Суббота, 20.04.2024, 14:31                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX—XI ВВ."
22.09.2012, 17:57

Ключевые понятия и термины: норманны, варяги, викинги, саги, руны, Нормандское завоевание Англии, феодалы, феодальная раздробленность, домен, Священная Римская империя, придворный церемониал.

Текущий контроль. В ходе текущего контроля полезно активизировать те представления шестиклассников, которые необходимы для усвоения новой темы. Можно обсудить следующие вопросы и задание: каково было устройство общества у германцев накануне и в начале Великого переселения народов? Докажите, что германцы находились на стадии перехода от догосударственного устройства к государственному. На какие государства разделилась империя Карла Великого? Почему это произошло? Какие проблемы стояли перед каждым из наследников (внуков) Карла Великого?

План изучения нового материала: 1. Устройство общества у скандинавов в VIII— X вв. и причины их экспансии. 2. Нападения норманнов на страны Европы. 3. Географические открытия норманнов. Культура Скандинавии эпохи викингов. 4. Военная реформа Альфреда Великого (871—900) в Англии. 5. Нормандское завоевание Англии. 6. Образование государств в Скандинавии и конец эпохи викингов. 7. Феодальная раздробленность во Франции. 8. Военная реформа Генриха I Птицелова (919—936) в Германии. 9. Образование венгерского королевства. 10. Второе восстановление империи на Западе: Священная Римская империя.

Комментарий. Детальный план изучения темы (материал некоторых разделов § 4 разбит на три пункта плана) не предполагает подробного изучения каждого из пунктов, а лишь акцентирует важность поставленных в них вопросов для курса в целом. В то же время следует иметь в виду, что по объему и разнообразию важного материала этот урок относится к числу наиболее нагруженных во всем курсе истории Средних веков, и необходимо определить, на каких именно проблемах будет сосредоточено основное внимание.

Вся тематика урока теснейшим образом связана с проблематикой «своего» и «чужого» (в частности, восприятие христианами как «чужих» норманнов и норманнами христиан), а также ассимиляции (в том числе ассимиляции норманнов в Нормандии). Роль религии в материале урока прослеживается по двум линиям: связь принятия христианства норманнами и венграми с прекращением набегов; взаимоотношения государственной власти и церкви в рамках Священной Римской империи (чего стоит само ее название!), священная природа империи и императоров. Не менее очевидна связь материала урока с несколькими аспектами темы государства: его роль как защитника от внешней угрозы (и в этом качестве выразителя интересов всего общества) и его развитие в ответ на вызовы времени (деятельность Альфреда Великого в Англии, Генриха I и Оттона I в Германии); переход от родоплеменных отношений к государственным (Скандинавия, Венгрия); формы репрезентации власти (на иллюстративном материале); наконец, вариативность государственного и общественного развития вполне прослеживается при сравнении развития Франции (феодальная раздробленность) и Германии (отставание в развитии феодальных отношений и связанное с этим сохранение сравнительно сильной центральной власти и военное могущество).

С другой стороны, именно на данном уроке говорится о развитии феодальных отношений, вводятся важные термины «феодал», «феодальная раздробленность», с которыми ученики не раз столкнутся в будущем.

1. Начать разговор об эпохе викингов — а это тема, которая обычно вызывает у детей повышенный интерес, имеет смысл с карты. Анализируя географическое положение Скандинавии и Ютландии, дети должны прийти к выводу (при необходимости с помощью наводящих вопросов), что скандинавы жили в более суровых природных условиях, чем большинство народов Западной Европы, что они были удалены от центров мировых цивилизаций и не могли иметь прочных контактов с Римской империей, что огромную роль в их жизни должно было играть море. Учитель предлагает учащимся подумать, могло ли все это ускорить или замедлить развитие общества и переход от догосударственных отношений к государству. В общем виде такой вопрос едва ли имеет однозначный ответ, но в случае со скандинавами ответ достаточно очевиден. Далее можно предложить учащимся сравнить характеристику германцев на с. 14—15 (более развернутую) и скандинавов на с. 39 (более краткую) и сделать выводы. Обязательно стоит остановиться на соотношении понятий «норманны», «викинги» и «варяги» (задание 2 к § 4 в рабочей тетради).

2.         В данном случае лучше всего сочетать работу с картой (см. ниже) и текстом соответствующего фрагмента учебника с анализом источника — описания осады Парижа норманнами (задание 1 к § 4 рабочей тетради). Можно предложить школьникам выделить (по учебнику) направления деятельности викингов в Европе (грабеж, торговля и переселение на новые земли, т. е. колонизация). Хотя история поселения норманнов в низовьях Сены и возникновения герцогства Нормандия на редкость колоритна (см., в частности, отрывок из Роберта Васа в кн.: Ведюшкин В.А., Шевченко Н.И. Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков»: 6 кл. — М., 2001. — С. 33), на рассказ об этом едва ли хватит времени. А вот упомянуть о том, что, поселившись на территории более развитого государства, норманны (ставшие теперь нормандцами) приняли христианство и за несколько десятилетий ассимилировались настолько, что полностью забыли свой язык, следует непременно.

3.         История плаваний и открытий Эйрика Рыжего и Лейва Счастливого интересна детям, и к тому же об этом довольно много литературы. Поэтому можно на предыдущем уроке поручить двум ученикам подготовить краткие выступления об этих исторических деятелях. Желательно отметить, что эти замечательные плавания не имели масштабных последствий ни для норманнов, ни для эскимосов и индейцев Северной Америки, а потому не укладываются в научное понятие «географическое открытие», предполагающее установление прочных и важных для обеих сторон контактов. Обсуждение культуры скандинавов эпохи викингов лучше всего организовать на основе иллюстраций и комментариев к ним.

4.         Следует предложить детям прочитать в учебнике абзац, посвященный военной реформе Альфреда Великого, и предложить вспомнить, какие еще военные реформы им известны. Получив ответ (бенефициальная реформа), можно задать новый вопрос: было ли что-то общее в условиях, когда была проведена та или иная реформа? (Ответ: внешняя угроза.) А в сути самой реформы? А в ее непосредственных результатах? Долго на этих вопросах останавливаться не стоит, тем более что сходные вопросы будут обсуждаться при рассмотрении п. 8 плана урока.

5.         Подробнее о Нормандском завоевании и его последствиях пойдет речь в начале через несколько уроков, здесь же достаточно указать, что события 1066 г. подвели черту под англосаксонским периодом в истории Англии, а отчасти и под всей эпохой викингов. В этой связи можно вернуться к иллюстрации (эпизод битвы при Гастингсе на ковре из Байё).

6.         К концу XI в. возникли не только государства, основанные норманнами в Западной Европе (в учебнике упоминается герцогство Нормандия, но они возникли также в Англии и Ирландии, не говоря уже об основании выходцами из Нормандии Сицилийского королевства), но и государства в самой Скандинавии. Можно поставить перед школьниками непростой вопрос: ускорили или затормозили походы викингов развитие общества и государства в самой Скандинавии (можно выделить в классе две равные по силе группы, которые будут обосновывать ту или другую точку зрения)?

7.         Для начала имеет смысл вспомнить о том, чем феод отличается от бенефиция. Работа над документом учебника позволит ученикам конкретно представить себе обстановку, в которой складывались феодальные связи между людьми. Вопрос о феодальной раздробленности неотделим от проблемы изменившегося баланса сил между королевской властью и крупными феодалами; в этой связи можно предложить одной группе учеников найти (по учебнику) сильные стороны в позиции королевской власти, а другой — в позиции крупных феодалов. Остальные учащиеся выступают в роли экспертов, которые должны оценить доводы сторон и сделать вывод, было ли неизбежно наступление феодальной раздробленности. В связи с иллюстрацией «Печать французского короля Генриха I» стоит хотя бы кратко упомянуть о браке короля и дочери Ярослава Мудрого Анны.

8.         Прежде всего, следует кратко пояснить, что венгры были кочевниками. Они принадлежат к финно-угорской языковой семье и пришли в Среднее Подунавье с востока, из далекого Приуралья, вслед за гуннами и аварами. Кардинальные языковые и культурные различия отделяли их от всех других народов Западной Европы, которые не могли не видеть в них «чужих» и сравнивали (или смешивали) с гуннами и аварами. Первый же взгляд на карту показывает, что именно для Германии венгерская угроза была наиболее серьезной. В остальном алгоритм работы над этим пунктом плана урока тот же, что и над п. 4 (но венгры, в отличие от мореходов-викингов, воевали конными; этот факт внешне еще более сближает реформу Генриха с бенефициальной). Важно подчеркнуть, что и в этом случае сравнительно малочисленное, но профессиональное и хорошо вооруженное войско продемонстрировало свою эффективность. Если время позволяет, можно задать вопрос: как такие изменения в военном деле могли сказаться на обществе (желательно, чтобы дети использовали в качестве параллели социальные последствия бенефициальной реформы)?

9.         Венгры в данном случае вели себя очень прагматично: пока они не встречали отпора, они совершали набеги; столкнувшись с серьезным сопротивлением, почти полностью и сразу отказались от них (тоже своего рода ответ на вызов). Пример венгров важен с точки зрения проблематики учебника и потому, что они, отказавшись от кочевого образа жизни и приняв христианство, в то же время не ассимилировались, сохранив свою идентичность и свой особый язык.

10.      Переходя к созданию Священной Римской империи, необходимо задать вопросы: когда на Западе была впервые после 476 г. восстановлена империя? Какова была ее судьба? Далее, обращаясь к карте, следует предложить детям сравнить империю Карла Великого и Священную Римскую империю. Вторая по сравнению с первой не включала территорию большей части нынешней Франции, но на востоке включала области, неподвластные Карлу; по большому счету они все же сопоставимы. По примеру Карла Великого Оттон I, хотя и не объединил под своей властью весь христианский мир, все же создал новую империю, которая оказалась гораздо долговечнее первой. На примере иллюстраций к этой части параграфа обязательно стоит разобрать вопрос о репрезентации императорской власти, о ее священной природе (см. ниже).

Работа с картой. Обращение к карте предполагается большинством пунктов плана урока. Речь идет, собственно, о двух картах учебника (хотя возможна работа с настенной картой или атласом): «Европа в конце IXXI в.» (направления нападений арабов, венгров и норманнов, территории Священной Римской империи, королевства Венгрия, государств Скандинавии) и «Англия и Франция в XI — начале XIV в.» (Нормандское завоевание Англии, феодальная раздробленность во Франции, включая и задание на полях). Начиная разговор о викингах, следует показать полуострова Скандинавия и Ютландия на карте Европы (подойдет и карта первого форзаца), а также указать страны, которые сейчас расположены на их территории. Карта очень выразительно показывает, насколько всеохватными были нападения внешних врагов; в этой связи можно задать детям вопрос: много ли они видят в Европе мест, которым не угрожал ни один из трех врагов? Отсюда вывод: практически вся Западная Европа жила в обстановке постоянной военной угрозы. Можно также предложить детям назвать территории, которые наиболее страдали от каждого из трех врагов христианской Европы. Разбирая на уроке пп. 4 и 6 плана, следует обратиться к карте, на которой дети должны найти герцогство Нормандия и место битвы при Гастингсе, а также домен первых Капетингов. В то же время, чтобы найти на карте королевства, образовавшиеся в Скандинавии и в Венгрии, а также Германию и Священную Римскую империю, понадобится вновь вернуться к карте.

Работа с источником. Документ характеризует феодальную раздробленность во Франции. Вопросы и задания к источнику в достаточной мере сформулированы в учебнике. В дополнение можно предложить детям определить, на чьей стороне автор текста (о проблемах Карла Лысого говорится без всякого его уничижения, в то время как действия людей Людовика резко осуждаются). Некоторые реалии текста нуждаются в пояснениях: следует предложить детям найти Аквитанию и Орлеан на карте (не зная, где она находится, трудно оценить опасность для Карла утверждения там, на троне сына короля Германии), а также показать им Блуа (чуть ниже Орлеана по течению Луары) и Шартр (к северу от Блуа и Орлеана) и пояснить, что в Англии и Франции норманнов часто называли датчанами. Можно ввести в обсуждение источника элементы ролевой игры, предложив одному ученику рассказать о событиях с точки зрения Карла, другому — с точки зрения Людовика, третьему — с точки зрения епископов, четвертому — с точки зрения датчан. Это поможет более зримо представить картину внешних угроз и внутренних неурядиц.

Работа с иллюстрациями. Иллюстративный ряд в данном случае довольно четко делится на две группы: материальная и духовная культура скандинавов эпохи викингов и репрезентация власти монарха. В связи с иллюстрацией «Корабль викингов» можно задать ученикам вопрос, кажется ли им такой корабль надежным для океанских плаваний, а затем рассказать о том, как мореходные качества корабля были проверены на практике (см. Приложение). К иллюстрации «Знаки рунического алфавита» можно задать вопрос: чем может объясняться отсутствие в этих знаках округлых форм? (Ответ: тем, что они часто вырезались на твердой поверхности (камень, древесина).) Во второй группе иллюстраций можно предложить школьникам сравнить две короны и найти в них общие черты (сделаны из золота, украшены изображениями в технике перегородчатой эмали, увенчаны крестом — в последнем случае можно подчеркнуть символическое значение этого знака). На иллюстрации можно выделить элементы репрезентации императорской власти (трон, корона, посох/жезл, держава, парадное одеяние, книга и меч в руках окружающих императора придворных, их почтительные позы («короля играет свита»).

Справочный материал. Источник к параграфу отрывок из «Анналов Сен- Бертенского монастыря» в Северной Франции (называемых также Бертинскими Annales Bertiniani) охватывает период 741—882 гг. Название условное и дано по месту находки основной рукописи. В первой части (до 836 г.) анналы являются компиляцией из более ранних источников. Вторая часть, 837—862 гг. (из нее и взят отрывок, помещенный в учебнике), составлена епископом Труа, придворным капелланом Людовика Благочестивого, а затем Карла Лысого, Пруденцием и является самостоятельной, подробной, но достаточно официозной историей тех лет. Детям будет любопытно узнать, что именно в этой части под 839 г. впервые в письменных источниках упомянуто название Русь (Рос). Третья часть, написанная архиепископом Хинкмаром Реймсским, еще подробнее второй, но и более тенденциозна. Следуя в русле политики Карла Лысого, правителя Западно-Франкского королевства, составитель анналов критически настроен в отношении Людовика Немецкого и его сына Людовика. В целом Сен-Бертенские анналы дают яркую картину бедствий страны от нападений норманнов и быстрого ослабления королевской власти.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru