Суббота, 20.04.2024, 16:20                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ВРЕМЯ СОБОРОВ (ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI—XIII ВВ.)"
22.09.2012, 16:19

Ключевые понятия и термины: романский стиль (романика), портал, готический стиль (готика), стрельчатая арка, аркбутан, контрфорс, витраж.

Текущий контроль. Проводится по заданиям в учебнике и рабочей тетради. Можно организовать конкурс самостоятельных работ на тему «Один день из жизни средневекового студента». Желательно задать несколько вопросов, актуализирующих ранее полученные знания по архитектуре и искусству Византии (§ 6): что такое базилика? Что такое неф? Что такое трансепт? Как был украшен внутри христианский храм? Неплохо было бы вспомнить и материал по развитию церкви: какие факты свидетельствуют об усилении могущества церкви в XI в.? В чем заключались основные идеи       клюнийского движения?

План изучения нового материала: 1. Романский стиль в архитектуре. 2. Скульптура романских соборов: «Библия в камне». 3. Готический стиль.

Комментарий. Так как в рамки урока входит изучение только архитектуры и изобразительного искусства эпохи расцвета Средневековья, есть возможность рассмотреть достаточно подробно два важнейших стиля средневекового искусства — романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением Церкви. Последняя располагала огромными богатствами для строительства и украшения церквей и монастырей, в которых перед верующими представал образ торжествующей Церкви. Свою роль сыграло и широкое распространение паломничеств, которое потребовало гораздо более масштабного, чем прежде, строительства. В то же время расцвет средневековой архитектуры и искусства неотделим от расцвета городов, в которых и строились (причем в значительной мере на пожертвования горожан) самые знаменитые соборы. Складывание романского, а затем и готического стиля демонстрирует огромную роль традиции в истории средневековой архитектуры и искусства и в то же время показывает, как пробивали себе дорогу важнейшие новации.

Средневековое искусство обладает огромным потенциалом эстетического воздействия на детей, важно этот потенциал выявить и донести до адресатов. К сожалению, памятники романского и готического стиля практически не представлены на территории России (если не считать псевдоготики и определенных параллелей между романикой и древнерусской архитектурой XII— начала XIII в., на ум приходят лишь немногие памятники Выборга); западноевропейская средневековая живопись и скульптура также сравнительно слабо представлены в наших музеях (Эрмитаж в Санкт-Петербурге и прекрасная коллекция копий многих знаменитых средневековых скульптур и мозаик в ГМИИ в Москве). Детям, в большинстве своем не видевшим романских и готических соборов, трудно представить себе то чувство, которое там испытываешь. Поэтому особое значение приобретает работа с изобразительным материалом. Хотя изображения в учебнике неплохо иллюстрируют расцвет средневековой архитектуры и искусства, учитель при желании может привлечь дополнительный иллюстративный материал, используя видеофильмы, слайды, альбомы, ресурсы        Интернета.

1. Обращаясь к причинам расцвета средневекового искусства, который проявился, в частности, в возникновении и развитии романского, а потом и готического стиля, учителю следует подчеркнуть многообразие этих причин: это и относительное умиротворение Западной Европы после нескольких веков внешних нападений, и хозяйственный рост, который сделал возможным масштабное строительство, и усиление Церкви, и подъем городов, в которых и строились соборы. При желании все эти причины возникновения романики можно представить в виде таблицы. Детям желательно предложить либо заполнить основу таблицы, либо самостоятельно преобразовать в таблицу соответствующий текст учебника.

Уменьшение внешней угрозы

Хозяйственный рост

Подъем городов

1

1

1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

 

 

 

 

Усиление Церкви

Развитие религиозного чувства, распространение паломничеств





Рассмотрение характерных черт этого стиля проводится по иллюстрациям учебника или по дополнительным изобразительным источникам. Материал по романике и готике может быть систематизирован в таблице «Романский и готический стили».

2. Изучение скульптуры романских соборов лучше всего организовать в процессе работы с источником и с иллюстрациями. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в скульптурном убранстве храма проявлялись черты народной культуры, неуемной фантазии простых резчиков по камню.

3.         История возникновения готического стиля дает хорошую возможность показать на конкретном примере, что зачастую одни и те же люди активно участвовали в управлении государством, уделяя первоочередное внимание взаимной поддержке государства и Церкви, и покровительствовали развитию культуры. Тот самый Сугерий, который уже знаком детям по описанию деяний Людовика VI и бесчинств Томаса Марля, осуществил в соответствии со своими представлениями о церковных зданиях и церковных службах перестройку главной церкви Сен-Дени (где он был аббатом), которую он хотел сделать просторной, красивой и удобной для верующих (о том, что у иерархов Церкви могли быть разные позиции по отношению к убранству храма). При этом впервые были использованы конструктивные принципы готики. Проследить, как устроена готическая церковь, позволяет схема. На ней хорошо видно, как тяжесть сводов распределяется на опорные столбы, а частично через аркбутаны передается на контрфорсы. Обобщить и систематизировать материал по романике и готике позволит предлагаемая таблица «Романский и готический стили», основа которой раздается ученикам (или рисуется на доске). Одна ячейка заполняется для образца (в принципе можно заполнить и больше ячеек и оставить ученикам для самостоятельной работы лишь несколько, но тогда следует оставить пустыми заголовки столбцов, предложив детям определить, где романика, а где готика).

Вопросы для сравнения

Романика

Готика

Время господства стиля

 

 

Знаменитые памятники

 

 

Конструктивные особенности

Чтобы выдержать тяжелые каменные своды, требуются массивные столбы и толстые стены

 

Характерные внешние черты

 

 

Характерные черты интерьера

 

 

Закрепить материал по романике и готике позволят задания 1-3 к § 19 рабочей тетради.

Работа с источником. Бернар Клервоский, богослов, мистик, основатель и аббат цистерцианского монастыря Клерво, организатор Второго Крестового похода в 1146—1147 гг., пламенный проповедник, прозванный за красноречие «Доктором медоточивым», уже знаком детям по его борьбе с учением Пьера Абеляра. Он написал много богословских сочинений, проповедей, посланий. Склонный к аскетизму, Бернар осуждал чрезмерную, по его мнению, пышность отделки церковных зданий, полемизируя в этой связи со своим современником и соотечественником Сугерием, аббатом монастыря Сен-Дени, канцлером и биографом французского короля Людовика VI. Сугерий считал, что церкви следует пышно украшать, что красота отделки, золота, драгоценных камней должна помогать верующим чувствовать красоту и величие созданного Богом мира и через эту красоту постигать совершенство Бога. Бернар же, напротив, считал, что внешняя красота отвлекает от истинной веры, что увлечение украшением храма противоречит истинно христианским добродетелям: «Церковь наполнена сиянием, а бедняки прозябают в совершенной нищете; камни храма покрыты украшениями, а его дети лишены одежды; любители искусств утоляют в храме любопытство, а нищие не находят, чем утолить голод». Приведенный в учебнике отрывок привлекает внимание и ярким словесным описанием скульптурного декора романских храмов, часто включающего изображения, не имеющие ничего общего с христианством, и характерным для Бернара опасением, что эстетическое чувство отодвинет на второй план истинную веру. Вопросов в учебнике, на наш взгляд, вполне достаточно для организации работы с источником.

Работа с иллюстрациями. Прежде всего, предполагается сравнение романики с раннехристианской базиликой. Учитель рисует на доске планы трехнефной ранней базилики и классического романского собора с трансептом; дети зарисовывают планы в тетради и обсуждают различия. Учитель может подчеркнуть, что, когда верующий шел по центральному нефу от западного входа к алтарю и достигал трансепта, он испытывал сильнейшее ощущение: пространство резко раздвигалось вверх (башня или купол над средокрестием) и в стороны (рукава трансепта). Дети сравнивают интерьер базилики VI в. и романского храма и находят различия: в романском храме своды становятся более высокими и каменными (вместо деревянных перекрытий), что требует более массивных столбов. При работе над разделом «Библия в камне» лучше всего использовать изображения Взвешивание душ умерших» «Страшный суд»: первое из них иллюстрирует текст, имеющийся в учебнике. Следующая стадия работы с иллюстрациями — сравнение готического стиля с романским. На иллюстрациях хорошо видны как некоторые общие черты, так и различия (например, большие окна, система аркбутанов и контрфорсов). Вполне уместно также предложить детям сравнить романскую и готическую скульптуру.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru