Четверг, 28.03.2024, 14:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Добрые люди (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита")
28.06.2012, 13:14

Цели:

  • Раскрыть в романе главную проблему ХХ века – проблему государственного управления, ответственности каждого культурного человека за всё, что происходит в обществе.
  • Показать необходимость всех сюжетных линий романа в раскрытии его главной идеи.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Ход урока.

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А. Блок "Возмездие”.

1. Вступительное слово учителя.

М. А. Булгаков, как человек высокой культуры, вобравший в себя лучшие христианские традиции, прошедший через огонь гражданской войны, через эпоху обезличивания и уничтожения индивидуума в советской стране, обескультуривание народных масс, духовное обнищание, не мог оставаться к этому равнодушным. Пусть много лет спустя, но он явился и для нас совестью нации, раскрыл крушение иллюзий простого человека в бюрократическом государстве, явил для нас пример несгибаемого творческого духа, нравственной чистоты и социальной интуиции, вселил веру в торжество человеческого разума, в победу добра, в возрождение культурных традиций и восстановление общечеловеческих ценностей. Особенно ярко он раскрыл свою идею в романе "Мастер и Маргарита”.

"Есть в романе … мотивы, которые ведут к Данте, Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один обращается к нам, переплавив в своей душе идейно-нравственные искания великих предшественников. Истинный талант неповторим. Однако тем выше его неповторимость, чем больше и глубже он зачерпнул из культуры человечества, из духовной традиции и представил на наш суд создание, устремлённость в будущее, каким мы хотим его видеть в себе.”

Е. Сидоров.

Мы уже знаем героев романа, рассмотрели события, которые в нём происходят: далёкое прошлое в Ершалаиме и московское общество 30 годов ХХ века.

Наша цель сегодня – понять, что объединяет все главы в роман, какое понятие вкладывает автор в слова: добро, свет, истина. По ходу урока мы постараемся уложить это в схему.

2. Беседа и составление схемы.

Чтобы осмыслить настоящее, необходимо обратиться к прошлому! В романе Булгакова прошлое – в главах о Понтии Пилате.

- Какие слова Иешуа вызвали у прокуратора сначала удивление, потом возмущение?

(Добрый человек, добрые люди. Злых людей не бывает)

- Почему?

(Понтий Пилат знает, что окружающая жизнь построена на насилии, поэтому добрый человек просто не сможет выжить. Про себя он знает, что необходимо быть жестоким, ловким, сильным и расчётливым. Только благодаря таким своим качествам он побеждал в боях и стал наместником Тиберия в Ершалаиме.)

- А в чём истина?

(В том, что у прокуратора болит голова.)

- Давайте разберёмся, как это связано друг с другом. Для этого обратимся к задачам, которые стоят перед Понтием Пилатом.

Сообщение учащегося. Понтий Пилат – наместник римского императора в Ершалаиме. Как любой поработитель, он должен держать город в своих руках и всё контролировать. Так как любой государственный аппарат – аппарат насилия, а захватчик тем более, то у прокуратора в Иудее незавидная роль. Он использует армию, шпионов, доносчиков, сам вступает в тайные переговоры с нужными ему людьми. Следовательно, его правление здесь – зло. Какой бы бесчеловечный порядок в стране ни был, правитель подчиняем ему свои действия и действия своих подчинённых. Так складываются обстоятельства, что он просто вынужден быть жестоким, что противно его внутренним желаниям. Это принуждение среды делает его жизнь мучительной и безысходно одинокой. Только собака разделяет его одиночество, поэтому она для него не только любимое, но и необходимое существо.

- Почему истина заключается в головной боли?

(Головная боль – символ раздвоения, дисгармонии, раскола, который переживает этот необыкновенно умный и сильный человек, который вынужден принимать тот порядок правления, от которого, пусть и неосознанно, страдает его дух. Он вынужден жить по плану, который не зависит ни от его воли, ни от его желаний. Сильный ум Пилата разошёлся с его совестью. Головная боль – наказание за то, что его разум, не соглашаясь внутренне, допускает и поддерживает несправедливое устройство мира. Головная боль – это символ душевной дисгармонии, разлад между разумом и совестью, стремление к нравственности.

- Докажите это примерами текстом.

Головная боль у прокуратора прекращается, когда он решается не выносить смертный приговор Иешуа, и накатывает тогда, когда он вспоминает о своих обязанностях перед императором (явление плешивой головы, на которой "сидел редкозубый золотой венец” стр. 404- 405)

- В чём повинен Иешуа?

Своими речами он смущал людей. Он говорил о вере и истине, о насилии и добре, рисовал будущее без насилия, когда человеку вообще не нужна будет никакая власть. Он страшнее, чем убийца Варраван, потому что идеологически превосходит всех. Понтий понимает это, он знает, что мир держится на цепях "веры” и "насилия”, уродлив и несправедлив.

- Что есть истина по Иешуа?

Она заключается в самом человеке, как мыслящем существе.

(Сообщение об Иешуа) В изображении Иешуа Га-Ноцри Булгаков не следует библейским традициям, он показывает его не божественное, а человеческое происхождение, поэтому и имя у него имеет другое звучание, чем Иисус. Происхождение сомнительное, он не помнит своих родителей, не имеет постоянного места жительства, родных. Зато он образован. (стр. 398)

Булгаков вообще придаёт большое значение человеческому в человеке. Для него проявлением человеческого является разумная и одухотворённая жизнь, то есть культура, что определяет одну из главных закономерностей земной и космической жизни. Мыслящее существо должно само определять истину и ощущать свою ответственность за проведение её в жизнь.

Поэтому Иешуа – прежде всего человек. Для него плотское, физическое существование не является важным, ему он не придаёт никакого значения. Ценность только в духовной жизни. Это его убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых он дошёл своим собственным умом. Он сам живёт в ладу со своей совестью и не лукавит и не прячет свои убеждения даже перед смертью. Он в своём времени пытается решить те вопросы, которые стоят перед нашим обществом, в наше время. Он уверен, что человек на протяжении веков обязательно самосовершенствуется. В этом герое Булгаков воплощает своё представление о добре как признание духовной неповторимости, личной ценности любого человека. Истину Иешуа видит в гармонии между человеком и миром. Эту истину каждый человек должен открыть для себя сам, стремление к ней должно стать целью жизни каждого человека. Поэтому суть его жизни заключается в том, останутся ли его мысли в других, успел ли он передать их кому-то ещё. А поскольку суть его жизни в его духовном наследии, то он сам волен распоряжаться своей жизнью, и только он сам обрежет её волосок. Влияние его на окружающих делает его опасным для государства. Главное в его истине – действенное добро, в этом его новое слово.

Выводы: Иешуа вреден для государства, так как

  • добро не может опираться на насилие, как это делает зло. Добро – это желание одного человека понять другого. Отсюда и его проницательность ("…у тебя долит голова…”), искренность, гибкость, умение понять другого, участливость, отзывчивость.
  • Постоянное самосовершенствование, культура.
  • Добро – это труд творческий, обращённый на благо людей.

1 слайд (На чёрном фоне мира зла и тьмы появляется единственный огонёк – Иешуа. Это начало осознания себя человеком, это добро и свет. Иешуа – первый человек. Необходимы нравственная стойкость, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность. Это оружие добра, так как добро не может быть пассивным. В романе добро всесильно: оно влияет на Левия Матвея, на Пилата, возможно, на Иуду.

Идея "доброго человека” (то есть истинно человека) – моральный принцип, поэтому подвергается сложнейшим испытаниям.

- Почему же Крысобой, Иуда – "добрые люди”?

Добро – это проявление человеческого, а зло – дочеловеческое явление. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей, в зоне добра. Человеческая сила только от добра, а иная – от лукавого.

(Слайд 2. Записываем выводы в красном круге о человеке. Слева помещаем запись: "Дочеловеки невменяемы: Крысобой, Иуда, Каифа”. Они ещё не могут носить определение "человек”, поскольку ничего не ищут, ни в чём не раскаиваются, удовлетворяются данной жизнью, не стремятся к духовному самосовершенствованию, не страдают от безнравственности происходящего. Из мира Иешуа только Понтий Пилат способен стать человеком, пусть через многовековые страдания. Поэтому его имя соединяем с "человеком” стрелкой.)

"Мастер и Маргарита” - роман о всесилии добра, но при одном условии: какие бы испытания ни выпали на долю человека, он ни в коем случае не изменит ему. Каждый человек ответственен за добро. И тем более ответственен, чем культурнее и образованнее он, чем больше осознаёт стоящую перед ним задачу.

- Теперь мы можем ответить на вопрос: почему Булгаков включает в описание общества 30 годов ХХ века главы из жизни древнего Ершалаима?

Для Булгакова изображение древнего мира необходимо для того, чтобы показать пробуждение сознания, стремление к истине, к добру, к самосовершенствованию, от внутренней культуры к внутренней свободе. Таков Иешуа, к этому стремится прокуратор. Пилат до тех пор одинок и мрачен, страдает, пока не освобождается от тяжкого бремени представителя аппарата насилия и выясняет эту истину.

Кроме того, изображение власти прокуратора – возможность для Булгакова раскрыть смысл современной власти, которую открыто критиковать не имел возможности. Там, где кончается добро, начинается зло и власть становится бесчеловечной. Поэтому, изображая современное общество, автор не касается государственного аппарата, читателю и так всё становится ясно.- Как изменилось общество за прошедшие два тысячелетия?

"Горожане сильно изменились, внешне…” - говорит Воланд. Но "…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” (стр. 492)

Человечество прошло долгий путь развития (показываем слайд 3, сферу возможного самосовершенствования человека и общества), впитало в себя культуру всех веков и народов, определило для себя, что хорошо и что плохо, научилось разбираться во многих жизненных вопросах. Значит отнести современных людей к дочеловекам (младенцам человечества) нельзя, поэтому и спрос с него гораздо больший, и ответственности за происходящее должно быть больше.

- Что же представляет собой в романе нечистая сила?

Воланд не заставляет людей специально совершать злые поступки, он только ставит их в такие условия, когда в них проявляются стихийные силы, вполне сознательно допущенные в них ими же. Перед человеком встаёт проблема нравственного выбора. В зависимости от того, что он выберет, и определяется мера его вины и страдания. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков, затаившихся в них, и выявляют их там, где перед ними отступает человеческое.

Римский меньше страдает, чем Берлиоз: он только исполнитель. Берлиоз не только мыслитель, идейный проводник, но и воспитатель молодого поколения, значит, должен прежде всего сам разобраться в правильности тех идей, которые проводит в жизнь. Ведь он усвоил многое из культурного наследия человечества. Если есть какие-то сомнения в их правильности – разрешить их, иначе это грозит плохими последствиями всему обществу. Поэтому он лишается головы, которой не умеет управлять.

- Почему разгул страстей, стихийных сил происходит в Варьете?

Это полигон страстей, выплеснувшихся наружу, откровенных, бесстыдных. Такая же вакханалия низких страстей – обывательское стремление к "сладкой жизни”, "красивой жизни”, лишённой духовного содержания.

Гости Воланда на балу – грешники, воплощение зла, нелюди всех мастей, которые получают то, к чему стремились, удовлетворяя свои низкие эгоистические страсти. И в описание бала вторгается снижено-пошлая оценка – "как в бане”.

"Никакой прелести в нём нет и размаха тоже” (Воланд).

- Как же возникают эти дьявольские силы, где берутся?

Это тёмные стихийные страсти и влечения, не подчинившиеся человеческому началу, они "от лукавого” (показываем на слайде), они с готовностью поджидают каждого, потому что живут в душе. А задача каждого – противостоять им, не поддаться, остаться человеком.

- Каким же видят Воланда герои романа?

В зависимости от царящих в душе "убеждений”. Для Иванушки Воланд – иностранный шпион. Для Берлиоза – Белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец. Для Стёпы Лиходеева – маг, артист. Для мастера – литературный персонаж, Дьявол, порождённый европейской культурной традицией (Мефистофель).

- Что же Воланд на самом деле?

Это ночное небо, первородный космос, в недрах которого зарождается жизнь. Значит, это начало тоже ответственно за человека и человеческую жизнь. Именно поэтому оно вмешивается в жизнь на земле.

- Где место мастеру в этой системе?

Покой – это место между добром и злом. Мастер прекрасно осознаёт, что происходит в обществе, не может это не воплотить на бумаге, но он не творец и не боец. Его "доброта” не действенна, поэтому он не имеет права быть рядом с Иешуа, но и среди зла ему находиться не пристало. Он тоже получил то, что заслужил. (показываем на слайде).

Вывод:

Человек, родившийся из бесконечного, вечного бытия, прошедший сложнейший путь развития от дочеловеческого состояния до высокодуховного, культурного осознания своей роли на земле, обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве общества. Поэтому Фриду от наказания освобождает Маргарита. От доброты, внимания к другому человеку идёт его милосердие, сострадание, которые являются проявлениями человеческими. Ни Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 3371 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru