Пятница, 19.04.2024, 09:24                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

Методика проведения урока по теме «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.» 10 класс
09.06.2012, 12:48
Учитель начинает урок с замечания о том, что в общественном сознании по сей день преобладает стереотип, будто во все времена русские стремились вырваться из России в более благополучное зарубежье, а иностранцы боялись сюда ехать. Если и перебирались в нашу страну иноземцы, то исключительно «бесполезные и вредные», самые удачливые из которых «облепили двор, обсели престол, забрались на самые доходные места в управлении». Соответствует ли такая оценка действительности?

Учитель предлагает заняться анализом фактов. Для этого организуется групповая работа учащихся (по 4—5 человек) с текстами на карточках.

Карточка № 1

В 1558 г. в русском законодательстве появляется первый акт, касающийся служилых иностранцев. В 1601—1610 гг. вышло 3 таких постановления, в 1611—1620 — 5, 1621—1630 — 7, 1631—1640 — 5, 1641—1648 —7. В Соборном уложении 1649 г. им посвящено 30 статей.

Карточка № 2

В манифесте Петра I от 16 апреля 1702 г., оглашавшемся по всей Европе, приезжавшим в Россию гарантировались свобода передвижения, вероисповедания и богослужения, особое судопроизводство и льготы при отставке по образцу европейских. Пётр разрешил браки с иностранцами без обязательного принятия православного вероисповедания.

Карточка № 3

В 1729 г. из 71 генерала полевой армии 41 был нерусского происхождения, из 371 штаб-офицера — 125. В 1725 г. лишь один из 15 капитанов балтийской эскадры был русским. До 1732 г. иноземный офицер получал вдвое больше жалованье, чем россиянин.

Карточка № 4

В 1-й половине XVIII в. иностранцев было не так уж много, но зато они занимали ключевые посты в управлении, военном деле, культуре и науке.

Карточка № 5

Во 2-й половине XVIII в. общее число пришельцев достигало 100 тыс. человек. Значительную их часть составили немецкие колонисты, осваивавшие Нижнее Поволжье и Новороссию.

Карточка № 6

Размещаемые в Новороссии иностранцы имели свободу вероисповедания, освобождались от рекрутской повинности, обладали правом вольной торговли и устройства фабрик, 30-летней налоговой льготой и земельным наделом в 60 десятин.

Карточка № 7

Общая численность немцев в России с 1796-го по 1858 г. выросла на 254,4%, с 237,1 до
840,3 тыс. человек.

Карточка № 8

Доля нерусских среди государственных чиновников составляла в 1825 г. 11,1%, а в 1853 — 32,7%. Национальных ограничений для продвижения по служебной лестнице не было.

Ученики обсуждают предложенные им факты, вырабатывают общее мнение группы, высказывают его, а также отвечают на вопросы:

• В чьи царствования увеличился приток иностранцев в Россию?

• Чем можно объяснить их желание переселиться сюда?

Важно, чтобы в ответах непременно прозвучала мысль, что вряд ли в XVII в. иностранцы стремились в Россию как более благополучную страну. В основном они были военными наемниками, жаждавшими подзаработать в периоды кризисов (Смута, Смоленская война ) или на дефиците специалистов по военному делу.

Периодами массовых переездов стали царствования Екатерины II, Александра I и Николая I. Учащиеся должны связать это с тем, что тогда Россия занимала лидирующее внешнеполитическое положение в Европе и отличалась внутренней стабильностью. Иммигранты (в основном люди, которые не смогли сделать карьеру на родине), привлечённые предоставлением льгот и отсутствием служебных ограничений, рассматривали её как место достижения карьерных высот, личного благополучия, но не только.

Далее учитель рассказывает о Е.Ф.Канкрине, выходце из Германии, много послужившим России и оставшим о себе добрую память:

«В самом конце XVIII в. приехал в Россию из родного Гессена человек, которому суждено было приобрести здесь репутацию экономического гения, одного из лучших финансистов империи, чья деятельность во многом определяла ход хозяйственного развития нашей страны во 2-й четверти XIX в. — Егор Францевич Канкрин».

Ученикам предлагается прослушать подготовленное одним из ребят сообщение о том, как складывалась российская карьера Канкрина до 1823 г., когда он сменил Д.А.Гурьева на посту министра финансов (основой для рассказа может послужить статья из «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+», том 5, часть вторая), и по ходу рассказа отметить в следующем списке черты, свойственные, на их взгляд, Егору Францевичу:

а) авантюризм,

б) разносторонность знаний,

в) расчётливость,

г) карьеризм,

д) остроумие,

е) трудолюбие,

ж) корыстолюбие,

з) перспективность мышления,

и) приспособленчество,

к) добросовестность.

При обсуждении качеств личности Канкрина учитель при необходимости корректирует высказывание учеников, напоминая отдельные факты, изложенные в сообщении.

Затем он кратко характеризует состояние финансовой системы, принятой Канкриным от предшественника: внешний долг России достигал 102 млн рублей серебром, стоимость бумажных денег, которыми была наводнена страна, неуклонно падала.

Открыв створку доски, учитель показывает классу заранее написанный план, отражающий программу Е.Ф.Канкрина по оздоровлению финансов и его государственную деятельность в целом.

1. Политика протекционизма.

2. Система жёсткой экономии.

3. Проведение денежной реформы.

4. Восстановление винных откупов.

5. Введение ряда акцизных налогов.

6. Поощрение развития горного дела, геологических изысканий, метеорологической службы.

7. Забота о будущих кадрах (Лесной и Технологический институты, высшие сельскохозяйственные школы, горные учебные заведения).

8. Пропаганда экономических достижений и знаний (промышленные выставки, земледельческая газета).

9. Финансирование строительства (биржи, таможни, учебные заведения, музеи, мосты и т.п.).

Учащиеся заносят план в свои тетради. В ходе беседы учитель раскрывает отдельные его пункты и выясняет, помнят ли они, что представляет собой политика протекционизма, чем система откупов отличается от казённой винной монополии, каково значение термина «акциз».

Учитель подчёркивает, что наиболее значительным из мероприятий, осуществлённых при Канкрине, была денежная реформа. Её сущность можно объяснить с помощью схем, которые учащиеся переносят в тетради.

Учитель. Курс бумажного рубля постоянно колебался, и существовало даже несколько курсов: вексельный, который устанавливался вексельными сделками с иностранными торговцами; казённый, податной, по которому ассигнации принимались государственными учреждениями; простонародный, формировавшийся произвольно в частных сделках (колебался в разных местах от 350 до 420 коп.). При таком положении в торговом мире царила неразбериха, приносившая ущерб поставщикам товаров, особенно крестьянам. И вот в июне 1839 г. был издан закон, гласивший, что отныне как во всех расчётах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счёт должен вестись на серебро. Ассигнации хотя и сохранили статус массового средства обмена, но курс их был твёрдо определён в 350 коп. ассигнациями за один серебряный рубль.

Поскольку до реформы Канкрина в России было велико недоверие к ассигнациям, в поисках более устойчивых металлических денег стали принимать и вводить в оборот иностранную монету под названием «лобанчиков» и «ефимков». Они, в свою очередь, путали все расчёты. Канкрин предложил параллельно с ассигнациями ввести взамен этих лобанчиков и ефимков новую русскую бумажную единицу — депозитки, которые выдавались желающим внести в государственное казначейство иностранные деньги и слитки золота и серебра, они свободно ходили, размениваясь на серебро.

Затем в 1843 г. был произведён выкуп в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или на новые кредитные билеты, также размениваемые на серебро рубль за рубль.

Таким образом, с уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении были серебряные и золотые монеты и равноценные им бумажные деньги.

Завершив характеристику денежной реформы 1839—1843 гг., учитель говорит, что в высших кругах назначение Канкрина на министерский пост встретили недоброжелательно: считали, что этот немец, безбожно коверкающий русский язык, не знает России и непременно её разорит. Но «немец» оказался финансистом высочайшего класса и крупным государственным деятелем, который направил свои недюжинные способности на повышение благосостояния своей новой родины.

Деятельность Канкрина разрушает стереотипные представления о месте в истории нашего государства иностранцев, многие из которых именно здесь с успехом проявили лучшие качества: будь то императрица-немка Екатерина II или итальянец Б.Расстрелли, творец красот Петербурга; голландец де Геннин, один из тех, кому мы обязаны металлургическим производством на Севере и на Урале, или швед Э.Нобель, поставлявший во время Крымской войны в русскую армию вооружение и мины.

Тысячи иммигрантов верой и правдой служили России своей шпагой, обрабатывали её земли, энергией и предприимчивостью способствовали развитию экономики, создали замечательные памятники культуры. Словом, оставили достойный след в нашей истории и добрую память о себе.

И поэтому в современном российском обществе не должно быть места ксенофобии, а традицию наших предков — дать переселенцам шанс проявить себя и стать полезными России — нужно хранить и развивать.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1750 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru