Четверг, 18.04.2024, 09:26                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Анализ стихотворения С.Есенина "Белая береза"
16.08.2012, 19:35

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"

О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

- Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"

(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").

- Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

б)

На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:

в)

Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"

4. Особенности поэзии С.Есенина.

- В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения "Белая береза".

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

(т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:)

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

- "белая береза" - эпитет;

- Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".

- Что значит "белая"?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

- принакрылась - олицетворение;

- Какое возникает при этом ощущение?

(одушевленности:)

- Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

- пушисты ветки - эпитет

- снежною каймой - эпитет

- белой бахромой - эпитет

- На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

- точно серебром - сравнение

- Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

- под моим окном

- На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

- заря обходит - олицетворение

- Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

V. Выводы, итоги урока.

- Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

- Какие краски, цвета использует автор в произведении?

- Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

- Какова основная мысль стихотворения?

VI. Творческая работа.

- Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 5971 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru