Цели: систематизация изученного о
древнерусской культуре, жанрах литературы,
особенностях иконописи, приобретение учащимися
навыков постижения мира с помощью проектной
методики, формирование ключевых компетенций
старшеклассников.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.
Предварительная работа в группах.
"Литературоведы”.
Задание: выявить особенности древнерусской
литературы, установить, на какие периоды делится
литература этого времени, рассказать о факторах,
оказавшие влияние на становление искусства
слова.
"Историки”.
Задание: выявить факторы, оказавшие влияние на
формирование культуры Древней Руси.
"Искусствоведы”
Задание: подобрать материал о судьбе известных
икон, выяснить художественные приемы и средства,
узнать о символике цвета, сравнить по значению
античный и христианский храмы, установить
значение иконы в христианском храме.
По итогам работы над заданиями учащиеся
оформляют презентации.
Весь материал можно посмотреть в работах
старшеклассников (приложения).
Вопросы для обсуждения:
№ |
вопросы |
материал для обсуждения |
наглядный материал |
|
Самобытность русской культуры Влияние
крещения Руси на формирование русского
национального самосознания.. |
|
|
|
Периодизация древнерусской литературы.
Жанровые особенности, канон, иерархия жанров. |
исследовательская работа "Особенности
древнерусской литературы” автор: Мануйлова
Валерия |
|
|
Иконопись. Художественные приемы и
средства. Символическое значение цвета. |
проектная работа "Иконопись” автор:
Чеботарев Денис |
|
|
"Икона Владимирской Богоматери.
"Троица” А.Рублева. История и сюжет” |
проектная работа автор: Медведева
Евгения |
|
|
"Донская Богоматерь – русская
святыня” |
творческая работа автор: Круглякова
Екатерина |
|
|
Архитектура Древней Руси: строили на
века. |
творческая работа о храмах Древней
Руси. |
|
|
Влияние древнерусской литературы,
живописи, архитектуры на дальнейшее развитие
русской и мировой культуры. Древнерусская
культура как основа формирования русской
духовности. |
|
|
|
Подведение итогов. Итог урока в
художественной форме – синквейн. Тема:
"Древнерусская культура.”
Пример синквейна.
Икона,
Таинственная, загадочная, волшебная,
Оберегает, защищает, притягивает,
Дает тепло и свет.
Спасение.
Древнерусская литература,
Правильная, строгая, мудрая,
Повествует, поучает, наставляет,
Ведет за собой русичей.
Патриотизм.
Русские храмы,
Величественные, могущественные, красивые,
Проповедуют, зовут, объединяют народ,
Присутствие Бога на земле.
Умиротворение. |
|
|