

- Где и как звучит авторский голос?

Голос автора мы слышим, когда старухи «завсхлипывали, запричитали», требуя от него справедливости, протягивая свои старые, заскорузлые руки. Всегда сдержанный авторский голос подымается до самых высоких лирических нот, до самой высокой патетики "Встаньте, люди! Русская крестьянка идет. С восьмидесятилетним рабочим стажем" "Новый человек вырастет - не сомневаюсь. Но пройдет ли по русской земле еще раз такое бескорыстное, святое племя?".

- Какие чувства сливаются воедино в авторском голосе?

(Восхищение, сострадание, любовь, боль, негодование на всевластие чиновников, которые "все пожирают и ни за что не отвечают", жажда справедливости, попытка и невозможность восстановить эту справедливость)

- Как за драмами людей просматриваются проблемы общегосударственные, общенародные?

(Писатель хорошо понимал, что, в конечном счете, судьбы страны и человечества зависят не только от политиков, но и от поведения, умонастроения, устремлений, идеалов, культуры и нравственности миллионов. Он видел, что в запущенном состоянии находятся не только экономика, быт, система управления, но и сознание, нравственность, культура, состояние умов и сердец. Все, что происходит с деревней, с людьми – это все «дела российские», дела общие. Судьбы этих крестьянок-великомучениц заставляют думать о подвиге и трагедии народной).

- На какие размышления наводит автор в финале?

(В финале рассказа - писатель наедине с портретом Сталина. Это серьезное размышление об эпохе. Разгадка прошлого не только в культе Сталина, но и в психологии, самосознании, поведении народа.
"Надо знать свой народ, товарищ писатель", - ухмыляясь, говорит портрет Сталина со стены автору, удивленному тому, что старухи-крестьянки не хотят добиваться справедливости по отношению к себе же самим, боясь начальства.)

- А какая идея воплощена в рассказе «Материнское сердце»?

Обобщённый образ скорбящей матери воплощён в рассказе Ф. Абрамова «Материнское сердце», представляющем собой исповедь-плач старухи, потерявшей на войне всех своих пятерых сыновей.

В 1942 году после долечивания в госпиталях Абрамов вернулся на родную Печенегу, где увидел и запомнил на всю жизнь подвиг русской женщины, русской бабы, которая «открыла второй фронт». «Бабья, подростковая и стариковская война в тылу им, их беспримерной стойкости, их подвигу, их взлетам духа и величайшей трагедии, которая продолжается еще и сегодня, я отдал свое перо»,- скажет писатель позднее.

- О чем рассказ «Материнское сердце»? В чем созвучие этого рассказа с рассказом «Старухи»?

«Материнское сердце» — глубоко психологический рассказ. Он учит любить и ценить матерей. Этот рассказ также о тяжелой участи русской женщины. Все перенесла она: и непосильные налоги, и трудовую повинность, когда женщин и подростков гнали на сплав, на лесозаготовки. Повествование ведет слово матери, потерявшей детей.

- Расскажите историю Офимьи.

- За что больше всего винит себя бабка Офимья?

(За то, что не уберегла сына, который был самый младший и на войну не попал. А раз не воевал, значит, она обязана была сохранить его живым. Но не уберегла. Старших война съела. Война страшно «проехалась» по судьбе Офимьи. Но не ропщет она, сыновья погибли за Родину. А вот младший… Он на ее совести- так винит себя Офимья. И никогда не кончится боль материнская, покуда живо сердце.

- Звучит ли здесь голос автора?

«Материнское сердце» Абрамова можно выделить как пример появления внетекстового авторского голоса. В рассказе «авторское слово» есть прежде всего слово материнское. Образ автора здесь вовсе не нужен, т.к. он бы только дублировал рассказ бабки Офимьи. Автор только присоединяется к ее точке зрения, солидаризируется с ее этическими установками.

Мы рассмотрели всего лишь два рассказа Ф.Абрамова. Но до конца понять то, что волновало писателя, может помочь только глубокое и вдумчивое прочтение его произведений. А волновало писателя многое. До сих пор не осмыслены глубинно произведения писателя , так как мы не научились еще «мыслить обо всей стране, мыслить исторически», по-государственному. Сам Ф.А.Абрамов говорил, что природа человека у нас еще мало изучена и необходимо думать, размышлять «прежде всего о том, что такое человек». Люди, обладающие даром доброты и человечности, как правило, не пропахивают борозды в какой-либо области. Их  дела не измерить никакой мерой, никакими весами. Они невидимы. Но без них не всходили бы в наших душах чувства доброты, человечности. Это те люди, которые живут и работают в ладу со своей совестью, не изменяют данному слову, служат людям, творят добро, не ожидая наград, не впадая в отчаяние и уныние. Они поддерживают и взращивают «духовное древо человечества».

Домашнее задание: прочитать на выбор рассказ Ф.Абрамова, написать эссе по прочитанному
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 4457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru