Тема. «Знакомство со схемой звукового
состава слова. Счет в пределах 10. Различение
понятий слева направо, справа налево, внутри,
вне. Проведение вертикальных и горизонтальных
параллельных линий».
Цели. Учить составлять предложения по
картинке; выражать словами отношения между
предметами; познакомить со схемой звукового
состава слова; учить рисованию линий в заданном
направлении.
Оборудование. Цветные карандаши; схемы для
звукового разбора.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
Дети. Это осень.
У. Кто догадался, почему я загадала
загадку про осень?
Д. Потому что сейчас осень.
У. Вспомните, какие приметы осени мы
называли?
Д. Улетают птицы, опадают листья, дни
стали короче.
У. Почему птицы улетают в теплые края?
Д. Нет корма.
У. Какие птицы улетают на зиму?
Д. Стрижи, грачи, ласточки...
У. Есть ли в нашей местности птицы,
которые остаются на зиму?
Д. Есть.
У. Почему они не улетают?
Д. Они находят себе корм.
У. Назовите таких птиц.
Д. Галки, сороки, воробьи, голуби...
У. Откройте тетрадь на с. 14.
Рассмотрите верхнюю картинку. Что вы видите?
Д. Птицы летят на юг.
У. Что вы произнесли, отвечая на мой
вопрос?
Д. Предложение.
У. Обозначьте его схемой. Сколько птиц
летит? Составьте предложение.
Д. Летят четыре птицы.
У. Обозначьте предложение схемой.
Прочитайте составленные вами предложения по
схемам.
Д. Птицы летят на юг.
– Летят четыре птицы.
У. Молодцы! Посмотрите внимательно: каких
птиц нарисовал художник?
Д. Воробья, ласточку, галку, сороку.
У. Всё ли художник нарисовал правильно?
Д. Не все из этих птиц улетают на юг.
У. А какие не улетают?
Д. Воробей, галка, сорока.
У. Молодцы! Откройте с. 19 в тетради.
Кого вы видите?
Д. Птиц.
У. Можете ли вы определить, какие это
птицы?
Д. Нет.
У. Это сказочные птицы. Сколько их?
Д. Шесть.
У. В каком направлении они летят?
Д. Они летят в разные стороны.
У. В каком направлении летят две зеленые
птицы и красная?
Д. Слева направо.
У. А остальные?
Д. Справа налево.
У. Молодцы! Где живут птицы?
Д. Под крышами домов, в скворечниках, в
лесу.
У. Отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
Д. Это лес.
У. Откройте учебники на с. 17. Что вы
видите на верхнем рисунке?
Д. Лес.
У. Какой лес изображен?
Д. Осенний.
У. Как вы догадались?
Д. Деревья – желтые. На яблоне – спелые
плоды.
У. Какие деревья вы видите?
Д. Яблоню, березу.
У. Какое дерево самое высокое?
Д. Яблоня.
У. Сколько на ней плодов?
Д. Шесть.
У. В какой руке девочка держит корзину?
Д. В левой.
У. Что она делает правой рукой?
Д. Прикрывает рот, чтобы звук слышался
дальше.
У. Почему девочка кричит?
Д. Она заблудилась.
У. Что она кричит?
Д. «Ау!»
III. Знакомство со схемой звукового состава
слова
У. Ребята, посмотрите: под картинкой
что-то нарисовано. Что это?
Д. Квадратики.
У. Сколько их?
Д. Два.
У. А почему два? Послушайте:
[а]-[а]-[а]-[у]-[у]-[у]. Какой первый звук: [а]-[а]-ау?
Д. Звук [а].
У. Какой второй звук? Послушайте:
а-[у]-[у]-у].
Д. Звук [у].
У. Сколько звуков в слове ау?
Д. Два.
У. Сколько квадратиков нарисовано?
Д. Два.
У. Кто догадался, что обозначают
квадратики?
Д. Звуки.
У. Квадратики – это домики, в которых
живут звуки. У каждого звука есть свой домик.
Читаем слово по схеме: ау.
Учитель ведет указку по схеме.
– Кто сможет прочитать слово сам?
Ученик выходит к доске и читает по схеме.
– Молодец!
IV. Определение места ударных звуков в словах
У. В нижней части с. 17 нарисовано
множество предметов. Объедините в подмножество
тех, кого девочка могла встретить в лесу.
Д. Лиса, жук.
У. Найдите картинку с изображением лисы.
Что вы заметили?
Д. Надо выделить голосом последний звук.
У. Произносим: лиса-[а]-[а]. Какой звук вы
услышали?
Д. Звук [а].
У. Найдите рисунок жука. Какой звук надо
выделить голосом?
Д. Звук в середине слова.
У. Произносим: жу-[у]-ук. Какой
звук услышали?
Д. Звук [у].
У. Определим, где расположены звуки [а] и
[у] в других словах.
Д. [У]-[у]-ухо – звук [у] в
начале слова.
– Гу-[у]-усь – звук [у] в середине
слова.
– Лу-[у]-уна – звук [у] в середине
слова.
– Луна-[а]-[а] – звук [а] в
конце слова.
– [А]-[а]-арбуз – звук [а] в
начале слова.
– Арбу-[у]-уз – звук [у] в середине
слова.
V. Рисование линий в заданном направлении
У. Ребята, вчера мы говорили о зоопарке.
Вспомните, где в зоопарке живут рыбы?
Д. В аквариуме.
У. У кого дома есть аквариум? Какие рыбки
у вас живут?
Дети отвечают.
Найдите рыбок на с. 18 тетради. Сколько их?
Д. Три.
У. Какого они цвета?
Д. Зеленого.
У. Как вы узнали?
Д. Первая рыбка зеленая.
У. Ой, ребята, кто-то рычит, сердится! Кто
же может рычать?
Д. Тигры.
У. Почему они рычат?
Д. Про них забыли.
У. Чтобы тигры не рычали, давайте выделим
первый звук в слове тигры: [т’]-[т’]-тигры.
Д. Звук [т’].
У. Сколько тигров?
Д. Два.
У. Как раскрашен первый тигр?
Д. Параллельными линиями, оранжевым
цветом.
У. Что вам надо сделать?
Д. Докрасить первого тигра и раскрасить
второго.
У. Выполняйте задание.
Дети работают самостоятельно.
У. У кого получились параллельные
полоски? Вы молодцы! А теперь раскрасьте рыбок.
Как вы будете это делать?
Д. Параллельными линиями, зеленым
карандашом.
У. Молодцы! Приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно.
– Посмотрите на картинки на этой странице.
Можно ли сказать, что нарисовано множество
тигров и множество рыб?
Д. Можно.
У. Сколько элементов в каждом множестве?
Д. Тигров – два, рыб – три.
У. В каком множестве элементов больше?
Д. Во множестве рыб.
У. Как вы думаете, на чем привозят в
зоопарк животных?
Д. На машинах, на поезде.
У. Мы недавно вели разговор о транспорте.
Что вы запомнили?
Д. Машина и автобус – транспорт.
У. Да. Это автомобильный транспорт. Есть
еще один вид транспорта, о котором мы не говорили.
Чтобы узнать о нем, откройте с. 20 в тетради. Что
нарисовано внизу?
Д. Паровоз.
У. Паровоз едет по железной дороге, это
железнодорожный транспорт. Нарисуйте шпалы на
с. 18. Не забывайте о параллельных прямых, иначе
паровоз потерпит крушение. Сколько вагонов у
паровозика?
Д. Три.
У. Раскрасьте их.
Дети выполняют задание.
– Наш паровоз подъехал к воротам зоопарка,
за которыми скучает какое-то животное. Узнали,
кто это?
Д. Зебра.
У. Каждой ли зебре хватит места в вагонах?
Д. Да.
У. Как вы это определили?
Д. Вагонов три и зебр три.
У. Почему зебры скучают?
Д. Их не раскрасили. Они хотят к другим
зверям.
У. Согласна, зебр и забор нужно
раскрасить. Но у меня есть условие. Надо взять
такие карандаши, какие вам предлагают авторы
прописи в верхнем ряду. Назовите их цвет.
Д. Красный, синий, зеленый, желтый,
коричневый.
У. Выполняйте работу.
У. Сколько вам было предложено
карандашей?
Д. Пять.
У. Какой лишний?
Д. Коричневый.
У. Почему?
Д. Здесь нет ничего коричневого.
VI. Составление предложений по картинке.
Моделирование предложений
У. Отгадайте загадку:
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой...
Сам рисует, сам поет –
Что же это?
Д. Самолет.
У. Что вы можете сказать о самолете?
Д. Это транспорт.
У. Какой транспорт?
Д. Воздушный.
У. Откройте учебники на с. 18, найдите
картинки внизу. Какая из них лишняя?
Д. С детской коляской.
У. Почему?
Д. Это не транспорт.
У. Составьте предложения по картинкам,
чтобы в них были слова направо, налево.
Обозначьте каждое предложение схемой.
Д. Самолет повернул направо. Машина
повернула налево. Мама с коляской свернула с
тропинки направо.
У. Молодцы, очень хорошо справились с
этим заданием! Теперь давайте составим рассказ
по рисункам в верхней части страницы. Посмотрите,
какая из них будет первой – правая или левая?
Д. Правая.
У. Составьте по ней предложения.
Д. Девочка ждет гостей. Она накрыла стол.
К ней в гости придет подруга.
У. Составьте продолжение рассказа по
второй картинке.
Д. Девочки пили чай. Катя ушла домой. Маша
моет посуду. Кот сидит рядом.
У. Молодцы! Получился рассказ. Как вы
догадались, что придет только один гость?
Д. Остался пустым один стул, на столе три
чашки.
У. Сколько блюдец?
Д. Четыре.
У. Сколько ваз под цветы?
Д. Одна.
У. А под мороженое?
Д. Две.
VII. Отработка счета в пределах 10
У. Поднимите руки, кто из вас занимается
спортом. Каким? Для чего нужно заниматься
спортом?
Д. Чтобы быть здоровым, сильным.
У. Правильно! Посмотрите на рисунок на
с. 19 учебника. Каким спортом занимаются
мальчики?
Д. Футболом.
У. Сколько футболистов? Сосчитайте их,
начиная с самого маленького.
Д. Десять.
У. Посчитайте, начиная с самого большого.
Д. Десять.
У. Считаем в обратном порядке.
Дети считают по порядку от 10 до 1.
– Каким по счету, считая слева направо, стоит
мальчик с мячом?
Д. Шестым.
У. А если считать справа налево?
Д. Пятым.
У. Молодцы!
VIII. Уточнение пространственного
расположения предметов. Выделение из множества
его частей
У. Чтобы быть здоровым и сильным, нужно не
только заниматься спортом, но и гулять на свежем
воздухе, загорать, купаться.
Откройте тетради на с. 21. Кого вы видите?
Д. Детей.
У. Что делают дети?
Д. Гуляют, хотят залезть на пирамидку.
У. Сколько детей?
Д. Трое.
У. Сколько мальчиков?
Д. Двое.
У. Сколько девочек?
Д. Одна.
У. Что еще одно на рисунке?
Д. Солнце.
У. Чего больше, чем детей?
Д. Облаков.
У. На сколько больше облаков?
Д. На три.
У. Что нужно сделать?
Д. Раскрасить пирамидку.
У. Каким цветом?
Д. Желтым.
У. Какие линии вы проведете?
Д. Параллельные прямые.
У. Все ли линии будут параллельными?
Д. Нет, есть непараллельные.
У. Раскрасьте пирамидку.
Дети работают самостоятельно.
– У кого получилось, поднимите руку. Молодцы!
Кто помнит, с чего я сегодня начала урок?
Д. С загадки про осень.
У. Вы называли признаки осени, и одним из
них был отлет птиц. Я хочу напомнить вам грустную
историю о том, как птица не могла улететь на юг,
потому что у нее было сломано крыло. Кто помнит
эту сказку Мамина-Сибиряка?
Д. Это «Серая Шейка».
У. В учебнике на с. 19 найдите
иллюстрацию к этой сказке. Кого вы видите?
Д. Лису.
– Уточку в полынье.
– Это Серая Шейка.
У. Что такое полынья?
Д. Место на водоеме, которое не замерзло.
У. Кто находится в полынье?
Д. Уточка.
У. Кто находится у полыньи?
Д. Лиса.
У. Назовите эти слова так, чтобы четко
слышался первый звук.
Д. [Л’]-[л’]-лиса, [п]-[п]-полынья, [у]-[у]-утка.
У. Давайте в слове утка назовем все
звуки. Если с этой задачей мы справимся быстро, то
поможем дедушке спасти Серую Шейку от лисы.
Д. [У]-[у]-утка, ут-[т]-тка, утк-[к]-ка,
утка-[а]-[а].
У. Сколько звуков в этом слове?
Д. Четыре.
У. Как еще можно догадаться, что в этом
слове четыре звука?
Д. Рядом с рисунком утки нарисованы
четыре квадратика.
У. Это схема слова. Какие звуки в этом
слове тянутся?
Д. Звуки [у], [а].
У. Я назову слова. Если вы услышите звук
[у], хлопайте в ладоши.
Треугольник, пятиугольник, круг, квадрат.
Как одним словом назвать пятиугольник, круг,
квадрат?
Д. Геометрические фигуры.
У. Найдите эти фигуры на с. 19 в
учебнике. Что вы заметили?
Д. Несколько фигур обведены красной
линией.
У. Несколько фигур находится внутри
линии. Это множество. Сколько их и какие они?
Д. Их три – зеленый квадрат, красный
пятиугольник, желтый круг.
У. Какие фигуры находятся вне множества?
Д. Зеленый треугольник и желтый
пятиугольник.
У. Давайте поиграем. Встанем в круг.
Внутри круга будут те из вас, у кого день рождения
осенью, остальные – вне или за кругом. Что дальше
мы будем делать?
Д. Петь песню «Каравай».
У. Поем.
Дети водят хоровод и поют.
IX. Итог урока
У. Кто сегодня узнал что-то новое на уроке?
Что вам понравилось? Что запомнилось?
Дети отвечают. |