Четверг, 25.04.2024, 04:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО ТЕМЕ "КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV-XV ВВ.: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ"
22.09.2012, 16:03

Ключевые понятия и термины: линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, Ренессанс, гуманизм, гуманист, кондотьер.

Текущий контроль. Может быть проведен по вопросам учебника и заданиям рабочей тетради; дополнительно желательно актуализировать ранее полученные знания о средневековой культуре, задав вопросы: чему учили в средневековых университетах? Что такое схоластика? Чем готический стиль отличается от романского?

План изучения нового материала: 1. Человек и общество. 2. Изобретение книгопечатания и его значение. 3. Предпосылки культуры Возрождения. 4. Гуманизм и гуманисты. 5. Раннее Возрождение в литературе и искусстве.

Комментарий. Изучение новых тенденций в культурном развитии Западной Европы в XIV—XV вв. важно и интересно в нескольких отношениях. Во-первых, это столь значимое для всей последующей истории Европы и всего мира развитие личностного начала, которое с трудом, но все уверенней пробивает себе дорогу в корпоративном мире Средневековья и дает о себе знать во всех сферах жизни. Постепенное вытеснение корпоративных аспектов самосознания личностными — тот фон, без которого непонятны сдвиги в культуре. Во-вторых, информационная революция, начало которой положило изобретение Гутенберга. В-третьих, литература и живопись раннего итальянского Возрождения не только прочно вошли в сокровищницу мировой культуры, но известны, по крайней мере у нас в стране, не в пример больше самых знаменитых шедевров литературы и живописи Средневековья. Почему так произошло — отдельный вопрос, на котором мы не можем сейчас останавливаться, но Данте, Петрарка, Боккаччо, Боттичелли стали действительно «вечными спутниками» человечества. В этой связи раннее Возрождение в Италии, к которому все они принадлежат, требует особого внимания. В свою очередь, разбираясь в причинах этого блестящего расцвета искусства, невозможно обойти такие важные проблемы, как социальная среда развития культуры (и в этой связи меценатство), влияние особенностей политического режима на развитие культуры, выбор культурной традиции. Необходимо подчеркнуть важную особенность самосознания ренессансной культуры: раннее Возрождение, подспудно подпитываясь от своих средневековых корней, декларативно отвергало эту традицию и опиралось на Античность, т. е. отвергало недавние традиции как «чужие» ради возрождения древних, которые воспринимались как «свои» (хотя на самом деле античные формы часто наполнялись в культуре и искусстве Возрождения новыми смыслами). Наконец, работая с текстами источников, нельзя не обратить внимание еще на один поворот темы взаимного восприятия «своих» и «чужих»: у Манетти «наше» (т. е. человеческое) сопрягается с божественным и противопоставлено (причем с гордостью) «еще не завершенному творению мира», а у папы Иннокентия III человеческое противопоставлено божественному,       являясь        худшей            частью          тварного       мира.

Особенность подхода учебника (и соответственно данного пособия) в том, что мы акцентируем внимание на изменениях в культуре всей Западной Европы, а не только на культуре раннего Возрождения в Италии, которая выступает лишь как наиболее яркое для этого времени проявление общеевропейских тенденций, причем ее лидерство наблюдается во многих, но не во всех сферах развития культуры (линейная перспектива и портрет развивались в Нидерландах параллельно с Италией, а книгопечатание, как известно, изобретено в          Германии).

1. Начать можно с вопроса: какие формы объединения людей примерно одного положения (т. е. по «горизонтальному», а не по «вертикальному» принципу) существовали в эпоху Средневековья? В идеале дети могут вспомнить (возможно, с наводящими вопросами) общину, цех, гильдию, церковный приход, монашеский и духовно-рыцарский орден. Следующий вопрос: в какой мере человек был свободен, например, в цехе, в проявлениях своей личности? Если на уроке 13 проводилась работа с отрывком источника о решении цеха по поводу внедрения изобретения, можно напомнить

детям этот эпизод, подчеркнув, что на сей раз мы попытаемся посмотреть на эту ситуацию не с точки зрения цеха, а с точки зрения изобретателя, который получил отказ. Какова может быть его реакция? Ведь это тот случай, когда сталкиваются две правды: цех опасается перемен и конкуренции и пытается сохранить статус-кво, а изобретатель вряд ли примирится с таким решением и, скорее всего, будет пытаться внедрить свое изобретение за пределами отказавшего ему цеха: в другом городе или среди не объединенных в цехи ремесленников (такие могли сохраниться в сельской местности или в тех городах, где не все ремесленные специальности образовали цеховые организации; были и целые регионы со слабым развитием цехов или вовсе без них). Очевидно, что навсегда заморозить прогресс технологий цеху в любом случае не удастся и рано или поздно входящие в него мастера либо окажутся неконкурентоспособными и разорятся, либо все-таки успеют, пусть и не первыми, внедрить новшество. Так или иначе, подобные истории, повторяясь, будут наносить удары по престижу цеха как корпорации, порождать сомнения в его эффективности и выгодности, т. е. разрушать корпоративное начало и усиливать индивидуальное, личностное. Далее можно задать детям вопросы: как вы думаете, если мы наблюдаем развитие личностного начала в хозяйственной жизни и в обществе, следует ли нам искать соответствующие изменения и в области культуры? Если да, то в чем? В случае затруднений учитель может помочь детям с помощью наводящих вопросов: о чем может свидетельствовать возникновение жанра портрета, которого не знало Средневековье? О каких изменениях во взглядах художника на мир может свидетельствовать возникновение линейной перспективы? (См. рубрику «Работа с иллюстрациями».) Можно попробовать подвести детей к тому, чтобы, просмотрев иллюстрации к этому параграфу и к параграфу по искусству Средневековья, они заметили, что здесь, в отличие от § 19, для большей части произведений искусства названы авторы. Учитель поясняет, что это не случайно.

2.         При работе над этой темой наиболее важны два момента: суть изобретения Гутенберга и его значение; оба удобнее всего обсудить в процессе беседы с детьми. Подчеркнув, что переписчики не успевали удовлетворять возросшую потребность общества в книгах, которые к тому же оказывались слишком дороги, учитель предлагает детям попытаться решить эту проблему. Можно вырезать из дерева перевернутую слева направо страницу текста (можно и с иллюстрациями) так, чтобы очертания букв или линии иллюстрации выступали над «фоном», а потом, смазывая выступающие части краской, сделать необходимое число оттисков. Это довольно удобно, если нужен большой тираж небольшого числа страниц. Такая печать была известна и до Гутенберга, но отпечатать таким способом объемную книгу, например Библию — главную книгу Средневековья, окажется слишком трудоемко и соответственно дорого. В случае если школьный учитель рисования готов на эксперименты, можно попросить его незадолго до изучения этой темы на своем уроке дать ученикам задание вырезать перочинным ножиком матрицы (например, на ластике или на свежем срезе сырой картофелины), смазать краской и сделать отпечатки на бумаге. Собственный опыт поможет детям прочнее усвоить суть такой печати. Но — и это следующий вопрос к детям — как же печатать большие книги? При необходимости используя наводящие вопросы, нужно подвести детей к принципу набора — он-то и был главным изобретением Гутенберга. Важно подчеркнуть, что наборная печать окупалась только при сравнительно большом тираже книги (тогда, впрочем, большим считался тираж в несколько сотен экземпляров), т. е. только в обществе, где существовало довольно много потребителей книги. В XIV — начале XV в. круг таких людей постоянно расширялся, поскольку развитие общества требовало все большего количества грамотных людей. Нужно, чтобы дети почувствовали, что изобретению книгопечатания принадлежит совершенно особое место в истории мировой культуры, что без него многие последующие изобретения и изменения были бы вообще невозможны.

3.         Изучение материала о предпосылках складывания культуры Возрождения целесообразно начать с вопроса: как вы думаете, проявлялись ли черты нового в культуре разных стран одинаково сильно и рано, или же в более богатых и развитых странах они

проявились раньше? Подведя учеников ко второму варианту ответа, учитель предлагает определить, в какой стране, по их мнению, новые черты в развитии культуры должны были бы проявиться раньше и сильнее всего. Вряд ли ученики назовут Италию (ее политическое развитие лишь немного затрагивалось в связи со Священной Римской империей). Тогда можно напомнить им о главных регионах европейской торговли и предложить определить по карте на с. 120, какая страна находилась в центре средиземноморской торговли и, следовательно, должна была получать от нее наибольшие выгоды. Отметив особую роль в Италии городов, учитель может предложить детям вспомнить, чем горожане отличались от крестьян, и обратить внимание на такие их черты, как расчетливость, предприимчивость и широкий кругозор. Учитель начинает рисовать на доске схему, которая в ходе дальнейшего диалога с учениками заполняется коллективными усилиями.

Богатство и могущество итальянских городов

Городская среда: наличие меценатов и заказчиков

Большая свобода и самостоятельность итальянских городов: преобладание в Италии городских республик

1

1

1

КУЛЬТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

 

 

 

 

Традиции средневековой культуры (на словах отрицаются, но на деле влияют)

Зримое присутствие наследия античной культуры Древнего

Рима





4.         Учитель спрашивает, какие ассоциации вызывают такие слова, как «гуманизм» и «гуманист». Как правило, ассоциативный ряд учащихся оказывается связан с более поздним значением слова «гуманизм» или понятием «гуманитарный». Между тем в XV в. гуманизмом называли нечто совсем иное, нежели то, что мы подразумеваем, когда говорим, например, о гуманизме русской классической литературы XIX в. Учитель поясняет происхождение и значение слова «гуманизм» применительно к культуре Возрождения, т. е. исходя из содержания понятия «studia humanitatis». Дальнейшую работу по материалу этого раздела лучше всего организовать с опорой на источники к параграфу, которые позволят осознать степень контраста между гуманизмом и средневековым аскетизмом на конкретных текстах Иннокентия III и Джаноццо Манетти (1396-1459).

5.         Фактический материал этого раздела целесообразно изучать по учебнику, заполняя таблицу. Ее можно также заполнять по ходу объяснения учителя.

Деятель культуры

Годы жизни

Область творчества

Знаменитые произведения

Дополнительно можно предложить двум сильным ученикам заранее подготовить краткие рассказы о Данте и Петрарке и обсудить их. Важно, чтобы в этих сообщениях прозвучала мысль о новизне творчества каждого из них. Архитектуру, скульптуру и живопись раннего Возрождения целесообразно рассматривать вместе с детьми по иллюстрациям.

Работа с источником. В данном случае источников два, причем второй написан в полемике с первым. Автор первого из них, уже не раз упоминавшийся на страницах учебника папа Иннокентий III, сочетал огромную энергию и честолюбие с проповедью аскетизма. Иннокентий был плодовитым писателем, оставившим кроме множества писем проповеди, аскетические и богословские трактаты. Самый знаменитый из них, отрывок из которого и приведен в учебнике, был очень популярен в Европе вплоть до XVII в. (в частности, только от XV в. сохранилось более 200 списков) и, будучи своего рода

квинтэссенцией аскетизма, оказался естественной мишенью гуманистов.

Часть трактата его оппонента Джаноццо Манетти была написана (или, возможно, завершена) в 1451—1452 гг., когда Манетти, уехавший из Флоренции после усиления в ней власти Медичи, пребывал при дворе неаполитанского короля Альфонсо Великодушного,    признанного            мецената      того    времени.

Вопросы для работы с источниками даны в учебнике. Если дети будут испытывать трудности с ответом на первый из них, можно помочь им, предложив определить, где в том и другом случае будет место человека в противопоставлении Бога и созданного Им мира со всей его (мира) грязью и несовершенством (в первом случае человек — худшая часть этого мира, во втором же он выступает как бы «соавтором» Бога, завершающим процесс Сотворения    мира).

Работа с иллюстрациями. Противопоставление старого и нового, средневекового и ренессансного, введенное при работе с источником, дополняется двумя парами иллюстраций: обратная и линейная перспектива на изображениях IX и XV вв. и образы Давида на короне Священной Римской империи (X в.) и у Донателло (XV в.). При работе с первой из этих пар важно убедиться, что дети понимают значение слова «перспектива», и при необходимости пояснить его. Возможно, потребуется уточнить, что в линейной перспективе два одинаковых предмета или два человека одного роста будут казаться разными, если расположены на неодинаковом расстоянии от художника (и соответственно зрителя); лишь после этого дети смогут увидеть на изображениях то, что нужно (король на заднем плане крупнее монахов на переднем плане; подлокотники скамьи одинаковы, но ближний изображен крупнее). Две иллюстрации демонстрируют могущество итальянских городских коммун (Дворец Синьории во Флоренции) и богатство и влияние купцов и банкиров (Дворец банкиров Строцци); важно подчеркнуть, что такой дворец, как у банкиров Строцци, не смогли бы построить для себя большинство аристократов. Работа с двумя образами Давида — средневековым и ренессансным — немного затруднена мелкостью верхнего изображения; тем не менее то, что в одном случае Давид изображен как царь (на голове у него корона) и человек зрелых лет (с бородой), а в другом — как юный воин, достаточно очевидно. Естественно, еще более обратит на себя внимание нагота второго Давида; скульптура Донателло явно рассчитана на любование красотой обнаженного тела. Возможно, у кого-то из детей возникнут ассоциации и с античными скульптурами. Два творения Брунеллески можно предложить детям сравнить с внешним видом готических храмов и найти различия (желательно при этом избежать не совсем уместного в данном случае сравнения художественных достоинств обоих стилей).
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru