Снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического
цикла в последние годы отмечается учителями школ не зависимо от
применяемых УМК и количества учебных часов в плане. Учащиеся к 7-8
классу всё больше времени проводят не за приготовлением уроков, а в
Интернете, и задача учителя сегодня – научить ученика искать информацию
по предмету самостоятельно, используя возможности Сети и сетевых
сообществ. В этом может помочь технология ученических проектов.
При выполнении проекта развивается интерес к предмету исследования,
самостоятельность, а главное - в игровой, увлекательной для учеников
форме расширяется кругозор, углубляются знания и общеучебные компетенции
учащихся.
Пример проекта по химии - проект "Зачем человеку соли?"
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности - практико-ориентированный;
- по предметно-содержательной области – межпредметный;
- по продолжительности – длительный (1-2 месяца);
- по количеству участников – групповой;
- по самостоятельности действий учащихся – под руководством учителя.
Описательное или творческое название проекта "Не сыпь мне соль на рану…".
Краткое содержание проекта
Предлагаемый проект может быть реализован в рамках пропедевтического
курса изучения химии в 7 классе, а также при изучении основного курса
"Химия.8" на базовом уровне. В результате самостоятельных исследований,
направленных на поиск и отбор дополнительной информации по биологии,
экологии, географии и химии учащиеся ответят на вопросы, поставленные
перед ними учителем. Что такое соли? В чем заключается сущность их
использования в медицине? Как людьми применялись соли в качестве
денежного эквивалента?
Ученики раскроют причины частого упоминания соли в литературных произведениях
и в народном творчестве. В ходе проектной деятельности учащиеся
научатся создавать брошюры, презентации, фотоальбомы. Главное, ученики
научатся видеть шире, за рамками школьного учебника, и раскроют для себя
многогранность понятия "соли".
Предметные области, используемые в работе над проектом: химия, биология, литература, экология, география.
Классы учащихся, задействованных в работе над проектом: ученики 7-8 классов
Приблизительная продолжительность проекта: 1-2 месяца.
Основа проекта: Федеральный базисный учебный план для среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №
1312 от 05.03. 2004.
Знания и умения в соответствии с целями среднего (полного) общего образования:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
-
Дидактические цели. Ожидаемые результаты обучения. После
завершения проекта учащиеся смогут: раскрыть биологическую роль солей в
нашем организме; показать использования солей в окружающем нас
пространстве (на кухне, в аптечке, в быту, в истории человечества);
объяснить появление в разговорном жанре пословиц и поговорок про соль.
Вопросы, направляющие проект:
I. Основополагающий вопрос: Зачем людям соли?
II. Проблемные вопросы учебной темы
- Как использовали соли в древности?
- Как используют соли в медицине, на кухне, в строительстве…?
- Почему соли так часто упоминаются в литературных произведениях?
- Роль солей в организме человека.
III. Учебные вопросы
- Что такое соли?
- Особенности свойств солей.
- Разнообразие применения солей.
План оценивания
Таблицы "Знаю-Интересуюсь-Умею” (ЗИУ) - наиболее распространенный графический планировщик для
использования предварительного знания. Таблица состоит из трех колонок.
Первая озаглавлена – "Знаю", вторая – "Интересуюсь" и третья "Умею или
Уже научился". Эта простая таблица позволяет активизировать
предварительные знания учеников и позволяет установить личные отношения с
материалами, которые предстоит изучить.
Описание методов оценивания.
Можно использовать различные
методы, которые могут включать использование графического организатора
(мне лично такой метод кажется самым удобным), ведение журналов,
использование анкетирования, заполнение контрольных листов, опросов,
тестов, таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности и
др.
Форма отчёта по результатам выполнения проекта:
сообщение на уроке и подготовленное слайд-шоу (презентация, фотовыставка, тематическая газета…) к предметной неделе в школе.
Необходимые начальные знания, умения, навыки.
Чтобы начать
выполнение этого проекта, учащимся необходимы начальные
естественнонаучные знания, полученные ими в курсе географии, истории,
физики и биологии. Более глубокие знания они получат в ходе работы над
самим проектом. Начальные технические навыки при работе на компьютере у
большинства учеников 7-8 класса уже сформированы, а составление
грамотной презентации, буклета или слайд-шоу будет отрабатываться ими в
ходе работы.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Оборудование: фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон,
компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная
система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер,
телевизор.
Программное обеспечение: СУБД/электронные таблицы, программы
обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная
издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы
электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.
Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, хрестоматии.
Другие материалы: презентация учителя (вводная). Интернет-ресурсы для подбора материала к проекту.
Данный проект вызывает интерес у учащихся, его выполнение учениками
разных классов сопровождается соперничеством, соревнованием, кто найдёт
больше пословиц, у кого красочнее презентация, кто раньше справился с
заданиями. Данная методика перспективна и заслуживает внимания учителей.
|