Цели урока. Путем
сопоставительного анализа исторических
материалов и художественного текста
(«Капитанская дочка» А.С. Пушкина) определить
отношение к Пугачеву как исторической личности и
художественному образу; через восприятие
художественного образа Пугачева прийти к
осознанию идеи повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Задачи
. Развивать умение вести
исследовательскую работу с историческими
документами и художественным произведением;
развивать логическое мышление; прививать
интерес к изучению истории и литературы;
воспитывать гуманность и милосердие. Оборудование
. Два портрета Пугачева
неизвестных авторов; иллюстрации к повести
«Капитанская дочка»; исторические материалы
(Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); индивидуальные
рабочие таблицы; учебник «История Отечества» Б.А.
Рыбакова и хрестоматии по истории России; тексты
повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
(Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.И. Беленький,
1997); фрагмент из художественного фильма А.
Прошкина «Русский бунт».
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
Учитель литературы. Сегодня у нас
необычный урок — истории и литературы.
Тема его: «Пугачев — историческая личность и
Пугачев — литературный герой в повести
А.С. Пушкина "Капитанская дочка”». На уроке мы
будем использовать исторические материалы для
характеристики одного из главных героев повести
«Капитанская дочка», а именно Емельяна Пугачева,
который, подняв восстание, всколыхнул Россию от
Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно
интересовала и историков, и государственных
деятелей, и писателей, и художников. Учитель истории
. Что представляет собой
эпоха, в которую жил Пугачев? Емельян Пугачев жил
в эпоху так называемого золотого XVIII века
Екатерины II. Это был век блестящих побед русской
армии, век расцвета культуры и укрепления
абсолютизма, век государственных переворотов.
Россия делала значительные шаги в своем
общественном и экономическом развитии, и чем
большие изменения происходили, тем острее
вставал вопрос о крепостном праве.
II. Творческая часть
Учитель истории. Как решался
крестьянский вопрос во второй половине XVIII в.?
Сообщение ученика. B 1762 г. Россию потряс новый
государственный переворот. На престол под именем
Екатерины II взошла дочь принца
Ангальт-Цербстского София Фредерика Августа,
жена Петра III. Она продолжила продворянскую
политику. Екатерина начала щедро одаривать из
государственной казны своих подданных — тех, кто
помог ей стать императрицей, а когда деньги
кончились, в ход пошли крестьянские души. Указ
первого года правления Екатерины II —
«Жалованная грамота дворянству» — предоставил
дворянам полную свободу от военной и гражданской
службы, тем самым открыв им широкую перспективу
для занятия хозяйственной деятельностью.
Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам
жаловаться на помещика, о праве ссылать
крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные
работы — окончательно низвели крестьян на
положение рабов. Крепостных продавали,
обменивали на скот, проигрывали в карты.
Истязания, которым их подвергали, были безмерны
по жестокости. Произвол помещиков достиг крайних
пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния,
оказывало сопротивление, которое в большинстве
случаев носило стихийный характер. Учитель истории
. Вторая половина XVIII
в. — это время усиления крепостного гнета и
активного роста народных движений. Одной из
самых ярких страниц в истории России является
выступление крестьян под руководством Емельяна
Пугачева. «Мятеж, начатый горстию непослушных
казаков, усилившийся по непростительному
нерадению начальства и поколебавший государство
от Сибири до Москвы», — так писал об этом
восстании А.С. Пушкин. Историки именуют
события 1773–1774 гг. пугачевщиной. Учитель литературы
. Взгляд на
предводителя крестьянского восстания
противоречив: одни видели в нем смельчака,
бросившего вызов Екатерине II (указывает на
портрет Пугачева, написанный на портрете
Екатерины II); другие видели умного,
проницательного человека (портрет Пугачева
неизвестного художника).
Какие эпитеты в народных песнях показывают
отношение народа к Пугачеву? Ученики
. «Добрый молодец», «красно
солнышко», «народный заступник», «буйная
головушка»... Учитель
. Посмотрите на портреты
художников, изобразивших Пугачева: на одной он —
умный, проницательный, повидавший много лиха;
другой — написан на портрете Екатерины II (это
тоже своеобразный вызов Пугачева).
А теперь давайте посмотрим отрывок из фильма
Александра Прошкина «Русский бунт». (Просмотр
отрывка из фильма.) Каким вы увидели в этом
фильме Пугачева? Ученики
. Разбойником, злодеем. Учитель
. Посмотрим на Пугачева
глазами Пушкина, который, изображая пугачевское
восстание в повести «Капитанская дочка», пытался
не только понять и объяснить мотивы его
поступков, но и указать путь, по которому надо
идти, чтобы выбраться из «бурана» истории (указать
на эпиграф), из этой «мглы», среди которой
«дороги нет». И в этом нам помогут знания по
истории и литературе. Сообщение ученика
. Донской казак
Емельян Пугачев — тот, чье имя присутствует в
истории России XVIII в., — был участником
Семилетней, а затем Русско-турецкой войн. Смелый
и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни и
земледельческой работе, он с ранних лет
обнаружил черты лидера, стремление выделиться
среди прочих казаков. Так, он хвастался саблей,
якобы подаренной ему Петром I. Он выдавал себя за
богатого купца, несколько раз бежал из-под стражи
и, наконец, весной 1773 г. на Яике объявил себя чудом
спасшимся императором Петром III. Умный,
находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе
типичнейшие черты русского казака. Он обратился
к яицким казакам, и те потребовали доказательств
избранности Пугачева. Источник сообщает:
«Караваев говорил ему, Емельке: "Ты-де называешь
себя государем, а у государей-де бывают на теле
царские знаки”, то Емелька ... разодрав у рубашки
ворот, сказал: "На вот, коли вы не верите, што я
государь, так смотрите”. Оные казаки, посмотря те
знаки, сказали: "Ну теперь верим и за государя
тебя признаем”». Учитель истории
. Почему же казаки
поверили Пугачеву? Ведь праведным в глазах
народа выглядел тот монарх, который был,
во-первых, законным, во-вторых, справедливым,
в-третьих, благочестивым. Ученики
. Он был представителем
народа. Учитель литературы
. При помощи каких
литературных приемов Пушкин показывает близость
Пугачева к народу?
1. Эпиграфы к главам о Пугачеве — народные
песни (зачитать только начало эпиграфа).
(Хрестоматия, гл. 2, c. 43; гл. 6, с. 67; гл. 7, с. 75.)
2. Речь Пугачева просторечная, присутствуют
народные выражения, пословицы, поговорки,
бранные слова.
(Хрестоматия. «Был тулуп ... заложил вечор у
целовальника», с. 47; «чего греха таить», c. 47; «не
твоя печаль», c. 49; «одурел от радости», с. 79; «унять
старую ведьму», с. 79; «небо с овчинку показалось»,
с. 84; «узнал старого хрыча», c. 84; «казнить так
казнить, миловать так миловать», с. 85.)
3. Внешность Пугачева.
— «в постели лежит мужик с черной бородой», с. 46;
— «лицо имело выражение довольно простое», c. 47;
— «волоса обстрижены в кружок», с. 47;
— «оборванный армяк и татарские шаровары», с. 47;
— «на нем ... красивый казацкий кафтан», c. 78;
— «подпирая черную бороду своим широким
кулаком», с. 81. Учитель истории
. Мы начинаем работу с
Указом Пугачева от 31 июля 1774 г.
На столах у учащихся лежит Указ Е. Пугачева от
31 июля 1774 г., рабочие таблицы. Учитель
. Как называет себя Пугачев в
Указе? Ученики
. Император. Учитель
. О каком качестве это
говорит? Ученики
. О дерзости.
(Запись в таблицу.) Учитель литературы
. Как велит себя
называть в повести Пугачев? Ученики
. Государь Петр Федорович. В
разговоре с Гриневым: «Дай срок ... как пойду на
Москву» (Хрестоматия, гл. 8, с. 102) — тоже
проявляет дерзость. Учитель истории
. Что обещает Пугачев
народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать
в таблицу.)
— отмену крепостного права;
— отмену налогов, рекрутских наборов;
— дарует крестьянам землю, лесные угодья,
соляные озера и т.д. Учитель истории
. О каких чертах
характера это говорит? Ученики
. Широта души, щедрость. Учитель литературы
. Как эти качества
показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8, с. 84, 85.)
— «так ли тебя пожалую, когда получу свое
государство»;
— «я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;
— «казнить так казнить — миловать так миловать»;
— «возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь». Учитель истории
. Каковы планы
Пугачева?
— захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его
крестьянам;
— наказать дворян;
— насладиться роскошью царской жизни.
О какой черте характера это говорит? Ученики
. Честолюбие, властолюбие. (Записать
в таблицу.) Учитель литературы.
Какие слова
Пугачева говорят о его честолюбии? (Хрестоматия,
гл. 8, с. 102.)
— «прусский король мог бы со мной
потягаться?»;
— «я воюю хоть куда ... сорок енералов
убиты ... четыре армии взяты в полон»;
— «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над
Москвою»;
— «лучше раз напиться живой крови» (иносказание:
напиться живой кровью — значит поцарствовать,
пожить на широкую ногу). Учитель истории
. Как Пугачев воплощает
свои планы в жизнь?
— он собирает войско на Руси, к нему приходят
обездоленные;
— у него хорошая армия, вооружение;
— проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит? Ученики
. Талантливый военачальник. (Записать
в таблицу.) Учитель литературы
. А как показывает
Пушкин жестокость, можно сказать, зверство
Пугачева? Ученики
. По приказу Пугачева
были казнены капитан Миронов, его жена
Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры
Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами:
а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8, с. 79)
б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, с. 87)
в) О Швабрине: «Я его повешу!» (с. 98)
Портретная характеристика: «звериный взгляд»,
«огненные глаза» (Хрестоматия, с. 86, 87, 98, 105). Учитель истории
. Говорится ли в
данном Указе о милосердии? Ученики
. Да, «милосердием всех
награждаю». Учитель
. К кому Пугачев проявляет
милосердие? Ученики
. К тем, кто его поддержал, — к
крестьянам и казакам. Учитель литературы
. Какие приемы и
средства использует Пушкин, чтобы показать
милосердие Пугачева?
1) показывает его поступки:
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал
овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в
ее судьбе.
2) речевая характеристика: «Кто из моих людей
смеет обижать сироту? Он узнает ... каково обижать
народ ... казнить так казнить, жаловать так
жаловать» (с. 98). Учитель истории
. Как можно одним словом
охарактеризовать Пугачева после исследования
исторических документов? Ученики
. Злодей. Учитель литературы
. Однозначен ли
взгляд Пушкина на Пугачева? Ученики
. Злодей, но и милосердный
человек. Учитель истории
. Отступил ли Пушкин,
изображая Пугачева, от исторической правды? Ученики
. Все, что можно увидеть в
Указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает
Пугачева и милосердным. Учитель литературы
. Каким приемом
пользуется Пушкин для изображения милосердия
Пугачева? Ученики
. Художественным вымыслом. Учитель
. Какие сцены, по вашему
мнению, вымышлены? Ученики
. Встреча с Гриневым во время
бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп;
встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши. Учитель
. Именно в этих сценах мы
видим милосердие Пугачева по отношению к
Гриневу, к Маше.
А что явилось толчком для проявления его
милосердия? Ученики
. Гринев дарит Пугачеву заячий
тулуп. Учитель истории
. Чьи интересы
выражали Указы и действия Пугачева? Ученики
. Народа. А тех, кто отказывался
повиноваться ему, Пугачев жестоко преследовал. Учитель истории
. Можно ли было избежать
восстания? Ученики
. Да, если бы Екатерина
проявила милосердие к народу. Учитель
. А как она могла это сделать? Ученики
. Дать крестьянам свободу. Учитель литературы
. Указал ли Пушкин
путь, по которому следует идти, чтобы выбраться
из «бурана» истории? Ученики
. Правительство должно быть
милосердным к народу, заботиться о нем, дать ему
все необходимое для жизни. Учитель истории
. Были ли в истории
люди, похожие на Пугачева? Ученики
. Болотников, Разин. Учитель
. Чем закончились их
восстания? Ученики
. Жестоким подавлением,
ухудшением жизни народа. Учитель литературы
. Как это
показывает Пушкин? Ученики
. «...мы проходили через
селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края
было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный» (Хрестоматия, гл.
13, c. 111).
III. Подведение итогов
Учитель литературы. Сопоставляя
исторические материалы с текстом повести, мы
увидели, что Пушкин не только не отступил от
исторической правды, но, пользуясь
художественным вымыслом, сделал образ Пугачева
живым. Это не только беспощадный и жестокий
злодей, но и человек, которому можно доверить
жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за
«грешную душу» которого «вечно молить Бога».
В повести открывается душа русского народа,
заблудившегося в «буране» истории и жестоко
ответившего на казни — убийствами, на насилие
помещиков — насилием, на обнищание —
грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа
страшна, как буран, когда «дороги нет, и мгла
кругом». Учитель истории
. История,
основываясь на фактах уже свершившихся,
позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. Учитель литературы
. А литература
указывает путь, по которому надо идти. Это путь
милосердия, любви к человеку. Об этом писали
многие русские писатели, произведения которых мы
будем изучать.
РАБОЧАЯ ТАБЛИЦА
Черты характера |
Указ Пугачева от
31 июля 1774 г. |
Повесть А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» |
|
|
|
Указ
Пугачева
Божию милостию, мы Петр III,
император и самодержец всероссийский: и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим
нашим милосердием всех, находившихся прежде
в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть
верноподданными рабами собственной нашей короны
и награждаем древним крестом и молитвою,
головами и бородами, вольностию и свободою и
вечно казаками, не требуя рекрутских наборов,
подушных и прочих денежных податей, владением
землями, лесными угодьями и соляными озерами без
покупки и без оброку и освобождаем всех прежде
чинимых от злодеев дворян и градцких
мздоимцов-судей крестьянам и всему народу
налагаемых податей и отягощениев.
... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои
прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах,
оных противников нашей власти и возмутителей
империи и разорителей крестьян ловить, казнить и
вешать и поступать равным образом так, как они,
не имея в себе христианства, чинили с вами,
крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев
дворян, всякий может восчувствовать тишину
и спокойную жизнь.
Дан июля 31 дня 1774 г. |