Четверг, 25.04.2024, 14:27                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИЗО

«Жанр “хуа-няо” (цветы – птицы) в декоративно-прикладном искусстве Китая. Благожелательная символика растительных мотивов».
29.05.2012, 19:17

Оборудование. Веера различной формы; фарфоровая посуда; образцы шелковых тканей (все с растительным рисунком); бамбуковая трость; фотографии живого бамбука, пионов, хризантем, цветов сливы, стилизованные изображения этих растений; бумага для рисования формата A3, гуашь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы и целей занятия

Учитель. На прошлом занятии мы с вами говорили о том, какое важное место занимает природа в мировоззрении китайцев.
Китайская традиция не знала противопоставления человека и природы, поэтому не обожествляла ее и не обесценивала. Человек был призван «давать завершение небесной природе», то есть стремиться сделать ее еще прекраснее согласно своему вкусу. Именно отсюда идет традиция изображения китайского сада с водоемами и беседками, где все заполнено деревьями, кустами и цветниками. (Интересно, что в китайском саду совсем нет газонов: формально выделенное пустое пространство считалось некрасивым.)
Если у китайца по той или иной причине не было возможности завести свой настоящий сад, он создавал «пян-дзинь» – пейзаж на тарелке, из которого и развилось удивительное искусство выращивания карликовых деревьев в горшочках – бонсаи.
Цветы китайцы высаживали в горшках на клумбах и просто на земле беспорядочно вдоль водоемов.
Сегодня на уроке мы будем создавать свои пейзажи.

II. Беседа о символике растительных мотивов

Учитель раскладывает веера и ткани, расставляет фарфоровую посуду.

У. Что вы можете сказать о предметах, находящихся перед вами? что у них общего?

Дети. Это предметы обихода, украшенные изображениями растений – цветов, веток.

У. Все росписи этих предметов выполнены в жанре «хуа-няо» (цветы – птицы). С каким жанром познакомились на прошлом занятии?

Д. Вода – горы.

У. Еще в древности в Китае сложилось поэтическое представление о значительности каждого явления природы. Идея «великого в малом» заключается в том, что одна ветка, один цветок, птица или бабочка как бы вмещают в себя всю Вселенную. Китайские художники достигли великого мастерства, останавливая мгновение красоты распускающегося пиона или грустного очарования увядающих листьев клена.
Любовь к цветам в Китае очень велика. Народная мудрость гласит: «Кто любит и охраняет цветы, тот приумножает свое счастье и получит вечное блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»
Каждый мотив природы был напрямую связан с благожелательной символикой.
Любимейшим растением в Китае был и остается бамбук – символ стойкости, мужества и мудрости.
Учитель показывает бамбуковую трость и живое растение.


Бамбук

– Этот злак очень быстро растет. Благодаря своим мутовкам (фрагментам, из которых состоит стебель), побеги могут вытягиваться до 90 см в сутки. Бамбук очень прочен, его ветви не ломаются зимой под тяжестью снега, налипающего на зеленые листья. Удивительно, что плодоносит бамбуковая роща вся одновременно один раз в 50–100 лет, устилая землю созревшими зернами толстым слоем высотой около 15 сантиметров. После этого роща полностью отмирает.
Вот какие строки посвятила бамбуку поэтесса Хуан Шу около 1000 лет назад:

Славлю бамбук.
Верный себе и стойкий,
Он возвышается гордо.
Его величава стать.
Он не меняет красок
В разное время года,
Иней и снег не в силах
С ним совладать.

У. Когда вы вспоминаете про Новый год, какое растение всплывает в вашей памяти?

Д. Елка или сосна.

У. А в Китае встреча Нового года связана с цветущей сливой. Это неудивительно – ведь восточный Новый год приходит на месяц позже нашего, когда природа Дальнего Востока уже готовится к встрече весны. Цветущая слива является символом надежды и вечного обновления, ее почитают за смелость и энергию, способность противостоять зимним морозам.
 Послушайте строки, посвященные этому растению:

Мэйхуа (слива)

Мэйхуа – словно снег.
Расцвела и белеет под снегом,
С ним соперничая белизной.
Мэйхуа вся в снегу.
Но ничто ее духа не сломит,
Нет предела упорству ее.

(Поэтесса Хун Хуэйин, XII век)

Падал снег. А в саду мэйхуа,
Как всегда в эту пору цвела.
Помню, веточку алых цветов
Я в прическу вплела.
Но осыпались эти цветы
И моих не украсят волос.

(Поэтесса Ли Цинчжао, XI век)

У. Самым излюбленным цветком в Китае является пион, олицетворяющий мужское начало. Более 1500 лет этот «царь цветов», символизирующий знатность и богатство, культивируется местными садоводами, принимая самые необычные формы. Пионы бывают белые, как лебеди, пурпурные, как солнечный заход, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые, с лепестками гладкими и завитыми, душистые и непахучие.
О пионах сложено много легенд и преданий. Послушайте одну из них.
Когда-то давно жил старик Хо Чи, который всю свою жизнь выращивал пионы. Каких только цветов у него не было! Но однажды сын знатного мандарина, грубиян и шалопай, проходя мимо чудесного сада, бросился на цветы и стал их ломать и топтать. Старик горько плакал, прося пожалеть сад, но его никто не слушал. Собрав все свои силы, Хо Чи больно побил хулигана палкой и выгнал. Но все было испорчено. Горю старика не было предела, как вдруг откуда-то появилась прекрасная девушка. Это был дух пионов. Все цветы ожили и стали еще прекраснее: простые превратились в махровые, а одноцветные – в пестрые. Старик был счастлив, весть о чудесном воскрешении облетела всю округу. Злой сын мандарина был раздосадован, старика обвинили в колдовстве и бросили в темницу. Хулиганы опять отправились ломать и портить цветы. Но в саду поднялся сильный ветер: пионы превратились в прекрасных молодых девушек в ярких платьях, рукава их нарядов заколыхались и раздулись, поднимая в саду настоящую бурю. Подхваченный сильным порывом ветра злодей с силой ударился о ствол могучего дерева, искололся его колючками и исхлестался ветвями так, что еле остался жив. Узнав о происшедшем, местный судья очень испугался, освободил старика из-под стражи и издал указ, чтобы никто и никогда не дотрагивался ни до одного цветка в его саду.

У. Попробуйте определить, о каком цветке идет речь в следующем стихотворении:

Твоя листва – из яшмы бахрома –
Свисает над землей за слоем слой.
Десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное, горят...
О..., осени цветок,
Твой гордый дух, вид необычный твой
О совершенстве доблестных мужей
Мне говорят.

(Ли Цинчжао)

Д. Это хризантема: в стихах говорится о ее резных листьях, времени цветения и удивительных соцветиях.

У. Женское начало в цветочном царстве, по мнению китайцев, представляет хризантема. Этот удивительно красивый осенний цветок является символом покоя и долголетия.
Другим символом долголетия в Китае считается вечнозеленая сосна, а в сочетании с бамбуком и сливой она обозначет вечную дружбу.
Изображение цветов и плодов персика должно было служить напоминанием о бессмертии. Это связано с легендой о персиках вечной молодости, растущих в небесном саду.


Пейзаж с сосной

III. Творческая работа детей «Китайский веер»

У. На сегодняшнем занятии мы с вами сделаем сувениры и украсим их в китайском стиле.
Мы уже говорили о том, что многие предметы, которыми люди пользуются во всем мире, впервые появились в Китае. Одним из них является веер. Круглый, шелковый, подобный полной луне, прикрепленный к бамбуковой палочке, китайский веер сыскал себе славу на всем Дальнем Востоке.
Учитель показывает круглый веер.

Затем в Японии придумали веер складной, который, перебравшись в Китай, прочно занял место в гардеробе не только женщин, но и мужчин.


Круглый и складной веера

1. Подготовка материала

Учащиеся складывают лист бумаги A3 вдоль так, чтобы образовались две длинные полосы – это поле вееров.

2. Работа с гуашью

Выбрав растительный мотив, учащиеся выполняют композицию без предварительной прорисовки карандашом, имея перед собой образцы приемов написания растений.
Гуашь предварительно смешивается с клеем ПВА, чтобы работа впоследствии не пачкалась.

3. Оформление работ

После высыхания лист бумаги разрезается по линии сгиба.
Веер складывается «гармошкой», дыроколом с краев проделываются дырочки для скрепления веера нитками. Веер украшается петлей для подвешивания и кисточкой.

IV. Подведение итога занятия

Оформление выставки сувениров.

Категория: ИЗО | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1776 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru