Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий
шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.
Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25.
В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить,
наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо
вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об
Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи
с путешествиями Марко Поло).
План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4.
Культура стран Востока.
Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и
Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы.
Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или
регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь
наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для
углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо
привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно
провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими
коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).
На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые
сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть
для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40%
населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или
морскими соседями России.
Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран
Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это
постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее
островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с
северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих».
Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических
систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в
Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все
возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры.
В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли
сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально
стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам
(общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и
чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения,
которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там
колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого
воздействия.
1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории
Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с
помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате
Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии,
из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много
информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах
(которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы
кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных
достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими,
бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие
названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы,
Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно
предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства
в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)
Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать
в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения
будущего курса отечественной истории, — «Хождения за три моря» Афанасия
Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном
описании торжественного выезда султана.
2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу
(см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку
таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых
династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу
объяснений учителя.
Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике
каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит
детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при
характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике,
что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих
территориях они создали свое государство — империю Цзинь, в которой была
воспроизведена китайская система государственного управления. При этом
завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному
населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко
завоевано монголами в 1209—1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно
показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение
китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь
Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали
помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами
китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки
ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху
правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань — такая же
эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии.
Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун
заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем,
что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы
окончательно сломили сопротивление династии Сун.
Династия
|
Дата
|
Краткая характеристика периода, его главные события
|
Тан
|
618— 907
|
Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и
междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому
шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое
распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода — мятежи
знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао
|
Сун
|
960— 1279
|
Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне
мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных
кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая
|
Юань
|
1271— 1368
|
Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление
монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой
|
Мин
|
1368— сер. XVII в.
|
Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая
|
3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее
географического положения следует использовать соответствующую физическую
карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия
человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить,
хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства.
Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно
поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему,
опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.
4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно
еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и
культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника,
при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности
желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности
Интернета.
Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия
Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является
одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным
источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее
случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой,
поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин
рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован
возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется
1471—1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших
в Индии; в XIV в. оно
обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд
юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в
городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов
показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России.
Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому
обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в
торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.
Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой,
следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что
опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с
северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение,
расцвет и упадок Делийского султаната. |