Четверг, 25.04.2024, 20:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

Вопросы и задания по отечественной истории (с древности до ХVIII в.)
18.05.2012, 12:06

– Из справочников, словарей, книг узнайте, когда появилось само слово «славяне», что оно означает.

Ответ: как полагают ученые, название славяне появляется с начала VII в. по имени одного из племен. Но есть и другая версия. По ней название происходит от слова, т. е. народ, обладающий словом, умеющий говорить на одном языке.

– Фраза «Рюрик сине хус трувор» в переводе с древне-шведского означает «Рюрик с домом и дружиной». Сказители-былинники донесли эту фразу до летописца. Что он ошибочно записал в летописи?

Ответ: сказители приняли непонятные звуки за имена собственные и летописец записал, что это имена братьев Рюрика – Синеуса и Трувора.

– Назовите три источника рабства на Руси.

Ответ: рабами становились пленные; обездоленные соплеменники, вынужденные продавать свою свободу; женившиеся на рабе.

– Феодальному обществу присущи: собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором крестьянин владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. И какой еще один важнейший признак?

Ответ: за пользование землей крестьянин нес повинности в пользу феодала (оброк, барщину).

– Холопы в России были в IX–XII вв. или в X – начале XVIII в.?

Ответ: холопы в России были в X – начале XVIII в.

– Как вы думаете, почему князь Игорь в 945 г. оставил при себе лишь небольшую часть дружины, а большую отправил в Киев, решив еще «побродить» по древлянской земле?

Ответ: Игорь отпустил часть дружины, чтобы на долю каждого оставшегося досталось больше дани.

– Какая существует связь между словом летопись и вопросом «Сколько тебе лет?»

Ответ: жизненный круг человека измеряется годами, а жившего 800–900 лет назад – летами. Поэтому до сих пор спрашивают: Сколько тебе лет? Описание прошедших лет и стали называть летописями.

– На Руси ветхую икону не выбрасывали и не сжигали, а относили к реке и пускали по течению или закапывали в землю. Почему?

Ответ: связано с особым почитанием иконы, того святого, который на ней изображен.

– Крещение Руси для основной части населения было делом добровольным или насильственным?

Ответ: насильственным.

– О правящем князе говорили – «седе на столе»; или Ярослав на столе – т. е. Ярослав, который княжит. Как назывался город, в котором находился княжеский стол?

Ответ: назывался стольным городом, столицей.

– На латинском языке слово paganus означает «язычник». Кого же в Древней Руси называли погаными?

Ответ: всех язычников, например, половцев.

– Как вы думаете, какая связь туго натянутого лука и понятий: излучина реки (изгиб, крутой поворот), лукоморье?

Ответ: излучину реки, напоминающую туго натянутый лук, в далекие времена называли лука, а излучину у берега моря – лукоморье.

– В XI в. если сомневались в виновности обвиняемого, то его: Били палками? Подвергали пыткам? Штрафовали? Испытывали водой и железом?

Ответ: испытывали водой и железом.

– Ярослав Мудрый дал Новгороду Русскую правду, в первой статье которой провозглашалось право кровной мести. Некоторые ученые предполагают, что это право касается только привилегированных слоев населения, и прежде всего, бояр. Почему именно на влиятельных людей Новгорода распространялось это право?

Ответ: бояре неподсудны князю.

– Почему с Х в. на Руси начинает развиваться каменное зодчество?

Ответ: после принятия христианства начинают строить каменные церкви.

– Примерно за сколько лет до крещения Руси Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку?

Ответ: примерно за 100 лет.

– Соотнесите направления в иконописи и их определения, найдите их соответствия. Станковая. Мозаичная. Монументальная. (Выкладывание икон специальными камушками – смальтой. Настенная роспись храмов натуральными красками. Икона, написанная красками на деревянных досках.)

Ответ:


– Мозаика в русских храмах с ХII в. практически не использовалась. Почему?

Ответ: в связи с дороговизной производства.

– Фреска происходит от итальянского слова «свежий». Объясните происхождение этого названия.

Ответ: художники наносили изображение водными красками на свежую штукатурку. Когда штукатурка твердела, вместе с ней закреплялись и краски.

– Для искусства средневековой Руси характерна анонимность творчества, когда творцы летописей или икон, архитектурных сооружений не подписывали своих имен. Какое объяснение этому можно дать?

Ответ: по представлению людей того времени, деятельность мастеров не являлась самостоятельной, а осуществлялась по Божьей воле, следовательно, имена создателей памятников культуры не представляли интереса для потомков и их не надо было указывать.

– Выясните, в какие годы на Руси было распространено летописание.

Ответ: в ХI-ХII вв.

– В чем отличия феодальной раздробленности стран Западной Европы и Древней Руси? Назовите два основных фактора.

Ответ: по времени прохождения и роли городов. В Западной Европе феодальная раздробленность относится к IХ– ХI вв., а в Древней Руси – к ХII-ХIII вв. На Западе в то время не было больших городов, а на Руси крупные города были в руках феодалов и усиливали феодальную раздробленность.

– Процесс феодальной раздробленности на Руси был случаен или объективно неизбежен?

Ответ: объективно неизбежен.

– Расшифруйте текст, используя порядковый номер букв в алфавите. 15 1 25 1 20 30 15 1 19 20 21 17 13 6 15 10 6. Составьте свою шифровку к одному из дополнительных текстов.

Ответ: начать наступление.

– О какой церкви идет речь в следующем тексте. «Легки ее изящные пропорции, она вся в полете, словно невесом белый камень; пучки стремительных вертикалей пилястр устремлены к небу. Глубокие тени лежат в амбразурах узких щелевидных окон и украшенных резьбой порталов. Пояс тонких колонок стягивает хрупкое тело храма. Над ним на ослепительной глади стен, подобно драгоценным камням, играют прозрачной тенью искусно вырезанные рельефы… Строен вознесенный над полукружием стен барабан, несший шлемовидную главу, вонзавшую в высоту свое острие» (Н. Воронин).

Ответ: о храме Покрова на реке Нерли.

– Попробуйте выяснить, есть ли отличия в названиях Торговая площадь, Сенная площадь. Как произошло название последней?

Ответ: Торговая площадь окружена церквами, гостиными дворами для купцов, лавками (небольшими торговыми помещениями), складами. Здесь разрешалось торговать только купцам, крестьяне сюда не допускались. Для них были Сенные площади. Прозвали так потому, что крестьяне торговали с возов, а лошадей кормили сеном. Закончится торговля, разъедутся все по домам и останется пустая площадь с остатками не съеденного лошадьми сена.

– Вы, очевидно, помните объяснение из учебника начальной школы, почему парадные ворота называли Золотыми. Но из Детской Библии вы должны знать и другое объяснение. Какое же?

Ответ: в учебнике начальной школы пояснено, что Золотые ворота так называли потому, что они были обиты медью и блестели на солнце. Однако есть и другое объяснение. В княжеских стольных городах главный вход именовался Золотыми вратами в память о Золотых воротах Иерусалима, через которые совершил свой торжественный вход Иисус Христос.

– Назовите древнейший город Владимиро-Суздальского княжества из четырех перечисленных: Галич, Перемышль, Владимиро-Волынский, Муром.

Ответ: Муром.

– В ХIII в. в Новгород отовсюду завозили очень много соли, но в дальнейшем перестали. Почему?

Ответ: нашли запасы соли в самой Новгородской земле.

– Был ли Новгород такой же торговой республикой, как Венеция или Флоренция, где всем управляли купцы?

Ответ: не был. В Новгороде власть была в руках бояр-землевладельцев.

– Посмотрите внимательно алфавит, пронумеруйте карандашиком буквы. Заменив номера цифр на буквы, узнаете, как называются керамические изделия из белой глины со специальными добавками. 22 1 18 22 16 18.

Ответ: Фарфор.

– Когда и кем была найдена первая берестяная грамота?

Ответ: в 1951 г. экспедицией ученого археолога Арциховского была найдена первая берестяная грамота.

– Как вы полагаете, бумагу на Руси производили с X, XII или XV в.?

Ответ: с X в.

– Археологи обнаружили около 100 грамот, относящихся к XII в. Лишь несколько грамот оказались целыми, остальные были разорваны. Удивленные археологи постарались прочитать фрагменты текстов. В них писали о том, что кто-то не платил долгов, податей: кому-то в драке выбили зуб, а заплатить денег за нанесенный ущерб не было. Так это грамоты новгородского суда. Но почему они разорваны?

Ответ: как только виновный человек выполнял обязательство, грамоту разрывали и выбрасывали.

