Что такое фрейм – от английского слова кадр,
рамка, а в нашем общем случае данное слово
обозначает структуру, содержащую конкретную
информацию. Фрейм, как правило, состоит из ячеек
– слотов, каждый из которых имеет своё
назначение. При помощи фреймовой модели можно
"сжимать”, структурировать и систематизировать
информацию в определённые таблицы, матрицы.
Естественно, научить ребят использовать фрейм
сразу очень сложно, поэтому, начиная с самого
первого занятия, мы учимся: решать и составлять
тесты, кроссворды, ребусы, строить графики,
заполнять таблицы, выражать свои мысли
графически и через рисунки. С вами автор будем
делать все в ускоренном темпе.
Перед вами лежат заготовки, которые мы и будем с
вами использовать, а также в качестве примера,
выполненные учащимися фреймы. Прежде всего,
необходимо сесть попарно и по возможности по
родственным профессиям.
Часть 1
- Фрейм по теме – прошу вас выбрать
любую тему, входящую в производственное обучение
по вашей профессии и запишите ее название.
- Фамилия, Имя, Отчество – запишите
полностью (учащихся, начиная с первого курса,
прошу писать полностью и всегда напоминаю, что не
за горами то время, когда их будут называть
только так)
- Номер группы – поставьте номер своей
любимой группы.
- Тема – Владеть – и обоснуйте, что
особенно вы хотели узнать в данной теме.
- (Например: способами перевозки мелких отправок,
способами заполнения перевозочных документов и
т. д.)
- Вопрос – обоснуйте, почему необходимо
владеть данной темой.
- (Например: для успешной работы на уроках или
предприятии, сдачи экзаменов, поступления на
работу, кто как считает для себя нужным)
- Аргументация – самовыражение любым
способом.
- Вывод – кратко, точно, ясно, что мне это
дало.
- (Например: юридически правильно оформить
перевозку груза, правильно работать с клиентом и
т. д.)
Фреймы стараемся делать на отдельных листах, и
в процессе работы постоянно напоминая, что это
документ строгой отчетности, сопоставляем с
составлением отчета на рабочем месте.
Часть 2
Для более полного осмысления своей работы
учащимся предлагается составить простейший тест
по форме 5 / 3 / 1 (при составлении возможны варианты
с использованием: графического изображения,
схематического, кодирования и т. д.)
В любом случае информацию нужно еще раз
проанализировать и кратко сформулировать.
Вполне приемлемо, заменять тесты на кроссворды,
ребусы, карты контроля. Почему уделяется большое
внимание тестам и аналогичным работам? Очень
многие предприятия и организации принимают на
работу на основе тестирования, да и в процессе
работы периодические экзамены проводятся в
форме тестирования.
Часть 3
Наиболее сложная часть для учащихся –
оценивание.
Учитель предлагает поменяться фреймами со
своим соседом по парте, теперь нам необходимо
внимательно изучив фрейм по предложенным
позициям, проставить предварительную оценку (в
идеале лучше меняться выполненными фреймами с
учащимися сидящими на соседним ряду). Это сложно
сейчас даже нам, а учащимся труднее вдвойне.
Однако, это помогает развить нужные личностные
качества: умение работать индивидуально,
отстаивать и доказывать свое мнение, умение
видеть главное, анализировать и делать выводы,
быть ответственным за других.
Учитель обращает внимание на оценочную
таблицу. Она имеет пять позиций со знаком
"+” и одну позицию со знаком "–” с
пятибалльной максимальной оценкой. Данный балл
может значительно понижаться по пяти позициям, а
по шестой позиции идет минусовой балл.
1. Изложение материала:
- если вы хотите, чтобы учащиеся использовали
конспект максимально в процессе изучения темы,
то это только плюс от 1 до 5 (учитывается полнота
конспекта, правильность и аккуратность ведения,
выполнение всех домашних заданий и т. д);
- если вы не хотите чтобы учащиеся использовали
конспект в итогово-контрольной работе, то
использование конспекта идет как снижение
плюсового балла до 0.
2. Каким способом и как дано доказательство:
- если это просто переписанная часть конспекта,
то позиция оценивается по минимуму или не
оценивается вовсе;
- если приложены усилия и работа мысли, то и
количество баллов соответствующие.
3. Внешнее восприятие фрейма – как
личное восприятие: нравится, не нравится.
4. Способ составления теста:
- если тест стандартный, хорошо, главное, чтобы не
было никаких сокращений и соблюдался стандарт
оформления;
- если есть оригинальные дополнения, просто
отлично.
5. Правильность решения теста – при
составлении теста автор отмечает правильный
ответ, вполне возможно, что есть ошибки и
несоответствия.
6. Лишнее – минусовые и штрафные баллы
– неаккуратность, несвойственная терминология,
нагромождение текста и т. д.
По окончании оценивания производится подсчет
баллов, их тарификация и проставление оценки.
Выставленная оценка заверяется подписью
человека, проверившего работу.
Корректировка окончательной оценки
остается за мастером.
В качестве примера и гармоничного введения
фрейма в урок предлагается разработанный урок по
теме "Билетопечатающие автоматы, принцип
эксплуатации” и разработка темы №4
"Ознакомление с работой грузового двора и
товарной конторы” (на 48 часов)
Как дополнение к теме, предлагаю вам посмотреть
две ведомости:
- Карта самоконтроля учащегося –
вводится в действие на самом первом занятии и
позволяет понять нравится ли учащимся введение
нестандартных элементов в процесс занятия.
- Сводная ведомость заданий и контроля по
изучаемой теме – включает в себя:
а) три задания (на примере разработки): фрейм в
полном объеме или по частям в качестве домашнего
задания;
б) работа малыми группами;
в) технический диктант на 30 вопросов;
г) выявление активности в работе по данной теме
(посещение консультаций и дополнительных
занятий, использование новой дополнительной
литературы, предложение нововведений);
д) по каждой теме необходимо написать реферат,
творческую работу или исследовательскую работу;
е) по каждой теме необходимо составить 10 тестов
(кроссворды, ребусы, ……)
На основании всего выше перечисленного
выводится зачетная оценка по теме.
План проведения мастер-класса
- Вступление (представление, знакомство)
- Тема: "Использование фрейма в производственном
обучении, как средства развития
профессионального мышления учащихся”
- Что такое фрейм?
- Часть 1 – содержание и оформление "шапки”
фрейма, внутреннее содержание.
- Часть 2. Тест – назначение и использование.
- Часть 3. Оценивание (таблица по шести позициям)
- Примерное использование фрейма (разработанный
урок производственного обучения на 6 часов,
разработка темы №4 на 48 часов)
- Дополнительная информация (карта самоконтроля
учащегося, сводная ведомость заданий по теме)
- Ответы на вопросы.
Содержание мастер-класса:
Современный процесс обучения по–прежнему, как
и раньше, выполняет функции обучения, воспитания
и развития. Что же меняется? Меняется время. Мы
живем в новом государстве, которое стремится
создать свои подходы к решению многих проблем и,
в частности, проблемы образования. Управление
образованием также отличается от того, которое
было раньше. Оно децентрализовано и
предоставляет большие права каждому учащемуся
страны и педагогическим коллективам. Что и дает
возможность более широко использовать различные
технологии и способы обучения в настоящее время.
К таковым способам и относятся фреймы.
Базовое понятие:
Фрейм – от английского слова кадр, рамка. В
нашем общем случае данное слово обозначает
структуру, содержащую конкретную информацию,
которая позволяет развить профессиональное
мышление учащихся.
Основные умения:
Умение работать индивидуально и в группах, быть
ответственным за себя и других, умение видеть
главное, профессионально сформулировать любые
данные, анализировать и делать выводы. |