1. Систематический контроль взрослого за изобразительной
деятельностью ребенка.
Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий
предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет
ли ребенок эти требования, и при необходимости поправлять его. Дети 6—7 лет
вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно
сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая,
правильная позиция пальцев или посадка за столом сначала ему неудобна, поэтому
взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено
принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей)
занятия.
2. Если у ребенка отмечено неправильное положение
пальцев при письме, на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку
шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать
на этой точке.
3. Если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему
кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже
которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься
выше).
4. Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости
листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером
примерно в одну треть листа без отрыва руки. Для этого могут быть использованы
альбомы для раскрашивания.
5. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы
ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это
рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование
из некрупных деталей. Для девочек (а возмолшо, и для мальчиков) полезным и
увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
6. Для формирования навыка равномерного движения руки
под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать
штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш). При
закрашивании красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или
слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
7. Также можно упражнять руку ребенка в процессе
рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные,
прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат,
прямоугольник и т.д.). |