О том, что такое рыцарский герб, наверняка
каждый имеет представление — хотя бы по книгам и фильмам. Доблестный рыцарь
Уильфред Айвенго из романа Вальтера Скотта, например, выехал на арену турнира в
Ашби с нарисованным на щите молодым дубом, вырванным с корнем. Была под таким
рисунком и короткая надпись на испанском языке — «Desdishado», — что
означало «Лишенный наследства».
У каждого из его противников тоже, разумеется,
был собственный герб. Рисунки на их щитах были самыми разными: у барона Фрон де
Бефа — черная бычья голова, а у Бриана де Буагильбера даже два герба на двух
разных щитах: один представлял собой обычный герб рыцарей Ордена Храма, к
которому принадлежал де Буагильбер — два рыцаря, едущих на одном коне, что
символизировало бедность и смирение, а на втором щите — ворон, держащий в
когтях череп.
Напомним, время действия романа относится к
концу XII века. К этому времени рыцарские гербы прочно вошли в обиход. Причиной
их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданными доселе
масштаба. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным
в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников
от врагов.
Правда, сам такой обычай родился, разумеется,
не на пустом месте. И за века до крестовых походов древние народы выбирали себе
какие-либо символы, как отличительные знаки. У готов, скажем, таким символом
был полумесяц или крест. У франков — крест над кругом. У англов — мифический
дракон или опять-таки крест в сопровождении птиц, шаров. У датчан — ворон, у
саксов — лев или роза.
Однако именно рыцарские крестовые походы
положили начало созданию особой геральдической символики, все более
усложнявшейся и и превратившейся в конце концов в особый своеобразный язык,
понятный многим, пожалуй, побольше, чем обыкновенная грамота, если учесть, что
далеко не каждый в эпоху средневековья, включая и знатнейших сеньоров, мог бы
похвастаться тем, что умеет читать и писать.
В эпоху крестовых походов рисунки-символы
стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с
личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.
Так, например, рыцари, только отправляющиеся
на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц,
показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома.
Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что
рыцарь получил в битвах за освобождение Гроба Господня тяжелые раны. На участие
в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины,
которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов, отправляющихся
в Святую Землю.
Такими символами на своих гербах знать
гордилась и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические
деяния предков.
Во времена крестовых походах на рыцарских
гербах появились и различные цвета. Например, голубой. Голубые красители до
этого в Европе были неизвестны, привезли их с Востока. Да и происхождение
самого геральдического термина — эмаль, — которым стали обозначать вообще
любой цвет на гербе, тоже связано с Востоком. Дело в том, что цвета в самом
деле наносились на щит посредством эмалевых красок, а такой вид росписи
применяли в ту пору только в Персии, Византии и Аравии. Да и само слово «эмаль»
персидское; правда, поначалу оно обозначало только один синий цвет и лишь потом
стало относиться и к любому другому.
С течением времени герб обретал все большее
значение и для самого его владельца, и для всех окружающих. Гербовые знаки
появились не только на щитах, но и на рыцарских шлемах. Герб заменял визитную
карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода,
о поколениях предков. Гербы уже нельзя было избирать произвольно: они
специально составлялись с учетом всех заслуг и даровались своим подданным королями
и владетельными сеньорами. Они стали наследственными, переходили от отца к
сыну. В конце концов гербами стали украшать не только щит и шлем, но и
гобелены, одежды, стены домов, причем, раз поначалу они были только на
настоящих щитах и шлемах, то и в рисунок любого герба обязательно входил
рыцарский щит, а позже и шлем, и наконец появились дополнительные
геральдические украшения — щитодержатели, гербовые мантии, девизы. |