Ключевые понятия и термины: веротерпимость, пан, гуситы, табориты,
Гуситские войны.
Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 23
и главе VIII в учебнике и проверки выполнения заданий по рабочей тетради. Кроме
того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания об основных
событиях и тенденциях развития стран Западной Европы в XIV в. (удобно
воспользоваться для этого «лентой времени» на с. 190—191), духовно-рыцарских
орденах (в частности, о Тевтонском), понятии династической унии, «Золотой
булле» императора Карла IV (являвшегося
также королем Чехии Карлом I), церковном
таинстве причастия (в частности, о традиции католической церкви причащать
хлебом и вином только клир, а мирян лишь хлебом) и практике продажи
индульгенций, а также о том, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой
форме звучали в Западной Европе призывы к отказу от церковных богатств и
возврату к евангельской бедности, характерной для эпохи раннего христианства.
План изучения нового материала: 1. XIV век в истории Польши. Казимир
III Великий. 2. Борьба Польши с Тевтонским орденом и роль польско-литовской
унии для достижения победы. 3. Чехия как часть Священной Римской империи. Карл I (Карл IV). 4. Проповедь Яна Гуса. 5.
Гуситские войны.
Комментарий. История Польши и Чехии в XIV-XV вв. дает интересные модели
взаимоотношений религиозных, этнических и социальных общностей в эпоху
Средневековья, причем характер этих взаимоотношений напрямую влияет на
способность или неспособность государств отвечать на вызовы времени, на
процветание или, наоборот, кризисы и взрывы нетерпимости и взаимной ненависти.
Общим вызовом, на который пришлось отвечать государствам Центральной (а отчасти
и Восточной) Европы в XIV в., можно, пожалуй, считать различные формы немецкой
экспансии (не всегда связанной с прямым военным вмешательством) и их
последствия. Естественно, что на разные варианты вызова Польша, Великое
княжество Литовское и Русское и Чехия дали разные ответы.
В Польше правление Казимира Великого привлекает внимание и удачной
внешней политикой, и успехами короля в усилении своей власти, а в контексте
наших сквозных тем — и политикой веротерпимости как по отношению к евреям, так
и по отношению к православным подданным из Галицко-Волынской Руси. Однако
главный противник Польши, государство Тевтонского ордена, отрезавшее ее от
выходов к Балтийскому морю (а значит, и от наиболее удобных путей международной
торговли), угрожал дальнейшими захватами. В аналогичном положении оказалась и
Литва. Уния двух государств перед лицом общего врага позволила им в XV в. остановить экспансию
Ордена и даже пробиться на Балтику.
Обращаясь к истории Тевтонского ордена на Балтике, мы не просто
намечаем возможную взаимосвязь с будущим курсом русской истории, а напрямую
сталкиваемся с историей региона, являющегося ныне одним из субъектов Российской
Федерации. Не следует забывать и о том, что с Орденом пришлось в XIII в. столкнуться также и Руси,
обескровленной ордынским нашествием. Именно сопротивление Александра Невского
силам Ордена остановило продвижение Ливонской провинции Тевтонского ордена в
северо-восточном направлении, предотвратив захват им, помимо низовий Вислы,
Немана и Западной Двины, еще и устья Невы.
С иным типом немецкой экспансии столкнулась Чехия, входившая в состав
Священной Римской империи. Тот же относительный избыток городского населения в
некоторых немецких землях, который гнал часть немецких колонистов в Прибалтику,
на земли Ордена, стал причиной длительной инфильтрации немцев в города Чехии.
Обладая нужными связями и навыками для ведения ремесла и торговли и пользуясь
поддержкой имперских властей (до Карла IV), они занимали ведущие позиции в городских элитах и не только не
ассимилировались, но, напротив, свысока смотрели на чешское население,
предпочитая контактировать со «своими». Политика Карла IV не только привела к расцвету
Чехии, но и изменила чешское самосознание. Король из династии Люксембургов,
понимая, что в силу сложившихся политических традиций он сам и особенно его
потомки имеют гораздо больше перспектив как короли Чехии, чем как императоры,
не желал, подобно своему отцу (первому королю Чехии из династии Люксембургов),
оставаться «чужим» для чешского общества и чешской знати. Принадлежа по матери
к прервавшейся чешской династии Пржемысловичей, он всячески подчеркивал именно
эту линию своего происхождения. Его политика по превращению Чехии в
«благороднейшую часть империи» касалась всех сторон жизни. Основанный им в
Праге университет стал первым в Священной Римской империи и привлек множество
преподавателей и студентов из Германии. Вообще вся деятельность Карла IV, направленная на подъем хозяйственной жизни в Чехии,
провоцировала новые волны переселения из других частей империи. Одновременно
чешское самосознание дорастало до идей богоизбранности и национального
превосходства чехов. Сочетание этих двух факторов породило такие вызовы, на
которые не смогли ответить сыновья Карла IV Вацлав IV и Сигизмунд. Чехию сотряс взрыв Гуситских войн. Опыт Карла IV и Яна Гуса показывает нам,
во-первых, как активные и целенаправленные действия власти по формированию
идентичности со временем могут выйти из-под ее контроля, а во-вторых, как
интеллектуальная элита (в лице магистра Пражского университета Яна Гуса)
доносит эти идеи до всего общества, трансформируя их отнюдь не в угоду власти.
Еще одним фактором, способствовавшим кризису, стала позиция католической
церкви, сохранившей в своем арсенале и практику причастия хлебом и вином только
духовенства, и индульгенции, и исключительно латинский язык богослужения, и
запрет читать Библию всем верующим, кроме священнослужителей (т. е. верующие
христиане фактически отлучены от полноценного приобщения Телу и Крови
Христовой, от текста Священного Писания, от восприятия Слова Божия на понятном
языке), и развращающие духовенство несметные богатства. Церковь в новых
условиях столкнулась с прежними вызовами и вновь не нашла иных доводов, кроме
костров и вооруженных расправ. Чешское общество заплатило за все это
ожесточенной гражданской войной (еще одна ипостась темы «свой» — «чужой»).
1. Обсуждение причин, по которым XIV век в истории стран Центральной
Европы (Польши, Чехии, Венгрии) не стал столь трагичным, как в истории стран
Западной Европы, и, похоже, даже «Черная смерть» не имела здесь таких
катастрофических последствий, обычно не входит в школьный курс истории Средних
веков. Достаточно констатировать вариативность общего характера развития
регионов Европы в XIII и XIV вв. Если эта проблема
вызывает интерес в классе, можно кратко обсудить ее, дав возможность учащимся
высказать свои предположения, опирающиеся на полученные знания и житейскую
логику; можно отметить, что эта проблема слабо обеспечена источниками и
является дискуссионной. Схематически общий характер обсуждения можно было бы
выразить так:
XIII век оказался для Польши, Чехии и Венгрии значительно более
тяжелым, чем для стран Западной Европы
Монголо-татарское нашествие: массовая гибель людей, разрушение городов
XIV век оказался для этих стран несколько более удачным, чем для стран
Западной Европы; хотя «Черная смерть» их тоже затронула, но она не привела
здесь к такой демографической катастрофе, как на Западе. Почему?
Распространение эпидемии зависит от плотности населения и интенсивности
контактов. До XIV в. население в
этих странах росло медленнее, чем на Западе,
Способность людей сопротивляться болезни зависит от качества питания.
Возможно, в этих странах население не так страдало от голода, как на Западе
Возбудитель инфекции чумы погибает на холоде. Возможно, в этих странах
распространение эпидемии здесь было меньше крупных городов, они в меньшей степени были вовлечены
в международную торговлю (меньше плотность населения, меньше городского населения), поэтому и
смертность от чумы оказалась ниже было остановлено суровыми зимами.
Мероприятия Казимира Великого, обеспечившие объединение и процветание
Польши, учащиеся вполне могут изобразить в виде схемы, опираясь на текст
учебника. Для экономии времени можно предложить им костяк схемы с некоторым
количеством незаполненных ячеек:
Продолжал политику объединения страны, начатую его предшественниками
|
|
Присоединил земли Галицко-Волынской Руси
|
Основал Краковский университет, особенно поддерживал факультет права
|
Что сделал Казимир III Великий (1333-1370) для
объединения и процветания Польши?
|
Проявлял веротерпимость по отношению к православным подданным
польской короны
|
Заботился о развитии городов, даровал им льготы и привилегии, поощрял
каменное строительство
|
|
Проявлял веротерпимость по отношению к иудеям (в 1349 г. взял под
свое покровительство иудеев, бежавших от преследований в Священной Римской
империи)
|
X
Упорядочил законы
|
т
Ввел по всей стране единую монету
|
Укрепил королевскую власть
|
2. Сначала необходимо помочь учащимся вспомнить о том, что Немецкий
(или Тевтонский) орден был создан в эпоху Крестовых походов, но вскоре должен
был искать себе другое поле для деятельности. Обсудив тяжелое положение Польши
в борьбе с Орденом, следует предложить ученикам по карте определить, какое еще
государство находилось под сильным давлением Ордена и могло стать естественным
союзником Польши. Династический кризис в Польше и общие интересы Польши и Литвы
определили форму союза двух государств — династическую унию, которая и сделала
возможной победу над Орденом. Рассказ о битве при Грюнвальде можно предложить
заранее подготовить одному из учеников и заслушать его на уроке.
Добился превращения Праги в центр независимой от высших иерархов
империи архиепископии, напрямую подчиненной папе
|
Что сделал император Карл IV (1346—1378), чтобы превратить Чехию в
«благороднейшую часть империи»?
|
Добился максимальной независимости Чехии в составе империи.
Знаменитая «Золотая булла» во многом была издана в интересах Чехии
|
Сделал Прагу столицей империи. Расширил ее территорию, превратив в
самый крупный город
|
т
Приглашал для украшения Праги лучших архитекторов и художников. По
его заказу построены собор Св.
|
Основал в Праге первый в Центральной Европе университет, куда
приглашал лучших
|
Центральной Европы
|
Вита и Карлов мост
|
профессоров и куда съезжались
|
|
|
студенты со всей Европы
|
3. Материал о Карле IV
можно обобщить в таблицу-схему, которую учащиеся заполняют по учебнику или в
ходе рассказа учителя. Возможно задание на сопоставление заполненной схемы с
аналогичной таблицей-схемой по Казимиру III: сравнивая деятельность
монархов-современников из соседних славянских государств, учащиеся смогут
сделать выводы о сходстве и различии стоявших перед ними задач.
4. Можно предложить
учащимся, опираясь на текст раздела 4 в § 24 и источник после параграфа,
составить перечень черт и действий католической церкви, которые, по мнению Яна
Гуса, не соответствуют христианским нормам. Перечень может быть примерно таким:
• пороки и разврат
священников, связанные с богатством церкви; церковь должна вернуться к
апостольской бедности;
• продажа индульгенций
должна быть отменена;
• католическое причастие:
духовенство хлебом и вином, миряне только хлебом — не соответствует практике
апостольских времен.
После этого можно предложить учащимся вспомнить, кто и когда до Гуса
выдвигал схожие обвинения против католической церкви. В чем вы видите причину
такого сходства обвинений против католической церкви, выдвинутых разными
противниками в разное время?
Дальнейшая беседа организуется по вопросам: какое из изложенных в
источнике положений учения Яна Гуса не имеет отношения к критике католической
церкви? (Это, безусловно, требование приоритета чехов в Чешском королевстве.)
Как вы думаете, чем вызвано появление такого требования? Какие положения учения
Яна Гуса должны были казаться самыми опасными императору Сигизмунду? А
представителям Церкви? Почему? В чем разница «церковного» и «императорского»
подходов? Какими чертами личности Яна Гуса были вызваны его отказ последовать
совету друзей не ездить на собор в Констанце и отказ отречься от своих
убеждений уже на самом соборе?
5. Ход и итоги Гуситских
войн можно проследить по учебнику и карте. Военные успехи гуситов (они так и не
были разгромлены военными средствами, а побеждены предательством) не могут быть
объяснены только тактическим гением Яна Жижки, но прежде всего массовой
поддержкой со стороны населения и убежденностью в своей правоте.
Работа с источником. Помимо вопросов к документу, содержащихся в
учебнике, можно задать учащимся вопрос: к каким периодам жизни и деятельности
Яна Гуса могут относиться три приведенных отрывка? (Два первых — к периоду
проповедей в Чехии, третий — ко времени Констанцского собора.)
Работа с иллюстрациями. Можно обратить внимание учащихся на иллюстрации
великолепных готических сводов Владиславского зала в Пражском Граде (см.
Приложение), которые хотя бы отчасти дают представление о блестящем культурном
расцвете Праги в XIV—XV вв. Выделяется своим трагизмом иллюстрация на с. 231 —
«Казнь Яна Гуса».
Работа с картой. Можно предложить детям, обратив внимание на очень
большие размеры Польского королевства, определить, чего этому королевству могло
не хватать для дальнейшего развития (выхода к Балтийскому морю). В связи с
Чехией надо обратить внимание учеников на то, что стрелки Крестовых походов
против гуситов ведут с разных сторон и что соответственно походы гуситов также
были направлены в разные стороны,
тем более что организатор походов против гуситов Сигизмунд являлся
одновременно и императором Священной Римской империи, и королем Венгрии.
Справочный материал. Созданное Орденом на землях балтских и
финно-угорских племен немецкое «колониальное» государство во главе с рыцарской
корпорацией воспроизводило в условиях Европы государства крестоносцев на Святой
земле. В 1226 г. польский князь Конрад Мазовецкий пригласил рыцарей Тевтонского
ордена для борьбы с пруссами (группа языческих племен балтской ветви,
родственники литовцев). Еще раньше, в начале XIII в., орден меченосцев покорил земли ливов в нижнем
течении Западной Двины и часть земель эстов между Рижским и Финским заливами. В
1237 г. остатки ордена меченосцев, потерпевшего в 1236 г. тяжелое поражение от
литовцев, объединились с Тевтонским орденом; на завоеванных меченосцами землях
ливов и эстов возникло ливонское отделение Тевтонского ордена. После этого
рыцари стремились к тому, чтобы расширить свои владения и в землях пруссов, и в
землях ливов и соединить их между собой. При этом местное население полностью
истреблялось, а затем на освободившиеся земли приглашали немецких колонистов.
Благодаря близости к метрополии, более привычным климатическим и природным
условиям и созданной крестоносцами (путем истребления местного населения)
большей, чем в Палестине, безопасности жизни немецких колонистов государство
Тевтонского ордена в Прибалтике привлекло значительные миграционные потоки
немецкого городского и сельского населения. Оно реально повлияло на
демографическую (а через нее и на социально- экономическую) ситуацию и в ряде
регионов Священной Римской империи (несколько снизив их относительную
перенаселенность), и в восточной Прибалтике (создав там основанные на
магдебургском праве города, включившиеся в общебалтийскую торговлю и давшие
толчок развитию Ганзы, а также новые диоцезы католической церкви). Государство,
основанное Тевтонским орденом, оказалось достаточно эффективным и с точки
зрения ведения военных действий, и в налаживании городской жизни и торговли.
Что же касается его декларированной цели — обращения язычников, то на практике
она означала почти полное физическое уничтожение пруссов и замену их немецким
христианским населением. Государство крестоносцев в Прибалтике было
окончательно уничтожено лишь во второй половине XVI в. в ходе Ливонской войны. |