Пятница, 19.04.2024, 17:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Анализ эпизода "Разговор Понтия Пилата с Афранием" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 25 глава 2 часть)
16.08.2012, 19:53

Цель урока: посредством анализа изображаемых автором событий и героев охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Булгакова.

Задачи урока:

повторение изученного:

Развивающие (система умений):

формирование новых умений:

развитие ранее приобретенных умений:

Воспитательные (система ценностных ориентиров):

Образовательные:

система знаний:

  • осмысление идейного содержания произведения М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • исследование способов выражения отношения автора к изображаемому (иносказание, пейзаж);
  • способы создания художественного образа персонажа (речь, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).
  • аргументировать отношение к персонажам произведения (Понтию Пилату, Афранию) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;
  • характеризовать героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • определять границы эпизода на основе выделения этапов развития действия;
  • уместное и достаточное цитировать художественное произведение;
  • выразительно читать фрагменты эпического произведения;
  • развивать навыки устной монологической речи;
  • формирование ценностного представления уч-ся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Ход урока

I этап. Сообщение темы урока и его цели.

Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита” имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями. Значимой является проблема взаимоотношения власти и человека. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Кто виноват в том, что подобное существует? На эти вопросы мы сможем ответить, исследуя эпизод встречи Понтия Пилата и Афрания в 25 главе романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита”. Также мы должны увидеть отношение писателя-сатирика к данным проблемам, выявить авторский идеал.

II этап. Анализ эпизода 25 главы романа "Мастер и Маргарита”.

  • Каково значение эпизода с точки зрения развития конфликта? (Это углубление развития социального конфликта – взаимоотношения человека и власти и невозможности его разрешения и как следствие перерастание в психологический конфликт – внутренний конфликт Понтия Пилата с самим собой)
  • Какое событие является в данном эпизоде основным?  (Встреча Пилата с главой тайной службы и поручение убийства Иуды)
  • Что является предметом обсуждения? (Казнь Иешуа и ее последствия, обсуждение "предотвращения убийства” Иуды)
  • Почему Булгаков подробно описывает сцену разговора Пилата с Афранием? (Автору важно показать действия Пилата, который совершил страшный поступок: казнил невиновного Иешуа, а зло наказуемо, поэтому П.П. терзают муки совести, писателю важно, чтобы читатель увидел душевное состояние Пилата, его дальнейшие действия)
  • Каков мотив в содержание эпизода вносит экспозиция? Прочитайте. (Тьма сгущается над городом – картина страшная, апокалиптическая, возникает мотив смерти, трагедии, торжества злодеяния)
  • Почему накануне встречи Пилата с Афранием "солнце вернулось в Ершалаим”? (Писатель верит в духовное начало Пилата, несмотря на его недостатки, ведь прокуратор ждет Афрания, чтобы искупить вину, писатель верит, что борьба добра и зла завершится победой света – т.о. пейзаж несет философскую нагрузку)
  • Каково символическое значение разбитого кувшина, пролитого вина, двух белых роз, утонувших в красной луже”? Обратитесь к тексту. (Разбитый кувшин – символическое значение разбитого сердца Пилата, который предал смерти невиновного, совершил трусость, не спас его и теперь страдает; красная лужа – символ пролитой крови пророка, символ злодеяний прокуратора; белые розы в красной луже как символ гибели духовной чистоты – эти детали как средство душевных испытаний Пилата)
  • В каком состоянии находится Понтий Пилат накануне встречи? Прочитайте. Какая деталь портрета помогают понять его душевное состояние?   (Он сильно страдает, в глазах отражается трагедия души, день и ночь его преследует обвинение в трусости, ему необходимо искупить свою вину)
  • Итак, появляется Афраний. Давайте внимательно всмотримся в начальника тайной службы. Что это за человек? Какие душевные черты ему присущи?  (Он с полуслова понимает прокуратора, наделен "лукавым умом”, добродушием, "наклонен к юмору”, но настораживает его "особенный взгляд в упор”, заглядывающий в глубину души, будто желает прочитать самое сокровенное в мыслях: добрый и хитрый, открытый и подозрительный)
  • Почему автор обращает внимание на противоречивость характера Афрания? (Афраний дорожит своим положением, ему нравится иметь власть над людьми – он предан Пилату, но ради карьеры он готов на любую подлость, если надо будет, он предаст и самого Пилата)
  • Как ведет себя Понтий Пилат с Афранием? (Пилат ведет себя в соответствии со своим предназначением и, так как Афраний промок и устал, предлагает ему с ним поужинать. Это приглашение еще и способ расположить к себе Афрания)
  • Почему в начале разговора Пилат интересуется положением в городе? (Он опасается беспорядков, в случае которых должен будет остаться в Ершалаиме, где совершил преступление.)
  • Почему прокуратор спрашивает о Варравване, хотя думает, вероятно, об Иешуа? (Он хорошо знает Афрания , поэтому отвлекает его внимание, не хочет сразу интересоваться тем, кто более всего его волнует)
  • Какова реакция Афрания, когда Пилат спрашивает его о Варравване? (Афраний "послал свой особенный взгляд в щеку прокуратора”)
  • Как характеризует Афрания "особенный взгляд в щеку прокуратора” в этот момент? (Проявляется подозрительность Афрания, хитрость, он догадывается, кем на самом деле интересуется прокуратор, но заверяет Пилата, что безопасен Варравван, пока он в Иудее)
  • Что значат слова Пилата: "Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь”? (Прокуратору важно выразить чувство глубокого доверия Афранию перед предстоящим важным разговором)
  • Почему Пилат не начинает разговор о главном, об Иуде, а расспрашивает сначала о казни? (Он очень осторожен, сразу говорить об Иуде ему нельзя, а о казни знать положено)
  • Прочитайте, каким предстает в разговоре Пилат, когда Афраний пытается заставить прокуратора проговориться, назвать имя того, кто его больше всех интересует? (Пилат молчит, хотя нервы не выдерживают, и под "левым глазом у него задергалась жилка”)
  • Когда и почему в этом нравственном поединке Афраний добивается успеха? (Афраний добивается успеха, когда говорит о последних словах Иешуа, о том, что одним из самых главных пороков человека тот считает трусость. Это самое больное для Пилата: он струсил ради карьеры и послал на смерть невиновного, он не защитил истину, не восстал против несправедливости, с тех пор Пилат обречен на душевные страдания)
  • Как автор передает внутреннее состояние Пилата в этот момент? ("Треснувший голос”, "хриплый голос” – состояние величайшего переживания)
  • Почему Пилат приказывает похоронить тела казненных "немедленно, без всякого шума” и "чтобы о них ни слуху ни духу больше не было”? (Он боится прослыть подлецом и предателем, пытается как можно скорее ликвидировать следы своего преступления, а также забыть о своем злодействе и об Иешуа)
  • В какой момент разговора и почему Пилат говорит о "громадных заслугах на труднейшей работе” начальника тайной службы и том, что доложит об этом в Риме? (Пилат предусмотрителен, он знает, что Афраний стремиться к достижению карьеры, и говорит об этом перед самой главной частью разговора, старается вызвать расположение Афрания , идет на риск.)
  • Наступает кульминация беседы. Как Понтий Пилат дает понять Афранию о том, что задумал? (Он не говорит напрямую Афранию, боится, его беседа носит скрытый, иносказательный характер – это аллегорический образ)
  • Каково значение иносказательного характера беседы? (Прокуратор не мог публично наказать Иуду, который донес на Иешуа. Пилат в этом случае мог бы потерять власть, мог быть наказан римским императором. Значит, опять боится)
  • Почему же Пилат решил убить Иуду из Кириафа? (Так он пытается заглушить голос совести, наказать Иуду и обрести покой)
  • Почему Пилат решает деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику? (Таким образом он хочет лишить Каифу покоя, возможно, пробудить его совесть, а также спровоцировать скандал, отвести от себя подозрения)
  • Обратите внимание на последний жест прокуратора, когда он уверяет Афрания в неизбежной смерти Иуды. О чем говорит эта деталь?   (Он предвкушает убийство, радуется этому, поэтому "по лицу прошла судорога, и он коротко потер руки”. Автор обращает внимание на противоречие в облике героя. Сердце и разум прокуратора не в ладу. Судорога на лице – тому свидетельство)
  • Какие чувства у вас вызывает этот жест прокуратора? (Радость, испытываемая прокуратором, вызывает у читателя чувство страха, горечи: вновь поставлена под сомнение ценность человеческой жизни. Булгаков же утверждает неповторимость жизни любого человека)
  • Почему Афраний, поняв все, как задумал Пилат, не перечит своему господину? (Иначе он потеряет и деньги, и власть)
  • Как вы оцениваете поступок Афрания? (Что может быть страшнее равнодушия к другим, желания собственного благополучия, процветания любой ценой? Афраний, несомненно, вызывает чувство неприязни, омерзения. Его поступок аморален, он движим корыстью, жаждой власти, трусостью за свою карьеру)
  • В какой ситуации оказываются герои, каков у них выбор? (Герои оказываются в ситуации нравственного выбора. Они могут воспротивиться злу, которое может свершиться, не дать пролиться крови, как это сделал Иешуа, противостоять безнравственным законам, делающим человека лживым, трусливым, а могут принять эти законы – и они их принимают. Зависимость жизни одного человека от другого, от прихоти, от обстоятельств – налицо нравственные проблемы, обнажающие суть отношений "человек – человек”, "человек – власть”)
  • Каков смысл финала эпизода? Прочитайте. (Афраний уходит, прокуратор увидел, что "солнца уже нет и пришли сумерки”. Вновь опускается тьма. Зло продолжает твориться, проливается кровь, пусть это даже кровь презренного Иуды. Пейзаж снова помогает автору выразить свое отношение к происходящему, снова несет философскую нагрузку)
  • Почему после смерти Иуды не прекратились муки совести Пилата, не чувствует он покоя? (Пилат хотел избавиться от душевных мук, но смерть и кровь не могут дать избавления, облегчения, хотя сговор с Афранием есть проявление пусть хрупкой, но все-таки свободы)
  • Что же делает государство тоталитарным, а человека несвободным? (Сам человек, его выбор)
  • Каково отношение автора к выбору героев? (Автор осуждает безнравственный выбор людей, их трусость, корысть, властолюбие. Выбор человека должен быть непременно связан с такими понятиями, как честь, достоинство, совесть, любовь к ближнему)
  • Булгаков показывает нам последствия поступков героев, чтобы убедить, что, если человек поступил плохо, он обязан ответить за это. Как ответил за свой поступок Пилат? (Он продолжает страдать, ему снится сон, что Иешуа не казнен, а за свою слабость и трусость он раскаивается 2000-летней мукой, пока его не простит мастер)
  • Как вы считаете, это не очень жестокое наказание?
  • Какова роль эпизода в сюжете романа? Как отражаются проблемы, поднятые в ершалаимских главах, в московских событиях? (Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина, свобода, а не зло и власть, а за нравственные уступки, за трусость придется расплачиваться.)

III этап. Обобщение, подведение итогов.

Анализ эпизода (алгоритм)

  1. Прочитайте выбранный эпизод.
  2. Определите значение эпизода в произведении с точки зрения развития конфликта.
  3. Охарактеризуйте героев эпизода, их поведение, поступки, слова, через которые раскрывается внутренний мир, их отношение к событию, проблеме, друг другу.
  4. Охарактеризуйте пейзаж и его смысловую нагрузку.
  5. Найдите важные художественные детали, объясните их художественную роль.
  6. Авторское отношение к событию, героям, проблеме.
  7. Проанализируйте художественные приемы, используемые автором (художественные изобразительные средства, символику, подтекст, цвет, свет, звук).
  8. Выразите свое отношение к героям, событию, авторской позиции.
  9. Определите значение данного эпизода как части целого
  • Какое место в романе занимает данный эпизод? (Он расположен в конце произведения, но не является заключительной главой в ершалаимских событиях)
  • Какие позиции алгоритма анализа эпизода отразились в нашей работе сегодня на уроке?
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 3394 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru