Ключевые понятия и термины: романский стиль (романика), портал,
готический стиль (готика), стрельчатая арка, аркбутан, контрфорс, витраж.
Текущий контроль. Проводится по заданиям в учебнике и рабочей тетради.
Можно организовать конкурс самостоятельных работ на тему «Один день из жизни
средневекового студента». Желательно задать несколько вопросов, актуализирующих
ранее полученные знания по архитектуре и искусству Византии (§ 6): что такое
базилика? Что такое неф? Что такое трансепт? Как был украшен внутри
христианский храм? Неплохо было бы вспомнить и материал по развитию церкви:
какие факты свидетельствуют об усилении могущества церкви в XI в.? В чем заключались
основные идеи клюнийского движения?
План изучения нового материала: 1. Романский стиль в архитектуре. 2.
Скульптура романских соборов: «Библия в камне». 3. Готический стиль.
Комментарий. Так как в рамки урока входит изучение только архитектуры и
изобразительного искусства эпохи расцвета Средневековья, есть возможность
рассмотреть достаточно подробно два важнейших стиля средневекового искусства —
романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета
архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением Церкви.
Последняя располагала огромными богатствами для строительства и украшения
церквей и монастырей, в которых перед верующими представал образ торжествующей
Церкви. Свою роль сыграло и широкое распространение паломничеств, которое
потребовало гораздо более масштабного, чем прежде, строительства. В то же время
расцвет средневековой архитектуры и искусства неотделим от расцвета городов, в
которых и строились (причем в значительной мере на пожертвования горожан) самые
знаменитые соборы. Складывание романского, а затем и готического стиля
демонстрирует огромную роль традиции в истории средневековой архитектуры и
искусства и в то же время показывает, как пробивали себе дорогу важнейшие
новации.
Средневековое искусство обладает огромным потенциалом эстетического
воздействия на детей, важно этот потенциал выявить и донести до адресатов. К
сожалению, памятники романского и готического стиля практически не представлены
на территории России (если не считать псевдоготики и определенных параллелей
между романикой и древнерусской архитектурой XII— начала XIII в., на ум
приходят лишь немногие памятники Выборга); западноевропейская средневековая
живопись и скульптура также сравнительно слабо представлены в наших музеях
(Эрмитаж в Санкт-Петербурге и прекрасная коллекция копий многих знаменитых
средневековых скульптур и мозаик в ГМИИ в Москве). Детям, в большинстве своем
не видевшим романских и готических соборов, трудно представить себе то чувство,
которое там испытываешь. Поэтому особое значение приобретает работа с
изобразительным материалом. Хотя изображения в учебнике неплохо иллюстрируют
расцвет средневековой архитектуры и искусства, учитель при желании может
привлечь дополнительный иллюстративный материал, используя видеофильмы, слайды,
альбомы, ресурсы Интернета.
1. Обращаясь к причинам расцвета средневекового искусства, который
проявился, в частности, в возникновении и развитии романского, а потом и
готического стиля, учителю следует подчеркнуть многообразие этих причин: это и
относительное умиротворение Западной Европы после нескольких веков внешних
нападений, и хозяйственный рост, который сделал возможным масштабное
строительство, и усиление Церкви, и подъем городов, в которых и строились
соборы. При желании все эти причины возникновения романики можно представить в
виде таблицы. Детям желательно предложить либо заполнить основу таблицы, либо
самостоятельно преобразовать в таблицу соответствующий текст учебника.
Уменьшение внешней угрозы
|
Хозяйственный рост
|
Подъем городов
|
1
|
1
|
1
|
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ
|
|
|
|
|
Усиление Церкви
|
Развитие религиозного чувства, распространение паломничеств
|
|
|
|
|
Рассмотрение характерных черт этого стиля проводится по иллюстрациям
учебника или по дополнительным изобразительным источникам. Материал по романике
и готике может быть систематизирован в таблице «Романский и готический стили».
2. Изучение скульптуры
романских соборов лучше всего организовать в процессе работы с источником и с
иллюстрациями. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в
скульптурном убранстве храма проявлялись черты народной культуры, неуемной
фантазии простых резчиков по камню.
3. История возникновения
готического стиля дает хорошую возможность показать на конкретном примере, что
зачастую одни и те же люди активно участвовали в управлении государством,
уделяя первоочередное внимание взаимной поддержке государства и Церкви, и
покровительствовали развитию культуры. Тот самый Сугерий, который уже знаком
детям по описанию деяний Людовика VI и бесчинств Томаса Марля, осуществил в
соответствии со своими представлениями о церковных зданиях и церковных службах
перестройку главной церкви Сен-Дени (где он был аббатом), которую он хотел
сделать просторной, красивой и удобной для верующих (о том, что у иерархов
Церкви могли быть разные позиции по отношению к убранству храма). При этом
впервые были использованы конструктивные принципы готики. Проследить, как
устроена готическая церковь, позволяет схема. На ней хорошо видно, как тяжесть
сводов распределяется на опорные столбы, а частично через аркбутаны передается
на контрфорсы. Обобщить и систематизировать материал по романике и готике
позволит предлагаемая таблица «Романский и готический стили», основа которой
раздается ученикам (или рисуется на доске). Одна ячейка заполняется для образца
(в принципе можно заполнить и больше ячеек и оставить ученикам для
самостоятельной работы лишь несколько, но тогда следует оставить пустыми
заголовки столбцов, предложив детям определить, где романика, а где готика).
Вопросы для сравнения
|
Романика
|
Готика
|
Время господства стиля
|
|
|
Знаменитые памятники
|
|
|
Конструктивные особенности
|
Чтобы выдержать тяжелые каменные своды, требуются массивные столбы и
толстые стены
|
|
Характерные внешние черты
|
|
|
Характерные черты интерьера
|
|
|
Закрепить материал по романике и готике позволят задания 1-3 к § 19
рабочей тетради.
Работа с источником. Бернар Клервоский, богослов, мистик, основатель и
аббат цистерцианского монастыря Клерво, организатор Второго Крестового похода в
1146—1147 гг., пламенный проповедник, прозванный за красноречие «Доктором
медоточивым», уже знаком детям по его борьбе с учением Пьера Абеляра. Он
написал много богословских сочинений, проповедей, посланий. Склонный к
аскетизму, Бернар осуждал чрезмерную, по его мнению, пышность отделки церковных
зданий, полемизируя в этой связи со своим современником и соотечественником
Сугерием, аббатом монастыря Сен-Дени, канцлером и биографом французского короля
Людовика VI. Сугерий считал, что церкви
следует пышно украшать, что красота отделки, золота, драгоценных камней должна
помогать верующим чувствовать красоту и величие созданного Богом мира и через
эту красоту постигать совершенство Бога. Бернар же, напротив, считал, что
внешняя красота отвлекает от истинной веры, что увлечение украшением храма
противоречит истинно христианским добродетелям: «Церковь наполнена сиянием, а
бедняки прозябают в совершенной нищете; камни храма покрыты украшениями, а его
дети лишены одежды; любители искусств утоляют в храме любопытство, а нищие не
находят, чем утолить голод». Приведенный в учебнике отрывок привлекает внимание
и ярким словесным описанием скульптурного декора романских храмов, часто
включающего изображения, не имеющие ничего общего с христианством, и
характерным для Бернара опасением, что эстетическое чувство отодвинет на второй
план истинную веру. Вопросов в учебнике, на наш взгляд, вполне достаточно для
организации работы с источником.
Работа с иллюстрациями. Прежде всего,
предполагается сравнение романики с раннехристианской базиликой. Учитель рисует
на доске планы трехнефной ранней базилики и классического романского собора с
трансептом; дети зарисовывают планы в тетради и обсуждают различия. Учитель может
подчеркнуть, что, когда верующий шел по центральному нефу от западного входа к
алтарю и достигал трансепта, он испытывал сильнейшее ощущение: пространство
резко раздвигалось вверх (башня или купол над средокрестием) и в стороны
(рукава трансепта). Дети сравнивают интерьер базилики VI в. и романского храма и находят различия: в романском храме своды
становятся более высокими и каменными (вместо деревянных перекрытий), что
требует более массивных столбов. При работе над разделом «Библия в камне» лучше
всего использовать изображения Взвешивание душ умерших» «Страшный суд»: первое
из них иллюстрирует текст, имеющийся в учебнике. Следующая стадия работы с иллюстрациями
— сравнение готического стиля с романским. На иллюстрациях хорошо видны как
некоторые общие черты, так и различия (например, большие окна, система
аркбутанов и контрфорсов). Вполне уместно также предложить детям сравнить
романскую и готическую скульптуру. |