Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Проблема здоровья детей сегодня как
никогда актуальна. В настоящее время можно с
уверенностью утверждать, что именно педагог в
состоянии сделать для здоровья современного
ученика больше, чем врач. Это не значит, что
учитель должен выполнять обязанности
медицинского работника. Просто педагог должен
работать так, чтобы обучение детей в школе не
наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня
мотивации обучения, и прежде всего
учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих
проблем может быть достигнут благодаря
использованию здоровьесберегающих технологий,
которые относятся к качественной характеристике
любой образовательной технологии и показывают
насколько решается задача сохранения здоровья
учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
- осуществлять личностную направленность
обучения, создавать комфортные условия для
школьников с учётом индивидуальных
психологических особенностей (восприятие,
мышление, память) и индивидуального темпа работы;
- достигать прогнозируемого результата,
осуществлять в определённые сроки с
определённым уровнем затрат ресурсов,
физического и психического здоровья учителя и
ученика;
- осуществлять неразрывную связь с теорией
деятельного подхода в обучении;
- организовать самостоятельную работу учащихся,
научить их работать со справочным материалом.
Здоровьесберегающие технологии – это
образовательные технологии, удовлетворяющие
основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и
строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура
содержания,
Как? – оптимальная организация
учебного процесса,
С помощь чего? – методы, приемы и
средства обучения,
Кто? – реальный уровень
квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы
оценки результатов обучения, - а также принципам
здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов
Н.К.:
- "Не навреди!” - все применяемые методы,
приемы, используемые средства должны быть
обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
– все используемое должно быть оценено с позиции
влияния на психофизиологическое состояние
участников образовательного процесса;
- Непрерывность и преемственность – работа
ведется не от случая к случаю, а каждый день и на
каждом уроке;
- Субъект-субъективные взаимоотношения –
учащийся является непосредственным участником
здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном;
- Соответствие содержания и организации
возрастным особенностям учащихся – объем
учебной нагрузки, сложность материала должны
соответствовать возрасту учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход –
единство в действиях педагогов, психологов и
врачей;
- Успех порождает успех – акцент делается
только на хорошее, в любом поступке, действии
сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки;
- Активность – активное включение в любой
процесс снижает риск переутомления;
- Ответственность за свое здоровье – у каждого
ребёнка надо стараться сформировать
ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по
сохранности здоровья.
Общепринятой классификации
образовательных технологий и, в частности,
здоровьесберегающих в российской и зарубежной
педагогике на сегодняшний день не существует. К
решению этой актуальной научно-практической
проблемы различные авторы подходят по своему.
Проводя анализ научно-методической литературы,
обобщая собственный практический опыт и опыт
педагогов-новаторов можно выделить виды
педагогических технологий, которые обеспечивают
реализацию личностно-ориентированного,
системно-деятельностного подходов и
соответствуют принципам здоровьесбережения это:
- развивающие технологии;
- технологии, адаптивной системы обучения;
- технологии, построенные на интегративной
основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся
педагогических технологий являются:
- обеспечение эмоционально-ценностного
отношения к содержанию и процессу образования;
- формирование гуманистической направленности
личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
- овладение средствами и способами мышления,
развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что
развивающиеся технологии культивируют
творческое отношение к деятельности и
способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных
педагогических технологий – мера адаптивности
(приспособления) всех элементов педагогической
системы: целей, содержания, методов, способов,
средств обучения, форм организации
познавательной деятельности учащихся,
диагностики результатов обучения, что и
способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных
технологиях занимает ученик, его деятельность,
качества его личности. Учение школьника
рассматривается не только как результат, а
прежде всего как процесс: результат появится со
временем, если будут соблюдены условия процесса.
Особое внимание уделяется формированию учебных
умений.
Учитель, работающий по этой
технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое,
объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует
и т.д.);
б) работает индивидуально с
отдельными учащимися (управляет
самостоятельной работой; осуществляет контроль,
включенный в самостоятельную работу; работает по
очереди с учениками).
Учащиеся организуют свою деятельность
совместно с учителем, индивидуально с учителем,
самостоятельно под руководством учителя.
Весь процесс обучения представлен
тремя этапами:
- учитель обучает всех учащихся;
- учитель работает индивидуально на фоне
самостоятельно занимающегося класса;
- учащиеся работают самостоятельно.
Учение в таких технологиях становится
активной самостоятельной деятельностью,
предполагается осуществление сплошной
контролируемости результатов всех видов работ.
Предлагается многоканальная обратная связь:
учитель – ученик, ученик – ученик, учитель –
коллектив учащихся.
Технологии, построенные на
интегративной основе
Использование технологий, построенных
на интегративной основе, ведет к повышению
целостности педагогического процесса,
уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как
следствие способствует здоровьесбережению.
Наиболее эффективным и целесообразным
принципом таких технологий является принцип,
учитывающий различную роль учебных дисциплин во
всей интегрируемой системе.
Такие технологии ориентированы на
личность, и ценность ученика. На мой взгляд они
состоят в том, что в них запланированы и задача, и
игра, и диалог, и другие методы, способствующие
сохранению здоровья учащихся.
Снижение уровня мотивации обучения
школьников не является исключением и к изучению
химии.
Традиционная система уроков химии
сложилась давно. Я попыталась дополнить её
здоровбьесберегающими технологиями обучения,
направленными прежде всего на активизацию
мотивационной сферы учащихся.
Процесс обучения будет эффективным
тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной
последовательности будет осуществлять
определённые умственные и практические действия
и их операции во взаимосвязи.
В качестве примера рассмотрим
возможности использования на уроках химии
технологии адаптивной системы обучения.
В программу 9-го класса введён раздел
"Органическая химия”, который из-за обширности
материала и малого количества времени изучается
в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся
интерес и желание учиться, при этом не "спугнув”
ученика сложностью материала, я использую
обобщающие таблицы, которые помогают даже
слабому ученику в усвоении целого раздела
органической химии, не вызывая при этом
психологического страха и затруднений.
Представленная таблица "Органика в
твоих руках” позволяет объяснить
номенклатурные названия практически всех
органических веществ в течение одного урока, что
удобно при дальнейшем изучении химических
свойств этих классов.
Работая с таблицей, обращаю внимание
учеников на тот факт, что "пальцы” рук
пронумерованы по порядку атомов углерода:
С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них
соответствующее - название приставки: мета-, эта -,
пропа -, тетра- и т.д.
Следующий этап – работа с понятиями
"Общая формула”, "Суффикс”, "Класс”,
рассматриваем все данные о радикалах, о алканах,
алкенах и алкинах, заносим в таблицу:
№ варианта |
Название вещества |
Общая формула |
Класс |
Молекулярная формула |
1. |
Пентан |
|
|
|
2. |
Этин |
|
|
|
3. |
Гептен |
|
|
|
Учащиеся очень быстро и легко
усваивают большой объём материала, сразу
называют различные вещества по формулам, и
наоборот, составляют формулы по названию
веществ.
В дальнейшем при заучивании наизусть
названий по "пальцам” возникает невольная
ассоциация, позволяющая эффективно
воспроизводить необходимые приставки и общие
формулы.
Подводя итог сказанному, важно
отметить, что большинство современных
здоровьесберегающих технологий легко дополняют
и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная
образовательная ситуация требует принципиально
отличающихся педагогических средств. Например,
адаптивную технологию целесообразно применять
при работе с учениками, утратившими интерес к
обучению и имеющими серьёзные проблемы в
знаниях.
Технологию "педагогика
сотрудничества” можно использовать для
совместной развивающей деятельности взрослых и
детей, скреплённой взаимопониманием, а
личностно-ориентированную технологию для
формирования и развития не по чьему-то заказу, а в
соответствии с природными способностями,
повышающие мотивацию обучения.
На мой взгляд, внедрение
здоровьесберегающих технологий в обучение
способствует более глубокому и осознанному
пониманию школьниками предметного содержания,
усвоению большого количества идей и способов
решения проблем, в том числе – оригинальных и
нестандартных, развитию у детей способностей к
переносу знаний в новые условия, что создаёт
благоприятный фон для повышения уровня
мотивации обучения. |