И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту. И.А. Бунин
Я за то, чтобы писать обо всем… если
писать только о добре, то для зла – это находка,
блеск; если писать только о счастье, то люди
перестанут видеть несчастных, не будут замечать. Г. Троепольский
Цель: в процессе знакомства с рассказом
"Мальчики” показать противостояние добра и зла
в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути
его преодоления
Задачи: познакомить школьников с отрывком из
романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы”;
развивать навыки аналитического чтения;
показать, что даже самое горестное в жизни
человека имеет совершенно неожиданное
преображение; помочь детям почувствовать
трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые
чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не
только светлые стороны, но и зло, с которым нужно
бороться.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского,
рисунки учащихся; карточки; плакат с толкованием
понятий "добро”, "зло”, "сострадание”; тексты.
Ход урока
Учитель. Когда человек рождается, он
горько плачет. А все вокруг смеются. Говорят,
нужно прожить жизнь так, чтобы, когда ты умирал,
все вокруг плакали, а ты смеялся.
Человек приходит в этот мир со своим
характером, индивидуальностью, но в нем нет еще
ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому мы и
повторяем слова Библии: "Будьте как дети”,
призывая к добру, открытости, бескорыстию.
- Для чего же, по-вашему, рождается человек на
земле?(Звучат разные ответы детей.)
Сколько людей, столько и мнений.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Тема нескольких наших уроков звучит так:
"Горестный мир и его неожиданное преображение”.
Но прежде мне хотелось бы напомнить вам о том, что
в русской литературе есть три сюжета,
объединенных одним образом страдающего ребенка.
Пушкинский "Борис Годунов”, "Царь Федор
Иоаннович” А.К. Толстого и роман "Братья
Карамазовы” Ф.М.Достоевского, главы из которого
выступают под общим названием "Мальчики”.
Читая эти главы, мы видим, что писатель дает и
внешние черты героев, и приметы их внутренней
жизни, душевные переживания. Найдите эти приметы
в портрете "мальчика за канавкой”. О чем они
говорят вдумчивому читателю?
Достоевский постепенно приближает к нам
Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке;
потом узнаем о причине этой озлобленности; еще
больше начинаем понимать его, побывав вместе с
Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель
прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.
– Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях
Илюшечки ведется от имени отца?
– Какие моменты в этом рассказе раскрыли для
вас силу страданий Илюшечки?
У постели смертельно больного Илюши собрались
его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел
друг Илющи, Коля Красоткин, последнее время
находившийся с ним в ссоре.
– Какое впечатление сложилось у вас о Коле
Красоткине? Почему он притягивает к себе
товарищей?
– Что нового для вас в историю Илюшечки
Снегирева привнесло происшествие с Жучкой?
Осуждаете ли вы мальчика или сочувствуете ему?
– Какие новые стороны характера Илюшечки
приоткрыл рассказ Коли?
(Работа ученика по карточке №1.)
Задание.
- Прочти выразительно.
- Как соотносятся слова Евангелия в эпиграфе к
роману со смыслом произведения:
Истинно, истинно говорю вам:если пшеничное зерно,
падши в землю, не умрет, то останется пшеничное
зерно; а если умрет, то принесет много плода. Евангелие от Ионанна, Гл.XII,24
Учитель. "В знакомой уже нам
комнате, в которой обитало семейство известного
нам отставного штабс-калитана Снегирева, было в
эту минуту и душно и тесно от многочисленной
набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели
в этот раз у Илюши…” — так начинается глава "У
Илюшиной постельки”.
— О чем заставляет задуматься эта глава?
— Почему то, что пережили дети в трагической
истории Илюши, Алеша назвал не тяжелым, а
"прекрасным”, "святым”, "хорошим”
воспоминанием?
(Прослушивание ответа ученика на вопрос
карточки №1.)
– Как вы думаете, почему дети поддаются
нравственному влиянию Алеши? Какую роль сыграл
он в жизни мальчиков?
Учитель (после ответов учащихся).
"Это юноша честный по природе своей, требующий
правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав,
требующий немедленного участия в ней всею силою
души своей, требующий скорого подвига, с
непременным желанием хотя бы всем пожертвовать
для этого подвига, даже жизнью”, - эти слова не
вошли в текст рассказа "Мальчики”, но, может
быть, вы когда-нибудь прочитаете их в романе
"Братья Карамазовы”.
Речью Алеши у <Илюшиного камушка”
заканчивается не только повествование о
мальчиках, но весь роман. Это заключительная
страница книги. А если учесть, что "Братья
Карамазовы” — последнее произведение Ф.М.
Достоевского, то речь Алеши — последние слова
писателя, обращенные к нам. Устами своего
любимого героя Алеши Карамазова он выражает и
собственные дорогие ему мысли.
— Послушаем еще раз эту речь и подумаем: каким
отношением к детям она пронизана? Найдите слова,
которые непосредственно передают это отношение.
С этой речью перекликается стихотворение А.
Михайлова "Дети, любите друг друга” (1882 г.).
(Чтение стихотворения ученицей.)
Дети, любите друг друга.
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь нелегко того сгубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною, плотною ратью;
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род.
(Работа ученика с карточкой №2.)
Задание:
- Прочти выразительно.
- Объясни, как ты понимаешь эти слова: "Возможно,
некоторые читатели и поплачут над этой книгой. Но
ведь и смеяться по-настоящему не может тот, кто не
умеет сочувствовать людям. Смех — это не просто
беспечальность. Если человек умеет смеяться
только как беспечальный тупица, то это не добрый,
а черствый человек”. (С. В. Михалков)
Учитель. Мы поговорили о горестных
страницах в творчестве Достоевского. Но вторая
часть темы "Горестный мир” звучит так: "… и его
неожиданное преображение”
В чем же состоит это преображение?
(После ответов учащихся учитель уточняет:
преображение состоит в сохранении атмосферы
детства. Это человеческая память, которая
удерживает в сознании светлое начало жизни,
первые впечатления.)
(Прослушивание ответа на вопросы карточки №2.)
Учитель. В книгах Достоевского не
всегда можно найти прямых виновников страданий
детей. Важнее для писателя другое — укор всему
обществу, всему человечеству, не способному
оградить слабых и малых от жестоких испытаний
разрываемого враждой и несущего боль социальных
контрастов мира. Надежда и вера в окончательный
исход человеческой судьбы никогда не покидали
писателя. В числе других источников, питавших и
поддерживающих эту веру и надежду, были для него
дети, которые, как говорил сам Достоевский,
"делают нас лучше уже одним только нашим
соприкосновением с ними”.
К сожалению, число "горестных страниц” в жизни
нашего общества не уменьшается. Брошенные или
беспризорные дети, растущие в нищете — это укор
всем нам, а поэтому нужно делать все, чтобы мир
вокруг нас преображался. |