Пятница, 29.03.2024, 16:47                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

"Шарль Перро. Новые встречи со старыми сказками" Сценарий литературного часа во 2-4-х классах
10.06.2012, 12:54
Предварительная работа: К мероприятию желательно подготовить презентацию (портреты писателя, названия произведений, иллюстрации к сказкам, фрагменты из мультфильмов и т. д.).

Литературный час проводится в форме диалога с обучающимися.

Учитель: Ребята, посмотрите на портрет одного очень известного писателя и на доску, его имя записано по-французски. Попробуйте догадаться, кто это. (На доске надпись Charles Perrault. Для детей, которые не изучают французский язык, задача не очень простая, имя все прочитывают как "Чарльз".) Молодцы, вы справились с заданием, писатель узнан! Это Шарль Перро.
Может быть, некоторые из вас подумали: почему мы, такие взрослые второклассники (четвероклассники и т. д.), будем вспоминать книги для маленьких? Причин несколько. Во-первых, 2012 г. объявлен Годом французского языка и французской литературы в России, а это государственное мероприятие, в котором мы с вами принимаем участие.
Во-вторых, свои сказки Шарль Перро писал вовсе не для детей, а для взрослых. Вы еще не взрослые, но... все-таки почитайте его произведения. В-третьих, через 2-3 недели вы станете участниками игры по сказкам Ш. Перро, и вопросы (задания) вас ждут совсем не детские. Чтобы подготовиться к игре, можете воспользоваться специальным планом.

План подготовки к игре:
  • 1. Прочитать сказки Ш.Перро. Книги для дошкольников, в которых много иллюстраций и мало текста, не годятся. Если на книге название компании Disney, значит, эта книга по мультфильму, а не сказка Перро.
  • 2. Читать внимательно, размышлять. Запоминать имена героев, события, предметы (в т. ч. какие из них волшебные).
  • 3. Уточнять значение непонятных слов, "знакомиться" с незнакомыми словами (можно обсудить, каким образом). Сказки написаны давно, поэтому незнакомы будут названия многих предметов, профессий и т. д. Не совсем понятны могут быть и вполне современные слова, например "грациозный" (умеющий красиво двигаться), даже абсолютно русское слово "великодушный". (Как правило, дети предлагают вариант объяснения смысла этого слова - "у кого великая душа", но что это значит, объяснить не могут. Можно подсказать, что самая великодушная героиня - Золушка. Вторая подсказка: как она отомстила своим сестрам и мачехе? Правильно, никак, сумела на зло ответить добром, обладает способностью прощать, не обижаться.)
Наверное, все вы читали сказки Перро. Какие?
(Самых известных сказок 9. Можно "спрятать" названия сказок на слайде в презентации или просто прикрыть обложки книг, открывать по мере угадывания.
Список сказок: "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная Шапочка", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура", "Подарки феи" ("Волшебница"), "Рикэ-Хохолок", "Синяя Борода", "Спящая красавица".)

Какая сказка у вас любимая? Какой герой больше всего похож на вас (не внешне, а характером)? (Дети предлагают свои варианты ответа.)

Перро родился во Франции в 1628 г. Сколько веков прошло с того времени?
(Как правило, даже второклассники знают, что сейчас XXI в., и если подсказать, что Перро жил в XVII в., могут подсчитать, что прошло почти 4 века, т. е. почти 400лет.)

Сказки Перро читают уже несколько веков - значит, это классика, то, что не устаревает со временем; это еще одна причина, по которой стоит обратиться к творчеству писателя.

Ш. Перро опубликовал сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями", который называют первой детской книгой, хотя автор писал ее для взрослых. Может ли такое быть? Дело в том, что в XVII в. (и раньше) вообще не было детских книг. Представьте, хотя это и трудно, что вы пришли в первый класс, совсем не умея читать. И для обучения чтению вам выдали книгу, например "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Представьте себе объем этого романа, учтите, что он написан для взрослых людей, и вы поймете, что, пожалуй, читать его вам пришлось бы несколько лет.

Современные дети обучаются чтению за несколько месяцев, а в XVII в. процесс растягивался на годы, ведь дети учились читать по рыцарским романам, античным сказаниям и т. д. А сказки Ш. Перро читать было легко - ведь они недлинные, с увлекательным сюжетом, написаны простым языком. Поэтому сказки, придуманные для взрослых, быстро стали чтением для детей.

Перед вами книга, на обложке которой написана фамилия Перро. Значит, в ней сказки авторские, литературные. Но у них очень много общего со сказками народными.

Во-первых, сюжеты. Шарль Перро одним из первых писателей стал записывать и пересказывать народные сказки. А сказка "Красная Шапочка" из авторского произведения превратилась в фольклорное. Через полтора века после того, как она была придумана Перро, немецкие фольклористы братья Гримм записали ее как народную немецкую сказку. Уникальный случай! Как и в народных сказках, в произведениях Перро часто не указывается имя героев (например, неизвестно, как зовут Спящую красавицу) или вместо имен используются прозвища, например Красная Шапочка, Золушка.

А почему Золушка получила такое прозвище? (Чаще всего дети отвечают, что Золушка - от слова "золото", потому что у героини золотые руки, золотое сердце. Если во время литературного часа никто не вспомнил правильного объяснения, участники получают домашнее задание - найти ответ в тексте сказки.)

В народных сказках действие происходит за тридевять земель, давным-давно. В сказках Перро тоже не указывается время и место действия, но внимательный читатель получает точное представление о Франции времен короля Людовика XIV. Замок Юссе на реке Луаре называют во всех туристических путеводителях "Замком Спящей красавицы"; считается, что именно он описан в сказке. Кстати, в "Спящей красавице" засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.

Внимательно читая текст и рассматривая иллюстрации, можно представить, какой была мода в те времена (в "Золушке" не просто сообщается, что сестры были красиво одеты, а подробно описывается платье старшей сестры), какие достоинства, способности, качества ценились в людях. На иллюстрациях видно, что герои грациозны, галантны, изящны. Даже Кот в сапогах держится так, как будто получил светское воспитание. Вежливость и изящество приравниваются к уму, точнее, глупые герои грубы и невоспитанны.

Итак, в XVII в. знанию этикета придавали очень большое значение. Как вы считаете, в XXI в. вежливость так же важна? (Довольно часто дети говорят, что знание этикета теперь необязательно. Но в ходе обсуждения выясняется, что абсолютно всем приятнее общаться с людьми вежливыми. Другое дело, что быть вежливым самому не всегда легко. А еще надо помнить, что правила этикета меняются со временем, никто сейчас не отвешивает поклоны и не делает реверансы, как в эпоху Людовика XIV, но вежливость всегда производит приятное впечатление на окружающих).

Во время литературного часа можно обсудить 2-3 сказки, какие именно - зависит от настроения детей. Предлагаем некоторые вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения с детьми

1. "Золушка, или Хрустальная туфелька"

Сравните иллюстрации - портрет Золушки в начале сказки и в конце. Из замарашки (а именно так звучит ее имя в некоторых переводах) героиня превращается в настоящую принцессу в роскошном наряде. Внешне она меняется, а внутренне? Остается ли она скромной, кроткой, доброй, великодушной?

Золушка скромно, даже бедно одета, почему же сестры советуются с ней, собираясь на бал? Почему не могут сами решить, как им нарядиться? Подсказка: что такое хороший вкус? (Ответ:умение определить, что красиво, а что нет, что к лицу каждому человеку.)

Важно ли обладать им в наше время?

Как Золушка старалась причесать сестер к балу: чтобы они выглядели хуже всех или как можно красивее? Почему? (Как правило, дети выбирают второй вариант, но объяснения дают разные, в т. ч. такое: Золушка боялась наказания. И тут стоит вновь вспомнить слово "великодушие". А еще обратить внимание на то, что Золушка относится к мачехе и к сестрам как к своей семье, к родственникам, поэтому она прощает их.)

2. "Мальчик с пальчик"

Многие считают, что самая страшная сказка Шарля Перро - "Синяя Борода". Но еще страшнее сказка "Мальчик с пальчик". Почему? (Семья живет в такой страшной нищете, что родители хотят увести своих детей в лес, чтобы не видеть их смерти от голода.)

Главный герой находчивый и хитрый (как и Кот в сапогах). Хитрость - это хорошее качество? Подсказка: кого обхитрил Мальчик с пальчик? (Людоеда - свирепого великана, которого невозможно было бы победить иначе, который приносил людям много горя.)

3. "Спящая красавица"

Помните, что подарили феи новорожденной принцессе? Конечно, это были необычные, волшебные подарки - не вещи, не предметы, пусть и дорогие, а качества, достоинства: 1-я фея пожелала, чтобы принцесса была красивее всех, 2-я - чтобы у нее было доброе и нежное сердце, 3-я - грациозность (вспомните, что это такое), 4-я - чтобы принцесса умела прекрасно танцевать, 5-я - чтобы принцесса пела, как соловей, 6-я - чтобы принцесса играла на всех музыкальных инструментах. Теперь понятно, какая девушка считалась идеальной в XVII в.? А в наше время идеал выглядит иначе? Может быть, вы бы хотели добавить какие-то качества или исключить?
(Чаще всего дети "избавляются" от умения играть на всех инструментах. Действительно, со времен Ш. Перро появилось гораздо больше возможностей послушать музыку. А добавляют, как правило, образованность. Можно пояснить детям, что это достоинство во все времена можно добыть только собственным трудом, а феи здесь бессильны.)

А теперь все на минутку превратились в фей и волшебников. Вас пригласили на день рождения к какому-то младенцу, что вы подарите? Каким качеством наградите? (Уже после того, как дары названы, можно уточнить: а кому вы делали подарок - мальчику или девочке? Или это не имеет значения?)

Посмотрите на список достоинств, подаренных феями маленькой принцессе. Что из этих качеств не подошло бы принцу?
(При обсуждении этого вопроса детям понадобится логика. Например, некоторые считают, что мальчику не требуется умение прекрасно танцевать. С кем же тогда будут танцевать девочки? Другие называют лишним даром для мальчика красоту. Неужели мальчики должны быть некрасивыми? Ну а нужны ли мальчикам доброта и нежное сердце -вопрос, который всегда побуждает детей дискутировать.)

Чем принцесса уколола руку - веретеном, иголкой или спицей? Что такое веретено? (Частый ответ - "это такое круглое, на которое наматывают нитки", т. е. описывается часть прялки. Можно подсказать детям, что круглым предметом невозможно было бы уколоться. Веретено - это стержень для наматывания пряжи.)

Многие смотрели балет "Спящая красавица". Есть ли отличия в сюжете сказки и балета? В балете принцесса увидела веретено при встрече со злой феей, а в сказке? (При встрече с бедной старой женщиной, которая не слышала об указе короля.) Среди действующих лиц балета есть Кот в сапогах, Синяя Борода и т. д., а в сказке? (Это персонажи других произведений Ш. Перро.) Героиню балета зовут принцесса Аврора, а в сказке? (Ее имя не называется.) Итак, балет отличается от сказки. А может ли просмотр мультфильма (например, "Золушка") заменить чтение книги? Почему?

Творческое задание "Книга рекордов"

Во всем мире известна "Книга рекордов Гиннеса", в которой собраны сведения о самом-самом: самой высокой горе, самой длинной реке, самом распространенном языке и т. д. Обучающимся 3-4-х классов можно предложить домашнее творческое задание: составить книгу рекордов по сказкам Шарля Перро. Участники получают памятку: "Ваша задача - составить свою книгу рекордов по сказкам Шарля Перро. В качестве рекордсменов могут выступать произведения, персонажи и предметы из сказок. Примеры номинаций: "Самая веселая сказка", "Самое длинное название", "Самый находчивый герой" и т. д. Из придуманных вами номинаций выберите 10 самых интересных. В каждой номинации укажите победителя. Объясните свой выбор одним-двумя предложениями (взятыми из текста или самостоятельно сформулированными). Не забудьте указать произведение! Результаты работы оформите на альбомном листе. Можно украсить работу иллюстрациями, красивыми заголовками, рамками и т. д. В конце работы укажите свою фамилию, имя, школу, класс".

(Примеры возможных номинаций и номинантов: "Самая большая засоня" - Спящая красавица, "Самый находчивый герой"- Кот в сапогах, "Самое большое количество фей"- в сказке "Спящая красавица", "Самое немодное платье" - у Спящей красавицы.)
Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 3829 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru