ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа
Учитель. Сегодня мы совершим
путешествие в картину, а помогут нам в этом
волшебники, которые позволяют видеть мир в
изменениях. О ком эта загадка?
Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенки поет.
Дети. О кошке.
У. А эта?
Сидит на окошке кошка: хвост, как у
кошки, нос, как у кошки, ушки, как у кошки, а не
кошка.
Д. О коте.
У. О ком говорят: «Он родился с
усами»?
Д. О котенке.
У. Действительно, эти загадки о
звере зубастом, мохнатом, у которого лапка
мягонька, а коготок востер, который, как есть
начнет, – песенку поет. Зверь этот – кошка. И
картина, в которую мы совершим путешествие,
называется «Кошка с котятами».
III. Работа по картине
1. Определение состава картины
У. Выделите предметы или
объекты, изображенные на картине.
Предметы обозначаются кружочками. В
работе участвует волшебник Дели.
Д. Кошка, котенок серый, тарелка,
молоко, коврик, спящий котенок, клубок, корзинка,
полка, пол.
У. Установите взаимосвязи между
объектами.
В работе участвует волшебник Давай.
Дети составляют предложения, связывая два
объекта.
Игра. «Ищу друзей»
Кошка – котенок; тарелка – молоко;
молоко – котенок.
Игра. «Хорошо – плохо»
В работе участвует фея Инверсия.
Корзинка – клубки – беспорядок – это
плохо, но это и хорошо, так как котенок играет и
катает клубок.
Игра. «Живые картинки»
Распределяются роли, и каждый
ребенок должен найти свое место относительно
других объектов.
2. Представление объектов
У. К нам пришел волшебник Я
Только Слышу. Как вы думаете, что он может
услышать на нашей картине?
Д. Как пищат котята, как дышит
кошка, как мама-кошка разговаривает со своими
котятами.
У. К нам пришел волшебник Я
Ощущаю Запах. Что он может ощутить?
Д. Запах свежего молока.
У. К нам пришел волшебник Я
Ощущаю Лицом и Руками. Что он сможет ощутить?
Д. Что шерстка мягкая, пушистая и
гладкая. Язычок мокрый и теплый. Нос холодный.
Молоко в миске теплое. В доме тепло и сухо.
У. Что может почувствовать
волшебник Я Пробую На Вкус? Что вкусно и что
невкусно?
Д. Я котенок. У мамы очень
вкусное молоко, а клубок – невкусный.
В работе участвует волшебник
Замри-Отомри.
У. Какое время года и суток на
картине остановилось? Что было с котятами до
этого момента? А что будет завтра? А через месяц?
В своих ответах дети используют слова: до
того как..., после того как ..., потом...
3. Составление загадок.
На доске:
Кошка (какая?)
усатая
мягкая но не
ласковая
чистоплотная
игривая как
ловкая
Например:
Черная, но не уголь,
Усатая, но не дед,
Ловкая, но не акробат,
Мягкая, но не вата. |
дед, тигр, мышь ...
снег, вата, мех ...
мама, песенка ...
человек
ребенок, щенок ...
ловкая акробат, обезьяна
|
|
IV. Расширение и углубление
знаний учащихся
У. В разные времена и в разных
странах к кошке относились по-разному.
В Древнем Египте ее боготворили,
оказывая разные почести. Смертная казнь ожидала
того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из
стражей хлебных амбаров. Если же кошка умирала
своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в
виде высушенных мышей.
В Европе в Средние века кошку
преследовали, так как считали, что в ней
поселился дьявол. Особенно не везло черным котам.
Считалось, что они приносят в дом несчастье.
В древнерусском Судебнике ХVI века есть
упоминание о том, что за украденную кошку
устанавливался штраф в размере 3 гривен. Много
это или мало? Судите сами: столько же стоили бык
или корова.
Кто-то любил их, а кто-то боялся и
прогонял, считал их ведьмами. Кошка не богиня, но
и не ведьма. Это обыкновенный зверь, но с
необыкновенными качествами.
Ученик 1. У кошек очень тонкий
слух: они слышат даже самый маленький шорох,
который производят мыши. В то же время они могут
не обращать внимания на громкую музыку, которая
раздается у них над ухом.
Ученик 2. Кошки очень
чистоплотны и часто умываются. А знаете почему?
Они вылизывают не столько грязь, сколько
собственный запах. Все кошки – и дикие, и
домашние – охотники. Охотятся они из засады. Если
добыча по запаху почует опасность, то кошка
останется голодной.
Ученик 3. У кошек очень острое
зрение. Их глаза сравнивают со светоотражателями
машин. В полутьме у них в глазах можно заменить
зеленоватый блеск. Глаза у кошек крупные и
смотрят в одном направлении.
Ученик 4. Кошки верно определяют
расстояние до предмета. Они спокойно ходят в
темноте. Помогают им в этом вибрасы – длинные
жесткие волосики, которые мы называем усами.
Ученик 5. Ходят кошки бесшумно,
втягивая когти и ступая маленькими подушечками.
Лазают ловко, умеют прыгать с высоты. В Нью-Йорке
один кот прыгнул с 33-го этажа – и хоть бы что.
Ученик 6. А вот некоторые факты о
кошках, которые можно найти в Книге рекордов
Гиннесса:
Сейчас на Земле проживает около
5 млрд людей, а кошек всего 400 млн.
Больше всего кошек в США – там их
около 55 млн.
Средняя продолжительность жизни
кошки – 20 лет.
Чемпион среди долгожителей – кошка
Пусс из США: она прожила 36 лет.
Обычно у кошки рождается 3–5 котят. А
вот кошка по имени Колокольчик из Южной Африки
родила сразу 14 котят.
Кошка Минни с 1927 по 1933 год поймала
12 480 крыс.
V. Физкультминутка
VI. Составление рассказов от имени
разных объектов
Я – МИСКА С МОЛОКОМ
Хозяйка знает, что кошка Машка и ее
маленькие котята очень любят молоко, поэтому
ранним утром, когда подоит корову, наливает в
меня теплое молочко. Как приятно, когда котята
лакают из меня молочко! У них капает с носика, а
язычки шершавые и очень подвижные. Я счастлива,
что от меня такая польза.
Я – ГЛАЗА МАМЫ-КОШКИ
У меня целый день масса работы. Котята
маленькие, шустрые, и за ними нужен глаз да глаз.
Смотри-смотри, как играет мой белый котенок! Он
запутался – ему надо срочно помочь. А серый
котенок лакает молочко – пусть наедается. А где
третий котенок? Да вот же он здесь, под боком
лежит, тепленький такой, и урчит: «Мр-мр».
VII. Работа над пословицами и
поговорками о кошках
VIII. Итог урока
У. Что вам запомнилось на уроке?
Придумайте тему следующего путешествия в
картину. |