– Центрами просвещения в средневековой Руси являлись: а) школы, б) княжеские дворы, в) монастыри.

Ответ: монастыри.

– К успехам монголов можно отнести ряд факторов. Найдите соответствующие им данные, заполнив таблицу. (Многочисленность войска, постоянные войны. Усобицы, феодальная раздробленность. Заманивание, окружение противника. Камнеметы, тараны. Деление войска на десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч; жесточайшая дисциплина. Конница.)

Ответ:

– Река Калка (ныне Кальчик) на современной карте находится в Московской области (Россия) или в Донецкой области (Украина)?

Ответ: в Донецкой области.

– Чем православная религия отличалась от католической? Можно ли так сформулировать вопрос: чем христиане отличались от католиков?

Ответ: нельзя, поскольку католики были одной из ветвей христианства.

– По какому принципу работал водяной двигатель, как он заставлял работать воду? Почему меха подавали воздух, вращались жернова, откачивалась вода из шахт, поднимался молот?

Ответ: реку перегораживали плотиной и воду по лоткам и желобам направляли на лопасти большого водяного колеса. Вода вращала колесо, а оно приводило в движение вал. При помощи системы зубчатых колес вал двигал меха, вращал жернова, откачивал воду, поднимал молот.

– Что означает выражение «загнать за Можай»?

Ответ: загнать далеко, за границу московских земель.

– Была ли Москва самостоятельным удельным княжеством при Юрии Долгоруком? При Данииле Александровиче?

Ответ: самостоятельным, удельным княжеством Москва не была при Юрии Долгоруком, так как принадлежала владимирским князьям. Самостоятельным уделом она становится при Данииле Александровиче.

– Почему князья, получая ярлык на великое княжение во Владимире, не ехали туда, а оставались в своих княжествах?

Ответ: значение Владимира упало после разгрома его монголо-татарами. Усилившиеся князья, получив ярлык на великое княжение Владимирское, предпочитали оставаться в своих, более укрепленных и богатых городах.

– Что объединяло всех русских людей? Назвать не менее четырех признаков.

Ответ: сохраняли православную веру; говорили на одном языке; жили по законам Русской Правды; слагали одни былины, легенды, пели одни песни.

– В связи с какими событиями Орда окончательно отказалась от системы баскачества и перешла к откупу дани русскими князьями?

Ответ: в связи с тверским восстанием 1327 г.

– Каков смысл следующего предложения: «В 1375 г. власть захватил темник Мамай, который, не будучи чингизидом, не имел законных прав на ханский престол».

Ответ: великим ханом мог быть только потомок Чингисхана, чингизид.

– Какие преобразования в Новгородской земле сделал Иван III после похода на Новгород в 1478 г.?

Ответ: было ликвидировано вече, снят и увезен вечевой колокол; вместо посадника городом стал править наместник; началось выселение бояр и расселение на их землях московских служилых людей.

– Чем междоусобицы XIV в. отличались от борьбы князей XV в.?

Ответ: в ХIV в. шла борьба за первенство между Москвой и Тверью; в ХV в. – борьба между князьями Московского дома за обладание Москвой.

– Первоначально в Новгороде были сильные боярские группировки и все беды одна группировка сваливала на другую. Простым людям предлагали: «Давайте спихнем бояр с другого конца, и жизнь станет лучше». Но с середины XV в. крупные бояре стали править сообща, объединившись в олигархию. Теперь уже народ выступал не против одной группировки бояр, а против бояр в целом. Как вы понимаете слова: «правление олигархии погубило Новгород в 1478 г.».

Ответ: простые люди отказались от поддержки бояр, и город защищать было некому. В 1478 г. Иван III не стремился захватить Новгород целиком, ему были нужны только Двинские земли.

– Какой традиционный орган управления сохранился при Иване III? Чем он занимался, кто в него входил?

Ответ: сохранилась Боярская дума, выполнявшая совещательные функции. В состав Думы входили представители старых московских родов, князья присоединенных земель.

– Подтвердите примерами, что Власть Ивана III неуклонно крепла, все более проявлялись жестокое подчинение и покорность бояр и князей воле великого князя.

Ответ: прекращаются отъезды бояр от князя. Появился новый титул: «Государь всея Руси». Утверждается форма обращения к государю: «Я есмь холоп твой». Появился герб в форме двуглавого орла, корона, держава и скипетр.

– Что принадлежит кисти Андрея Рублева: а) фрески Новгородской церкви Спаса; б) фрески Успенского Собора во Владимире; икона «Троица»; росписи Успенского собора Московского Кремля.

Ответ: фрески Успенского собора во Владимире; икона «Троица».

– В русской средневековой архитектуре палата – это а) зал бесстолпный или с одним столпом; б) зал с множеством столпов, поддерживающих своды?

Ответ: зал бесстолпный или с одним столпом.

– Как называлась система служебных назначений в зависимости от знатности рода и заслуг предков?

Ответ: местничество.

– Речку с желтой водой татары называли «сары-су», а русские – Царица. Какой город был основан на этой речке?

Ответ: Царицын.

– Какая существует связь между Диким Полем и пословицей «Один в поле не воин»?

Ответ: южные рубежи Отечества – Дикое Поле. Южнее Оки – лесостепные и степные районы, Поле. Это поле безлюдное, Дикое. Появись здесь человек, и воины-степняки его захватят в плен, ограбят, а то и вовсе убьют.

– Какие доходы имел воевода (городской наместник) в первой половине XVI в. и какие во второй, на что жил?

Ответ: в первой половине ХVI в. жил за счет кормлений, а во второй половине получал царское жалованье.

– Как произошло русское слово «царь»?

Ответ: слово царь произошло от латинского «цезарь». Этот титул к своему имени прибавляли римские императоры.

– В каком помещении Московского Кремля проходили заседания Боярской думы, Земских соборов?

Ответ: Грановитой палаты.

– В чьих интересах Иван IV вел Ливонскую войну?

Ответ: купцов, дворян, государства.

– Выберите правильный ответ. Ливонская война была направлена против: а) Швеции; б) Польши; в) Великого княжества Литовского; г) Дании?

Ответ: всех, кроме Дании.

– Как вы думаете, Иван Грозный свои послания сам писал Курбскому или только диктовал дьяку, а тот писал?

Ответ: в то время цари сами не писали, а лишь диктовали.

– Сколько лет прошло от освобождения Нарвы до передачи ее шведам?

Ответ: четверть века.

– Резиденцией царя был Государев двор, находившийся в Кремле. Здесь находился его дворец, заседала Боярская дума. На какое место Москвы Иван Грозный перенес Государев двор?

Ответ: Государев двор царь перенес в Занеглименье, на место нынешнего здания Московского университета на Моховой.

– В 1552 г. был составлен полный список Государева двора. В него вошло около 4 тыс. человек. Как стали называть людей, вошедших в этот список?

Ответ: дворянами.

– В 1597 г. крестьян прикрепили к земле, но пока еще не ко владельцу земли. А что означало прикрепление к владельцу?

Ответ: возможность продавать крестьян без земли или переводить в дворовые слуги.

– Одни ученые считают, что опричнина нужна была для усиления централизации и укреплении государства. Другие полагают, что решить эти задачи можно было и без опричнины. В России она была введена по причинам неразвитости форм государственного аппарата и отрицательных черт характера Ивана Грозного. Что, на ваш взгляд, могло заменить опричнину?

Ответ: вместо опричнины могли быть такие же преобразования, какие проводила Избранная Рада. Тогда в стране вместо неограниченного самодержавия была бы сословно-представительная монархия.

– Можно ли из текста параграфа сделать вывод, что у народов Западной Сибири в середине ХVI в. еще не было государства?

Ответ: да, можно. В тексте сказано, что они жили патриархально-родовым строем.

– Как вы думаете, почему надвратные башни кремля имели иконы или же над центральными воротами крепости возводили надвратную церковь?

Ответ: святые угодники должны были защитить город от врага, злых умыслов и прочих неприятностей.

– Федоров – это фамилия или отчество первопечатника?

Ответ: в ХVI в. фамилии имели лишь бояре и князья, а простой люд называли по отцу. Федоров – это отчество первопечатника.

– Как вы полагаете, отчего в ХVI в. зависела цена боярской шубы?

Ответ: пуговицы из золота и драгоценных каменей могли стоить дороже соболя и горностая, из которого была сшита шуба.

– Как вы думаете, были ли раньше отличия в названии церкви храм и собор?

Ответ: в давние времена посад города за пределами Кремля делился на концы или состоял из свобод – торгово-ремесленных поселений. Каждый конец, свобода имели свои церкви и носили имя своего святого или своих покровителей, например, церковь Петра и Павла в Кожевниках. В таком храме были свои прихожане. В Кремле находился главный храм города – собор. Здесь на службу собирались жители со всех концов, отовсюду и службу служили несколько священников. Такой храм строили и украшали всем миром, соборно. Соборная площадь считалась священной.

– Каким коротким словом можно обозначить все перечисленные вопросы: В каких домах живут люди? Как одеваются? Как и что готовят? Какие у них обычаи?

Ответ: быт.

– Перечислите и сравните участников похода Лжедмитрия I и Ивана Болотникова. Горожане принимали участие в восстании Болотников или нет?

Ответ: горожане участия не принимали.

– В движении Лжедмитрия I принимали участие самые разные слои населения, отстаивающие свои интересы. Кто из них что хотел? Вставьте в скобках названия слоев населения: бояре, дети боярские, крестьяне, холопы, дворяне – (…) хотели получить волю и землю, освободиться от тяжелых налогов; (…) хотели новых поместий и закрепления на них крестьян; (…) надеялись обрести свободу, а (…) вернуть беглых крепостных; (…) рассчитывали усилить свою власть возле царя и увеличить богатства.

Ответ: 1) крестьяне; 2) дети боярские; 3) холопы; 4) дворяне; 5) бояре.

– При воцарении Василия Шуйского ему пришлось обязаться не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных. Некоторые ученые считают его первым договором с подданными, шагом к правовому государству. Как вы полагаете, это была историческая возможность или практическая реальность?

Ответ: это была историческая возможность в силу сложившихся обстоятельств и ничтожности Василия Шуйского как личности.

– Город Смоленск был возвращен России по Андрусовскому перемирию 1667 г. Сосчитайте, сколько лет он находился в руках поляков.

Ответ: 56 лет.

– Выберите правильный ответ: первое ополчение 1611 г. состояло из: а) крестьян; б) горожан; в) дворян; г) представителей разных сословий.

Ответ: представителей разных сословий.

– Как вы понимаете слова: «В ходе освободительной борьбы росло национальное самосознание русского народа?».

Ответ: национальное самосознание – это сознание народом своего значения в жизни страны, общества и мировой истории.

– Все ли из перечисленных людей помещика могли стать холопами? Дворовая челядь; ремесленники, обслуживающие барскую семью; приказные люди, управлявшие вотчинами; военные слуги; задворные люди, обрабатывающие пашню.

Ответ: да, все.

– На «черных» или государственных землях Поморья, Сибири жили черносошные крестьяне. В чем их особенности: обладали личной свободой; могли землю, на которой находились продать, заложить, передать по наследству; у них не было крепостного права?

Ответ: все эти особенности.

– С азиатским странами Россия торговала через Астрахань. Сюда русским купцам привозили шелк-сырец, шелковые и бумажные материи, ковры, платки, кушаки, сушеные фрукты. Что из этого было главным товаром и почему?

Ответ: шелк-сырец, следующий транзитом в западноевропейские страны.

– Внешняя торговля России в ХVII в. почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Как вы думаете, почему?

Ответ: у купцов не было торговых кораблей; кроме того, они были слабо организованы, не имели таких богатств, как их собратья из заморских стран.

– В 1654 г. впервые появились серебряные рублевики. Один рубль состоял из 100 копеек; в одной маленькой серебряной копейке было две серебряные деньги, а в них четыре полушки. Сколько полушек было в рубле?

Ответ: 400.

– Сравните участников соляного бунта и медного. В каком из них стрельцы выступили на стороне восставших?

Ответ: в соляном бунте.

– Выберите из перечня даты и вставьте на свои места, указав основные этапы закрепощения крестьян (1497, 1649, 1607, 1592, 1581, 1550, 1597):


Ответ:

1497 г. – ограничение перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году, введение «платы за пожилое»;

1550 г. – подтверждение о Юрьевом дне, увеличение пожилого;

1581 г. – введение «заповедных лет»; запрещение перехода крестьян в Юрьев день;

1592 г. – проведение переписи населения, составление писцовых книг;

1597 г. – введение 5-летнего срока сыска беглых крестьян;

1607 г. – введение 15-летнего срока сыска;

1649 г. – отмена урочных лет, введение бессрочного сыска крестьян, окончательное оформление крепостного права.

– «Вредные» иконы патриарх Никон приказал уничтожать и, показывая пример, сам разбивал их об пол, что вызывало огромное недовольство верующих. Нанесло ли вред русской культуре уничтожение этих икон?

Ответ: да, поскольку иконы того периода бесценны.

– Как вы полагаете, почему Никон называл старообрядцев не еретиками, а раскольниками?

Ответ: старообрядцы считали себя православными и были верны всем основным положениям (догматам) вероучения православной церкви.

– Во второй половине ХVII в. в Москве увеличилось число иностранцев – англичан, голландцев, немцев, датчан, шведов. Всех их русские люди называли немцами. Селились они в немецкой слободе по реке Яузе и ее притоку Кукую. Почему их называли немцами? Какой это сейчас район Москвы?

Ответ: русские люди не могли их понять, считали как бы немыми, называя всех, без разбора национальности, немцами. Сейчас это район метро «Бауманская» и Бауманской улицы.

– Что зачем нужно поставить по мере возникновения вооруженных сил: дворянское ополчение, полки иноземного строя, боярские дружины, стрелецкое войско.

Ответ: 1) боярские дружины; 2) дворянское ополчение;

3) стрелецкое войско; 4) полки иноземного строя.

– При царе Михаиле начинают создавать полки (…) – солдатские, рейтарские и драгунские. В пешем строю сражались (…), в конном – (…), в пешем и конном – (…). В рейтары призывались (…) – мелкие феодалы на военной службе. В солдаты и драгуны шли (…). Всех их одевали и вооружали за счет казны, платили жалованье.

Ответ: 1) охочие люди; 2) нового строя; 3) дети боярские;

4) рейтары; 5) драгуны; 6) солдаты. Последовательность вставок слов – 2, 6, 4, 5, 3, 1.

– Выберите и вставьте во вторую колонку таблицы нужное: 1) спальник; 2) кравчий; 3) конюший; 4) окольничий; 5) ловчий; 6) постельничий.

Ответ: последовательность вставок – 6, 1, 4, 5, 2, 3.

– Представьте, что разинцы одержали победу и овладели Москвой, перебив бояр, дворян и детей боярских. Они постарались бы установить по всей стране казачий уклад жизни. Смогли бы страна и люди нормально существовать при таком укладе?

Ответ: не смогли, произошла бы лишь смена правителей. По-прежнему все основывалось бы на труде крестьян.

– В 60-е годы ХVII в. турки перегородили цепями Дон у Азова. Как вы думаете, зачем?

Ответ: цепи не позволяли казакам прорваться с Дона на азовские и черноморские просторы.

– Рассмотрите карту и скажите, какую роль выполняла астраханская крепость.

Ответ: Астрахань контролировала выход в Каспий.

– В ХVII в. на территории Кремля насчитывалось более 20 улиц и 10 площадей. Как вы их представляете? Нарисуйте одну из них, обратившись к иллюстрации Васнецова. См.: «Москва в творчестве А. М. Васнецова». М., 1986.

Ответ: представляли собой кривые проезды между зданиями и свободные, незастроенные пространства.

– В пасхальную неделю каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола сколько угодно. Названия колокольного звона в народе: 1) малиновый; 2) красный; 3) вещун; 4) метельный; 5) вечевой; 6) ратный; 7) постный. Как вы думаете, что означают эти названия?

Ответ: 1) самый красивый звон по великим церковным и светским праздникам; 2) по церковным и светским праздникам; 3) оповещал о пожаре, набеге врага; 4) помогал путнику добраться до населенного пункта во время метели; 5) созывал народ на вече; 6) созывал воинов в поход на битву; 7) сообщал о начале поста.

– Из дополнительных источников постарайтесь выяснить, когда и откуда впервые в Россию попали кофе, тростниковый сахар и чай.

Ответ: кофе – середина ХVI в., из Турции; тростниковый сахар – середина ХVI в., из Индии; чай – ХVII в., из Китая.

– Кто из священников требовал изображать на иконах святых с изможденными от постоянного труда и поста ликами, руками и ногами, обвинял иконописцев в том, что они «подобие (внешний облик) святых переменили, пишут таковых же, как сами – толстобрюхих, толсторожих»?

Ответ: Аввакум.

– Как называлось судно, длиной до 50 м и шириной до 7 м, ходившее под двумя косыми парусами и имевшее от 16 до 24 пар весел?

Ответ: галера.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1422 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru