Четверг, 25.04.2024, 07:08                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. ПОЛЬША И ЧЕХИЯ: ВРЕМЯ РАСЦВЕТА"
22.09.2012, 16:00

Ключевые понятия и термины: веротерпимость, пан, гуситы, табориты, Гуситские войны.

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 23 и главе VIII в учебнике и проверки выполнения заданий по рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания об основных событиях и тенденциях развития стран Западной Европы в XIV в. (удобно воспользоваться для этого «лентой времени» на с. 190—191), духовно-рыцарских орденах (в частности, о Тевтонском), понятии династической унии, «Золотой булле» императора Карла IV (являвшегося также королем Чехии Карлом I), церковном таинстве причастия (в частности, о традиции католической церкви причащать хлебом и вином только клир, а мирян лишь хлебом) и практике продажи индульгенций, а также о том, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме звучали в Западной Европе призывы к отказу от церковных богатств и возврату к евангельской бедности, характерной для эпохи раннего христианства.

План изучения нового материала: 1. XIV век в истории Польши. Казимир III Великий. 2. Борьба Польши с Тевтонским орденом и роль польско-литовской унии для достижения победы. 3. Чехия как часть Священной Римской империи. Карл I (Карл IV). 4. Проповедь          Яна    Гуса.  5. Гуситские     войны.

Комментарий. История Польши и Чехии в XIV-XV вв. дает интересные модели взаимоотношений религиозных, этнических и социальных общностей в эпоху Средневековья, причем характер этих взаимоотношений напрямую влияет на способность или неспособность государств отвечать на вызовы времени, на процветание или, наоборот, кризисы и взрывы нетерпимости и взаимной ненависти. Общим вызовом, на который пришлось отвечать государствам Центральной (а отчасти и Восточной) Европы в XIV в., можно, пожалуй, считать различные формы немецкой экспансии (не всегда связанной с прямым военным вмешательством) и их последствия. Естественно, что на разные варианты вызова Польша, Великое княжество Литовское и Русское и Чехия дали разные ответы.

В Польше правление Казимира Великого привлекает внимание и удачной внешней политикой, и успехами короля в усилении своей власти, а в контексте наших сквозных тем — и политикой веротерпимости как по отношению к евреям, так и по отношению к православным подданным из Галицко-Волынской Руси. Однако главный противник Польши, государство Тевтонского ордена, отрезавшее ее от выходов к Балтийскому морю (а значит, и от наиболее удобных путей международной торговли), угрожал дальнейшими захватами. В аналогичном положении оказалась и Литва. Уния двух государств перед лицом общего врага позволила им в XV в. остановить экспансию Ордена и даже пробиться  на       Балтику.

Обращаясь к истории Тевтонского ордена на Балтике, мы не просто намечаем возможную взаимосвязь с будущим курсом русской истории, а напрямую сталкиваемся с историей региона, являющегося ныне одним из субъектов Российской Федерации. Не следует забывать и о том, что с Орденом пришлось в XIII в. столкнуться также и Руси, обескровленной ордынским нашествием. Именно сопротивление Александра Невского силам Ордена остановило продвижение Ливонской провинции Тевтонского ордена в северо-восточном направлении, предотвратив захват им, помимо низовий Вислы, Немана и Западной   Двины,          еще    и          устья  Невы.

С иным типом немецкой экспансии столкнулась Чехия, входившая в состав Священной Римской империи. Тот же относительный избыток городского населения в некоторых немецких землях, который гнал часть немецких колонистов в Прибалтику, на земли Ордена, стал причиной длительной инфильтрации немцев в города Чехии. Обладая нужными связями и навыками для ведения ремесла и торговли и пользуясь поддержкой имперских властей (до Карла IV), они занимали ведущие позиции в городских элитах и не только не ассимилировались, но, напротив, свысока смотрели на чешское население,

предпочитая контактировать со «своими». Политика Карла IV не только привела к расцвету Чехии, но и изменила чешское самосознание. Король из династии Люксембургов, понимая, что в силу сложившихся политических традиций он сам и особенно его потомки имеют гораздо больше перспектив как короли Чехии, чем как императоры, не желал, подобно своему отцу (первому королю Чехии из династии Люксембургов), оставаться «чужим» для чешского общества и чешской знати. Принадлежа по матери к прервавшейся чешской династии Пржемысловичей, он всячески подчеркивал именно эту линию своего происхождения. Его политика по превращению Чехии в «благороднейшую часть империи» касалась всех сторон жизни. Основанный им в Праге университет стал первым в Священной Римской империи и привлек множество преподавателей и студентов из Германии. Вообще вся деятельность Карла IV, направленная на подъем хозяйственной жизни в Чехии, провоцировала новые волны переселения из других частей империи. Одновременно чешское самосознание дорастало до идей богоизбранности и национального превосходства чехов. Сочетание этих двух факторов породило такие вызовы, на которые не смогли ответить сыновья Карла IV Вацлав IV и Сигизмунд. Чехию сотряс взрыв Гуситских войн. Опыт Карла IV и Яна Гуса показывает нам, во-первых, как активные и целенаправленные действия власти по формированию идентичности со временем могут выйти из-под ее контроля, а во-вторых, как интеллектуальная элита (в лице магистра Пражского университета Яна Гуса) доносит эти идеи до всего общества, трансформируя их отнюдь не в угоду власти. Еще одним фактором, способствовавшим кризису, стала позиция католической церкви, сохранившей в своем арсенале и практику причастия хлебом и вином только духовенства, и индульгенции, и исключительно латинский язык богослужения, и запрет читать Библию всем верующим, кроме священнослужителей (т. е. верующие христиане фактически отлучены от полноценного приобщения Телу и Крови Христовой, от текста Священного Писания, от восприятия Слова Божия на понятном языке), и развращающие духовенство несметные богатства. Церковь в новых условиях столкнулась с прежними вызовами и вновь не нашла иных доводов, кроме костров и вооруженных расправ. Чешское общество заплатило за все это ожесточенной гражданской войной (еще одна ипостась темы «свой» — «чужой»).

1. Обсуждение причин, по которым XIV век в истории стран Центральной Европы (Польши, Чехии, Венгрии) не стал столь трагичным, как в истории стран Западной Европы, и, похоже, даже «Черная смерть» не имела здесь таких катастрофических последствий, обычно не входит в школьный курс истории Средних веков. Достаточно констатировать вариативность общего характера развития регионов Европы в XIII и XIV вв. Если эта проблема вызывает интерес в классе, можно кратко обсудить ее, дав возможность учащимся высказать свои предположения, опирающиеся на полученные знания и житейскую логику; можно отметить, что эта проблема слабо обеспечена источниками и является дискуссионной. Схематически общий характер обсуждения можно было бы выразить так:

XIII век оказался для Польши, Чехии и Венгрии значительно более тяжелым, чем для стран Западной Европы

Монголо-татарское нашествие: массовая гибель людей, разрушение городов

XIV век оказался для этих стран несколько более удачным, чем для стран Западной Европы; хотя «Черная смерть» их тоже затронула, но она не привела здесь к такой демографической катастрофе, как на Западе. Почему?

Распространение эпидемии зависит от плотности населения и интенсивности контактов. До XIV в. население в этих странах росло медленнее, чем на Западе,

Способность людей сопротивляться болезни зависит от качества питания. Возможно, в этих странах население не так страдало от голода, как на Западе

Возбудитель инфекции чумы погибает на холоде. Возможно, в этих странах распространение эпидемии здесь было меньше крупных городов, они в меньшей степени были вовлечены в международную торговлю (меньше плотность населения, меньше городского населения), поэтому и смертность от чумы оказалась ниже было остановлено суровыми зимами.

 Мероприятия Казимира Великого, обеспечившие объединение и процветание Польши, учащиеся вполне могут изобразить в виде схемы, опираясь на текст учебника. Для экономии времени можно предложить им костяк схемы с некоторым количеством незаполненных ячеек:

Продолжал политику объединения страны, начатую его предшественниками

 

Присоединил земли Галицко-Волынской Руси

Основал Краковский университет, особенно поддерживал факультет права

Что сделал Казимир III Великий (1333-1370) для

объединения и процветания Польши?

Проявлял веротерпимость по отношению к православным подданным польской короны

Заботился о развитии городов, даровал им льготы и привилегии, поощрял каменное строительство

 

Проявлял веротерпимость по отношению к иудеям (в 1349 г. взял под свое покровительство иудеев, бежавших от преследований в Священной Римской империи)

X

Упорядочил законы

т

Ввел по всей стране единую монету

Укрепил королевскую власть

2. Сначала необходимо помочь учащимся вспомнить о том, что Немецкий (или Тевтонский) орден был создан в эпоху Крестовых походов, но вскоре должен был искать себе другое поле для деятельности. Обсудив тяжелое положение Польши в борьбе с Орденом, следует предложить ученикам по карте определить, какое еще государство находилось под сильным давлением Ордена и могло стать естественным союзником Польши. Династический кризис в Польше и общие интересы Польши и Литвы определили форму союза двух государств — династическую унию, которая и сделала возможной победу над Орденом. Рассказ о битве при Грюнвальде можно предложить заранее подготовить одному из учеников и заслушать его на уроке.

Добился превращения Праги в центр независимой от высших иерархов империи архиепископии, напрямую подчиненной папе

Что сделал император Карл IV (1346—1378), чтобы превратить Чехию в «благороднейшую часть империи»?

Добился максимальной независимости Чехии в составе империи. Знаменитая «Золотая булла» во многом была издана в интересах Чехии

Сделал Прагу столицей империи. Расширил ее территорию, превратив в самый крупный город

т

Приглашал для украшения Праги лучших архитекторов и художников. По его заказу построены собор Св.

Основал в Праге первый в Центральной Европе университет, куда приглашал лучших

Центральной Европы

Вита и Карлов мост

профессоров и куда съезжались

 

 

студенты со всей Европы

3.         Материал о Карле IV можно обобщить в таблицу-схему, которую учащиеся заполняют по учебнику или в ходе рассказа учителя. Возможно задание на сопоставление заполненной схемы с аналогичной таблицей-схемой по Казимиру III: сравнивая деятельность монархов-современников из соседних славянских государств, учащиеся смогут сделать выводы о сходстве и различии стоявших перед ними задач.

4.         Можно предложить учащимся, опираясь на текст раздела 4 в § 24 и источник после параграфа, составить перечень черт и действий католической церкви, которые, по мнению Яна Гуса, не соответствуют христианским нормам. Перечень может быть примерно таким:

          пороки и разврат священников, связанные с богатством церкви; церковь должна вернуться к апостольской бедности;

          продажа индульгенций должна быть отменена;

          католическое причастие: духовенство хлебом и вином, миряне только хлебом — не соответствует практике апостольских времен.

После этого можно предложить учащимся вспомнить, кто и когда до Гуса выдвигал схожие обвинения против католической церкви. В чем вы видите причину такого сходства обвинений против католической церкви, выдвинутых разными противниками в разное время?

Дальнейшая беседа организуется по вопросам: какое из изложенных в источнике положений учения Яна Гуса не имеет отношения к критике католической церкви? (Это, безусловно, требование приоритета чехов в Чешском королевстве.) Как вы думаете, чем вызвано появление такого требования? Какие положения учения Яна Гуса должны были казаться самыми опасными императору Сигизмунду? А представителям Церкви? Почему? В чем разница «церковного» и «императорского» подходов? Какими чертами личности Яна Гуса были вызваны его отказ последовать совету друзей не ездить на собор в Констанце и отказ отречься от своих убеждений уже на самом соборе?

5.         Ход и итоги Гуситских войн можно проследить по учебнику и карте. Военные успехи гуситов (они так и не были разгромлены военными средствами, а побеждены предательством) не могут быть объяснены только тактическим гением Яна Жижки, но прежде всего массовой поддержкой со стороны населения и убежденностью в своей правоте.

Работа с источником. Помимо вопросов к документу, содержащихся в учебнике, можно задать учащимся вопрос: к каким периодам жизни и деятельности Яна Гуса могут относиться три приведенных отрывка? (Два первых — к периоду проповедей в Чехии, третий — ко времени Констанцского собора.)

Работа с иллюстрациями. Можно обратить внимание учащихся на иллюстрации великолепных готических сводов Владиславского зала в Пражском Граде (см. Приложение), которые хотя бы отчасти дают представление о блестящем культурном расцвете Праги в XIV—XV вв. Выделяется своим трагизмом иллюстрация на с. 231 — «Казнь Яна Гуса».

Работа с картой. Можно предложить детям, обратив внимание на очень большие размеры Польского королевства, определить, чего этому королевству могло не хватать для дальнейшего развития (выхода к Балтийскому морю). В связи с Чехией надо обратить внимание учеников на то, что стрелки Крестовых походов против гуситов ведут с разных сторон и что соответственно походы гуситов также были направлены в разные стороны,

тем более что организатор походов против гуситов Сигизмунд являлся одновременно и императором Священной Римской империи, и королем Венгрии.

Справочный материал. Созданное Орденом на землях балтских и финно-угорских племен немецкое «колониальное» государство во главе с рыцарской корпорацией воспроизводило в условиях Европы государства крестоносцев на Святой земле. В 1226 г. польский князь Конрад Мазовецкий пригласил рыцарей Тевтонского ордена для борьбы с пруссами (группа языческих племен балтской ветви, родственники литовцев). Еще раньше, в начале XIII в., орден меченосцев покорил земли ливов в нижнем течении Западной Двины и часть земель эстов между Рижским и Финским заливами. В 1237 г. остатки ордена меченосцев, потерпевшего в 1236 г. тяжелое поражение от литовцев, объединились с Тевтонским орденом; на завоеванных меченосцами землях ливов и эстов возникло ливонское отделение Тевтонского ордена. После этого рыцари стремились к тому, чтобы расширить свои владения и в землях пруссов, и в землях ливов и соединить их между собой. При этом местное население полностью истреблялось, а затем на освободившиеся земли приглашали немецких колонистов. Благодаря близости к метрополии, более привычным климатическим и природным условиям и созданной крестоносцами (путем истребления местного населения) большей, чем в Палестине, безопасности жизни немецких колонистов государство Тевтонского ордена в Прибалтике привлекло значительные миграционные потоки немецкого городского и сельского населения. Оно реально повлияло на демографическую (а через нее и на социально- экономическую) ситуацию и в ряде регионов Священной Римской империи (несколько снизив их относительную перенаселенность), и в восточной Прибалтике (создав там основанные на магдебургском праве города, включившиеся в общебалтийскую торговлю и давшие толчок развитию Ганзы, а также новые диоцезы католической церкви). Государство, основанное Тевтонским орденом, оказалось достаточно эффективным и с точки зрения ведения военных действий, и в налаживании городской жизни и торговли. Что же касается его декларированной цели — обращения язычников, то на практике она означала почти полное физическое уничтожение пруссов и замену их немецким христианским населением. Государство крестоносцев в Прибалтике было окончательно уничтожено лишь во второй половине XVI в. в ходе Ливонской войны.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2325 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru