Четверг, 25.04.2024, 09:57                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина "...Мой жребий пал: я лиру избираю..."
16.08.2012, 18:33

Цели урока:

  • чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина по указанной теме
  • наблюдение за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
  • обучение анализу стихотворения
  • сопоставление произведений М.Ломоносова, Г.Державина, А.Пушкина

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
  • учить систематизировать, выделять главное, обобщать
  • обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка

ХОД УРОКА

— Вот вам тема, — сказал ему Чарский:
— поэт сам избирает предметы для своих песен;
толпа не имеет права управлять его вдохновением.

А.С.Пушкин. Египетские ночи

1. Учащимся предстоит самим определить тему урока после прослушанного чтения.

Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А.Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)
Роль Чарского исполняет Виктория Лихачева
Я – импровизатор
Слова автора читает Николай Бубякин.

Вопрос: Какова же тема нашего урока? Обращаем внимание на эпиграф.

Для размышления: на чьей вы стороне в этом диалоге? (Ответ заслушать в конце урока)

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке я приглашаю вас к серьезному разговору на сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его поэзия нужна людям, миру?
На уроке мы будем читать и учиться анализировать пушкинские стихотворения, чтобы глубже их понять и высказать о них свои собственные суждения.
А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу»  (1814), строка  из которого начинает на урок, а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) (название стихотворений записаны на доске или показаны на слайде)

Не все стихи нам удастся сегодня прочитать на уроке. Некоторые из них вы рассмотрите дома. А мы начнем!

Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь, завершает период Михайловской ссылки поэта. Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. А стихотворение, которое он везет в Москву – «Пророк»

Учитель читает стихотворение «Пророк»

Вопросы для анализа:

  • Что вы скажите об этом стихотворении? Каковы ваши первые впечатления? Чтение комментария
  • Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  • Проанализируйте лексику стихотворения. (Обилие архаизмов и старославянских слов; обилие глаголов в повелительном наклонении)

Комментарий к словам.

  • В чем особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части?
  • Почему это стихотворение мы рассматриваем в указанной теме? (Поэт – это пророк)
  • Какими качествами личности должен, по мнению Пушкина, обладать истинный поэт-пророк? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?
  • Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких Божественных идей? Прокомментируйте свое мнение.
  • Чтение стихотворения учащимися.

Самостоятельная работа учащихся со стихотворением «Поэт» и «Поэту»

  • Какой художественный прием использует Пушкин при построении этих стихотворений? (Антитеза)
  • Какие образы противопоставляются?
  • Какое новое звучание приобретает образ поэта в данных стихотворениях?
  • В чем причина одиночества поэта?

Индивидуальное самостоятельное задание:

  • Назовите «три памятника» в русской литературе. Напишите названия на доске. (Ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.Ломоносова, Г.Р.Державин. «Памятник», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)
  • Что общего в композиции этих стихотворений? Проанализируйте строфику данных произведений. О чем каждая строфа?

Исследовательская работа

Сравнение стихотворений Горация, Державина и  Пушкина по строфам:

  • величие своего памятника;
  • пространственные границы его посмертной славы;
  • её временные границы;
  • главная заслуга в поэзии;
  • образ Музы.

Итоги урока

Подходит к концу наш урок. Мы успели немного. Но очень хочется надеяться, что наши сегодняшние размышления станут стартовой площадкой для ваших самостоятельных размышлений и интерпретаций в рамках этой и других тем.
Возвратимся к началу нашего урока. На чьей стороне вы в прочитанном диалоге?

Домашнее задание

  • Прочитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Как в нем звучит проблема отношений поэта и читателей? Выпишите из него строки, которые, на ваш взгляд, могли бы стать «крылатыми» словами.
  • Сравните стихотворение «Поэт» и «Поэту». В чем причина одиночества поэта?
  • Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть истинным поэтом?»
  • Выучите стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» наизусть.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 2103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru