Четверг, 25.04.2024, 15:15                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО ТЕМЕ "НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА АФРИКИ И АМЕРИКИ"
22.09.2012, 15:42

Ключевые понятия и термины: берберы, Магриб, Судан, пигмеи, майя, ацтеки, инки, кипу.

Текущий контроль. Может быть проведен по заданиям учебника и рабочей тетради. Учитывая проблематику урока, желательно предложить детям вспомнить, какие известные им народы на протяжении Средневековья перешли от родо-племенных отношений к государственности.

План изучения нового материала: 1. Особенности исторического развития Африки. 2. Государства Западного Судана. 3. Христианская Эфиопия. 4. Древние цивилизации Америки. 5. Государства майя и ацтеков. 6. Государство инков.

Комментарий. Урок включает материал по истории не просто двух огромных и очень разных территорий, но двух частей света, что предполагает даже более жесткий, чем в других случаях, отбор материала. В развитии Африки и Америки при всех огромных различиях имелись важные общие черты и параллели, что и позволяет объединить их (конечно, имея в виду и нехватку часов) в один параграф. Во-первых, и в Африке, и в Латинской Америке огромные территории, прежде всего занятые тропическими лесами, были плохо приспособлены для жизни человека и требовали от людей неимоверных усилий для выживания, что замедляло темпы общественного развития. Соответственно актуальная проблематика взаимодействия человека и природы здесь является особенно важной. Во-вторых, в обеих этих частях света именно на протяжении рассматриваемого в учебнике тысячелетия возникали новые очаги цивилизации и государственности, которые тем не менее по-прежнему оставались островами в море народов, находившихся на стадии первобытности или ее разложения. Поэтому особую роль в рамках данного урока приобретает проблематика перехода от родо-племенных отношений к государственным; есть возможность сравнить причины и особенности образования государств у народов не только Европы и Азии, но также Африки и Америки. При этом можно также сопоставить региональные варианты развития в рамках Америки (города-государства юкатанских майя, с одной стороны, и державы ацтеков и инков — с другой). Наконец, общей была историческая судьба обеих частей света, развитие которых было в лучшем случае искажено, в худшем разрушено внешними силами — экспансией Европы начиная с эпохи Великих географических открытий (единственным исключением оказалась Эфиопия, сумевшая отстоять свою самостоятельность). Причины, по которым государства Африки и доколумбовой Америки не смогли дать достойного ответа на вызов этой экспансии, разнообразны, а история их покорения хронологически выходит за рамки Средневековья. В случае с державой ацтеков важную негативную роль сыграла замедленность (если не отсутствие) ассимиляции покоренных ацтеками народов; видимо, этот фактор сыграл свою роль и в судьбах других цивилизаций Америки.

Различия были не менее значительны. Если Африка развивалась в определенном взаимодействии с другими частями Старого Света, то для Нового Света эпизодические контакты со Старым Светом (например, плавания норманнов) не имели никакого значения. Если в Америке рассматриваемые в учебнике государства и цивилизации развивались относительно независимо также друг от друга (за исключением очевидного воздействия майя на ацтеков), то народы значительной части Африки имели разнообразные контакты друг с другом и опирались на исторический опыт многих ранее живших в Африке народов Древнего мира и Средневековья, от Древнего Египта до Византии. Они входили в состав мусульманского мира или испытывали его значительное влияние, а в некоторых отношениях сами на него влияли (так, золото Ганы сыграло важную роль в развитии всей средиземноморской торговли). Исламизация элиты при сохранении традиционных верований большей части населения способствовала углублению социального неравенства, наглядно показывая огромную роль религии в развитии общества. В то же время Эфиопия, хотя в основном и изолированная мусульманскими странами от других христианских стран, ощущала свою определенную общность с ними. Религия в данном случае сыграла важнейшую роль в сохранении в Эфиопии своего           языка,            культуры       и          государственности.

Наконец, материал этого урока очень важен с точки зрения воспитания более гибкого подхода школьников к критериям развития культуры и цивилизации. Детям предстоит усвоить непростую для них вещь что незнание колеса и гончарного круга вполне может сочетаться с самым точным в мире календарем. Освоение такого материала будет помогать детям учиться видеть в чужой культуре ее собственную логику развития.

1. Желательно, чтобы дети, хотя бы с помощью наводящих вопросов, сами увидели неравномерность распределения по территории Африки государств и городов. Затем следует предложить им подумать, чем это можно объяснить. После того как они вспомнят об арабском завоевании севера Африки, уместно ввести понятие «Магриб», а затем обратиться к историческим судьбам народов, живших к югу от Сахары. Материал этой части урока дает возможность на конкретных примерах показать огромную важность природной среды для развития общества; в данном случае речь скорее идет о трудностях, замедляющих   темпы  развития.

2. Продолжая работу с картой, можно задать детям вопрос: о чем свидетельствует наличие такой густой сети пересекающих Сахару торговых путей? (О тесных торговых связях между странами Судана и арабским миром — при этом следует уточнить, что под Суданом имеется в виду не территория нынешнего одноименного государства, а Судан в широком смысле, как его понимали арабы.) В целом важный материал этого раздела лучше всего организовать в процессе работы со схемой «Влияние международной торговли на развитие общества и государства в Судане» (можно на доске, но лучше в распечатках). Дети должны либо сами расставить стрелки причинно-следственных связей, либо объяснить их. И в том и в другом случае задача эта вовсе не простая, поскольку от одной ячейки могут идти несколько стрелок, т. е. речь идет не о простой «логической цепочке», а о более сложной системе причинно-следственных связей. Как вариант возможна и заготовка схемы со стрелками, но с оставлением части ячеек пустыми; дети, опираясь на текст учебника, должны самостоятельно их заполнить. Можно дать дополнительное задание на дом — самостоятельно озаглавить схему.

                                                              

3. Этот раздел, посвященный христианской Эфиопии, вызывает много ассоциаций с уже известным детям материалом (Соломон, титул императора, Ферраро-Флорентийский собор, церкви, монастыри, фрески и т. д.). Его важность заключается в том, что он показывает, как в условиях враждебного мусульманского окружения (которое следует

проследить по карте) страна сумела сохранить христианскую веру и культуру. Желательно обратить внимание детей на иллюстрацию с изображением вырубленной в скале церкви Абба Либанос, которая показывает глубокое своеобразие архитектуры христианской Эфиопии, столь непохожей на уже известные им храмы Западной Европы и Византии. Здесь уместны аналогии с пещерными храмами Востока.

4.         Поскольку в рамках данного курса это первое обращение к истории Америки, учителю целесообразно сразу же показать примерный маршрут ее заселения из Азии на физической карте мира или западного полушария, а заодно продемонстрировать, сколь малая часть Америки к концу Средневековья была занята цивилизациями. В то же время важно подчеркнуть и масштабы государств доколумбовой Америки: так, территория державы инков во много раз превосходила территории даже самых больших средневековых  королевств  Западной     Европы.

5.         Данный материал лучше всего изучать по учебнику, заполняя таблицу в рабочей тетради. Необходимо также использовать источник, карту и иллюстрации. При работе с картой «Доколумбова Америка» можно предложить детям в качестве одного из домашних заданий определить, на территории каких современных государств располагались государства доколумбовой Америки (майя и ацтеки — Мексика, чибча-муиски — Колумбия, инки — большая часть Перу, Эквадор, часть Боливии и Чили), а также найти столицы государств ацтеков и инков. Как и в некоторых других разделах параграфа, здесь есть важный материал об организации власти правителя, о ее сакрализации.

Работа с источником. Следует обратить внимание на важность этого отрывка, как и в целом произведения Берналя Диаса (подробнее о нем см. ниже), в рамках проблематики «своих» — «чужих». Противостояние конкистадоров индейцам не помешало Диасу, внимательному и непредвзятому наблюдателю, увидеть (кстати, в отличие от очень многих его современников) в облике «чужих» искусных мастеров, которые в чем-то, по признанию самого Диаса,  даже превосходят испанских.

Работа с иллюстрациями. Расположенные напротив друг друга изображения на с. 266 и 267 прекрасно иллюстрируют основную мысль первого раздела параграфа, показывая на первоклассных в художественном отношении памятниках все различие арабской культуры Северной Африки и не столь широко известной, но самобытной культуры стран Судана. Иллюстрация на с. 266 «Внутренний двор в доме для учащихся.» демонстрирует очевидное сходство с другими памятниками мусульманской архитектуры и тем самым показывает, что Марокко, как и Северная Африка в целом, являлось неотъемлемой частью мусульманского мира. Среди иллюстраций по истории Америки наиболее выразительны «Пирамида майя.» и «Жертвенный камень» на с. 272; на их примерах можно продемонстрировать ученикам достижения народов Доколумбовой Америки в области астрономии и архитектуры.

Справочный материал. Берналь Диас дель Кастильо (между 1492 и 1496—1584), испанский конкистадор, историк и писатель, в 1519 г. простым солдатом участвовал в завоевании Мексики Кортесом и много позже описал увиденное в «Подлинной истории завоевания Новой Испании» (1551—1563) — важнейшем источнике по истории конкисты и выдающемся памятнике исторической мысли. Труд Диаса был создан уже в раннее Новое время, однако он отражает многие реалии государства ацтеков, относящиеся и к более раннему времени. Отличаясь замечательной памятью и стремясь рассказать об увиденном честно и непредвзято, Диас показал неоднозначность, многомерность человека: конкистадоры алчны и жестоки, но они же отважны, верны идеалам товарищества. Столь же неоднозначно, хотя и не столь психологически достоверно Диас рисует ацтеков, показывая их как достойных противников, отважных и умелых воинов, замечательных ремесленников и в то же время осуждая жестокость многих их обычаев, и прежде всего человеческие жертвоприношения. В державе ацтеков и особенно в ее столице многое восхищало конкистадоров. Когда во время похода солдатам впервые открылся Теночтитлан, пишет Диас, они были так поражены его великолепием, что сомневались, не волшебство ли это, словно они были персонажами популярных тогда в Испании рыцарских романов.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2435 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru