Цели:
- Повторить понятие " положительный герой”
- Рассмотреть характеры Простакова, Митрофана, Скотинина
- Учить работать с текстом произведения и учебника
- Выявить просвещенный идеал Д.И. Фонвизина
Ход урока
Проверка домашнего задания (содержание комедии "Недоросль”)
1. Годы жизни писателя 1745–1792
- Фонвизин хорошо знает придворную жизнь.
Доказать это. - Как писатель решил исправить людские пороки?
– с пером в руке;
– обратился к театру. - Любимый жанр Фонвизина?
– Комедия. - Назвать произведение, ставшее вершиной его творчества.
- Когда написана комедия?
С комедии "Недоросль” начинается история русской комедии, а может и всей
драматургии.
Это комедия № 1.
Комедия должна быть смешной.
Цель 1: Показать людские пороки. Чтобы сделать зло бессильным – его нужно
высмеять.
Работа по содержанию 1 действия
Анализ эпизодов.
1. Комедия начинается с кафтана, сшитого Тришкой.
Вопросы учащимся
(См.текст.
119-122)
|
– Кто участвует в обсуждении сшитого кафтана?
– Кто является главой в семье Простаковой
Может отец? Доказать
– Имя Митрофан (по-гречески – подобный матери)
– Случайно ли автор выбрал это имя?
– Найти в тексте высказывание Скотинина о себе. |
2. Самохарактеристика Скотинина.
(стр.116) (стр.126)
(стр.116)
(стр.118)
|
– Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить
наказание.
А завтра, коль изволишь, я охотно помогу.
– Что заберу в голову – то из нее гвоздем не вынешь
– Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата
У меня, сестрица, один обычай с тобой.– Я не челобитчин, хлопотать я не
люблю, да и боюсь.
Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали
я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить
сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду
– И не деревеньки мне ее нравятся, а то, что в деревеньках-то ее
водится, до чего моя смертная охота.
– Люблю свиней, сестрица. |
Простаков. То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски
сдираешь оброк.
3. Зачем Скотинин приехал к Простакову.
4. Реплика Простакова.
Простаков о Стародуме стр.119
(Простаков)
Рада или нет?
Отчаяние
Гнев!
Ищет виноватых |
– Не умирал! А разве ему и умереть нельзя.
– Избави, боже, коли он не умирал! – Как не умирал!
Что ты бабушку путаешь?
–Разве ты не знаешь, что уже много лет от меня его
В памятцах за упокой поминали.
– Неужели-таки мои грешные-то молитвы не доходили
Да которая бестия без меня отдает тебе письма! Вот до чего дожили.
К девушкам письма пишут
Девушки грамоте умеют. |
5. Умеет ли Простаков читать?
Стр.120 Стр.145
|
– Прочтите его сами.
Я благодаря бога не так воспитана. – Я могу письма получать, а
читать их всегда велю другому.
Простакова об отце своем:стр.145
– Прокляну ребенка, который что-нибудь переймет от басурманов. |
Умеет ли читать Скотинин?
Стр.120 –Я от роду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Как учится Митрофан?
Кто его учителя?
СТР.120
|
– Уже года 4 учится
– дьячок от Покрова – Кутейкин
– отставной сержант – Цифиркин
– по-французски – А.А. Вральман
– Пока Митрофанушка еще в недорослях |
6. Письмо дядюшки (стр.121–122) зачитать.
О наследстве Софьи
Прокомментировать диалог
Что вдруг задумала Простакова?
В чем комизм поведения Простаковой?
Какой план рождается у Простаковой?
Итог урока:
1. В чем заключается драматический конфликт?
Что значат слова –
"слепая материнская
Любовь”
|
жадность к наживе любой ценой,
безнравственность,
невежество,
необразованность. |
|