Цели. Учить распознавать и составлять
предложение, обозначать его полоской; сравнивать
элементы множества, выявлять их сходства и
различия; рисовать линии в заданном направлении.
Оборудование. Полоски для схем; портрет
К.И. Чуковского; книга со сказками.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Дети. Школа.
У. Кто догадался, почему я загадала эту
загадку?
Д. Мы сегодня пришли в школу.
У. Для чего ходят в школу?
Д. Чтобы учиться читать, писать, считать.
У. Кто из вас хотел поступить в школу? Кто
умеет читать? Прочитайте название книги, по
которой мы с вами будем учиться.
Читающие дети прочтут название: «Грамота».
– Что значит грамота?
Д. Это книга, которая научит нас читать.
У. Откройте учебник на с. 4. Кого вы
видите?
Д. Учителя, детей.
У. Какое настроение у учительницы?
Д. Хорошее, веселое.
У. Как вы думаете, почему у нее хорошее
настроение?
Д. Она рада видеть первоклассников, дети
подарили ей цветы.
У. А еще кого видите?
Д. Ребят.
У. Сколько школьников на рисунке?
Д. Шестеро.
У. Сколько из них мальчиков?
Д. Четверо.
У. Сколько из них девочек?
Д. Двое.
У. Как теперь можно назвать этих ребят?
У. Ученики.
У. Почему их так можно назвать?
Д. Они учатся в школе.
III. Знакомство с понятием множество
У. Отгадайте загадку:
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы отважные,
Все ужасно важные.
Д. Портфель.
У. Какие жильцы живут в этом доме?
Д. Учебники, тетради, ручки.
У. Посмотрите на детей. Какие вещи, не
относящиеся к школе, вы у них видите? Назовите
множество ненужных для школы предметов.
Д. Кукла, бабочка, конфета.
У. Сколько цветов в руках у учительницы?
Д. Много.
У. Про что еще можно сказать: много?
Д. Про цветы на столе.
У. Так сколько цветов на столе?
Д. Много.
У. Когда видят несколько предметов с
характерными признаками, то говорят, что это множество
предметов. На рисунке мы видим множество цветов.
– А какие множества вы еще назовете?
Д. Множество детей, множество тетрадей,
парт, ручек, портфелей.
IV. Знакомство с понятием предложение
У. Все ли дети внимательно слушают
учительницу?
Д. Нет.
У. Как вы ответите на мой вопрос полным
ответом?
Д. Не все дети слушают учителя.
У. Вы поняли, что сказал ваш одноклассник?
Д. Да.
У. Вы услышали мысль, вам стало понятно, о
чем хотел сказать Саша, то есть он сказал
законченную мысль, или предложение.
Предложение мы будем обозначать полоской. Какие
еще предложения можно составить по картинке?
Д. Учитель стоит у доски.
– Дети слушают учителя.
– Мальчик сидит за партой.
У. Из множества предложений по одной
картинке можно составить рассказ.
V. Сравнение элементов множества, выявление
их сходств и различий
У. Давайте попытаемся составить рассказ
по рисунку на с. 5 учебника и обозначим в нем
каждое предложение полоской. Из скольких человек
состоит семья?
Д. Из четырех человек.
У. У кого столько же человек в семье,
поднимите руку.
Семья – это множество людей. Назовите каждого
человека.
Д. Мама, папа, сын, дочь.
У. Назовите другие множества, которые вы
видите на рисунке.
Д. Множество свечек, цветов, тарелок,
стульев.
У. В каком множестве тоже четыре
элемента, или столько же, сколько во множестве семья?
Д. Во множестве стульев, ложек.
У. Как вы думаете, какое событие
празднует семья?
Д. День рождения.
– Первое сентября.
У. Как вы догадались про день рождения?
Д. В торте свечки.
У. Чей день рождения празднуют?
Д. Мальчика.
У. Сколько ему исполнилось лет?
Д. Шесть.
У. Как вы узнали?
Д. В торте шесть свечей.
VI. Составление предложений по сюжетной
картинке и обозначение их полосками
У. Итак, составим предложения и каждое
обозначим полоской.
Д. Вите исполнилось 6 лет. Семья собралась
за столом поздравить мальчика. Мама испекла торт.
Витя задует свечи.
У. Сколько получилось предложений?
Д. Четыре.
У. Чего тоже четыре и почему?
Д. Полоски, так как каждое предложение мы
обозначили полоской.
У. Составьте предложение по рисунку на
с. 6 учебника.
Дети высказываются.
– Кто читал или слышал похожую историю,
поднимите руки. А кто написал эту сказочную
историю?
Д. Чуковский.
Учитель показывает портрет К.И. Чуковского
и книгу со сказками.
– Помнит ли кто-нибудь сказку об Айболите?
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
VII. Упражнения на выявление сходств и
различий предметов
У. Чтобы помочь больным животным, Айболит
преодолевал ветер, снег, град. Но у нас на уроке
сегодня хорошая погода, поэтому даже если пойдет
дождь, то мы спрячемся под зонтиками, которые
изображены на с. 7 учебника. Сколько зонтиков
вы видите?
Д. Пять.
У. Какие из них похожи и чем?
Д. Первый и последний похожи цветом.
У. Какой зонтик не похож на другие?
Д. Второй – цветом, он зеленый. А третий
отличается ручкой.
У. Молодцы! Проверим, кто внимательнее –
мальчики или девочки. Девочки сравнят платья на
верхнем рисунке, а мальчики – рисунки с
собакой. Приступайте к работе.
Дети отвечают.
VIII. Соединение предметов линиями
У. Ребята, мне кажется, что от нашего
Айболита только что улетела божья коровка. Она,
наверное, вылечилась и ищет место, где бы ей
отдохнуть. Поможем найти место для отдыха божьей
коровке?
Д. Да!
У. Откройте тетради на с. 6 и соедините
каждое насекомое с насекомым, а листик – с
листиком. Но для того, чтобы у вас получились
красивые линии и божья коровка не обиделась на
вас, нужно правильно положить тетрадь, как
показано на рисунке на с. 4–5.
Кто догадался, какую работу надо выполнить на
с. 7 тетради?
Д. От звездочки провести линию вниз, от
грибка – вправо.
У. Верно, от звездочки проведем
вертикальную линию, от грибка – горизонтальную.
IХ. Итог урока
У. Откройте рабочую тетрадь на с. 8.
Объедините во множества изображенные предметы,
назовите эти множества.
Д. Грибы, посуда, насекомые, игрушки.
У. Молодцы! Кому понравилось сегодня в
школе, поднимите руку. Скажите об этом всем.
Д. Мне понравилось сегодня в школе!
У. Что мы услышали?
Д. Предложение, или законченную мысль.
У. Как вас теперь можно назвать
по-разному?
Д. «Дети, ученики, ребята, школьники».
У. Можно ли сказать: множество учеников?
Д. Можно.
У. Вот сколько нового вы узнали только за
один день! Завтра мы продолжим путешествие по
Стране знаний. |