Цели. Изобразить птицу, показать
учащимся все разнообразие мира птиц; обратить
внимание на особенности внешнего вида пернатых,
связанных с различной средой обитания; показать
многоцветие и разнообразие мира; развивать
умение работать кистью без предварительной
прорисовки; смешивать краски на палитре;
воспитывать внимательное и бережное отношение к
природе.
Оборудование. Картины или
фотографии с изображением птиц (лучше
экзотических); гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для
рисования формата A3; банка для воды; тряпочка;
палитра; аудиозапись К.Сен-Санс –"Карнавал
животных" (пьесы "Кукушка", "Финал");
плакат с клювами и лапами птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Учитель проверяет рабочее место.
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Мы сегодня опять заглянем
к Кляксе и узнаем, каких новых обитателей
волшебного леса она повстречала.
III. Птицы волшебного леса
У. За прошедшую неделю в нашей
волшебной стране произошли очень интересные
события. Клякса долгое время не могла
налюбоваться вашими рисунками с рыбками. Она
каждый день старалась пригласить к себе в норку
кого-нибудь из знакомых, чтобы показать им свой
волшебный аквариум, в который она могла спокойно
заглядывать, не боясь намокнуть и растаять. Все
шло просто замечательно, но в один прекрасный
день, разглядывая причудливые водоросли, Клякса
вдруг услышала чье-то негромкое пение. Кто это
мог быть? В норке Клякса была одна, ее волшебные
рыбки молчали и только всплескивали своими
плавниками. Клякса ненадолго задумалась, а потом
поняла, что звук доносится откуда-то снаружи. Она
потихоньку приоткрыла дверь и высунула свой
любопытный нос. И тут на нее обрушился целый
букет различных песен: чириканье, посвистывание,
треньканье, кукование и многое другое. Что же это
было?
Дети. Это были разные птицы.
У. Дело в том, что в этот день
веселые краски рисовали картинки для детской
книги, и все нарисованные птицы расселись на
ветках деревьев обсушить свои перышки. Каких
только птиц здесь не было!
Учитель открывает плакаты с
изображением различных птиц.
IV. Изображение птиц
У. Давайте вспомним, как
выглядят птицы, что у них есть.
Д. Голова, туловище, шея, лапы,
хвост, перья, клюв, глаза.
У. Интересно, что клюв у всех
птиц разный, по его виду можно определить, чем
птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей
это клюв и что ест его хозяин.
На доске плакат с изображением клюва:
(а) – дятла, (б) – журавля, (в)
– попугая, (г) – утки, (д) – ястреба,
(е) – воробья.
Д. Клюв (а) – это клюв
дятла, которым он долбит кору деревьев и достает
личинки насекомых. Клюв
(б) – это клюв журавля, которым он достает
пищу из водоема. Клюв (в) – клюв попугая, он
шелушит им семечки. Клюв (г) принадлежит утке,
она процеживает им воду. Клюв (д) – это клюв
хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу.
Хозяин клюва (е) – воробей, он питается
семенами и ловит мелких насекомых.
У. Многое о своем обладателе могут
рассказать и лапки.
На доске плакат со схематичными
изображениями лапок.
Д. У утки (а) лапки
приспособлены для плавания, у попугая (б) для
лазания по деревьям, у орла (в) для захвата
добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.
У. Чем покрыто тело птиц?
Д. Все птицы покрыты перьями,
которые и составляют их наряд.
У. Перья могут быть длинными и
короткими, образовывать хохолки на голове и
прекрасные веера на спинках, могут закрывать
грудку пышным воротничком или делать пушистыми
лапки. И все эти перья у любой птички
разноцветные. Даже у черной галки можно заметить
несколько оттенков оперения, а что тогда
говорить о павлинах или попугаях?
Учитель показывает фотографии
различных птиц.
– Наша птица на рисунке должна быть
крупной и обязательно красивой. Что она будет
делать?
Д. Птица может сидеть на ветке,
быть в полете или готовиться к нему.
У. Работать будем обязательно с
палитрой, густо беря краску, смешивая ее перед
использованием. Сначала работу сделаем в общих
чертах (придумаем форму птицы и цвет), а уже после
подсыхания добавим мелкие детали (глаза,
украшения перьев и т. д.). Надо помнить, что
птица не находится в пустом пространстве, так что
необходимо продумать фон.
Дети начинают самостоятельную
работу под музыкальное сопровождение.
V. Итог занятия
После окончания работы все рисунки
выкладываются в конце класса на полу, составляя
своеобразное панно. Часть работ может быть
вывешена на стенд в классе. Остальные работы дети
разбирают по домам. (Желательно следить, чтобы
работа каждого ученика была представлена на
классном стенде в течение месяца или четверти.) |