Ключевые понятия и термины: Восточная Римская империя, Византия, ромеи,
василевс, греческий огонь, внешняя политика, дипломатия, путь «из варяг в греки».
Текущий контроль. При текущем контроле можно использовать материалы из
методического аппарата учебника и задания из рабочей тетради. Особое внимание
следует уделить вопросам, активизирующим материал, необходимый для изучения
судеб Восточной Римской империи (причины и ход Великого переселения народов;
судьбы империи на Западе: падение и попытки восстановления спустя много веков;
роль императорской власти в становлении церковной организации и формулировании
догматов; деятельность Константина Великого).
План изучения нового материала: 1. Территория, население, столица
Византии. 2. Власть василевса. 3. Век Юстиниана (527—565). 4. Византия после
Юстиниана: войны и дипломатия. 5. Византия и Русь в IX—XI вв.
Комментарий. Опыт тысячелетней истории Восточной Римской (Византийской)
империи дает возможность познакомиться с совершенно новыми аспектами наших
сквозных тем. Иначе, чем на Западе, складывается в Византии восприятие «своего»
и «чужого»: мощная традиция римского имперского самосознания упорно «подсовывала»
гражданам Восточной империи в качестве «своих» реалии, относящиеся к другой
территории и к другой эпохе. Византийцы тысячу лет ощущали себя «римлянами» в
окружении «варваров», и в течение долгого времени это было до какой-то степени
справедливо. Не так, как на Западе, протекали (или не протекали) в Византии
процессы ассимиляции, они иначе воздействовали на стабильность государства, его
способность или неспособность противостоять внешним вызовам и внутренним
неурядицам: для того чтобы гордо именовать себя «римлянами», византийцам вовсе
не нужно было всем говорить на одном языке или придерживаться одинаковых
традиций в повседневной жизни. Эволюция государства, в котором с античных
времен сохранился не просто развитый, а прямо-таки гипертрофированный бюрократический
чиновничий аппарат, тоже шла в Византии не так, как на Западе. Иным было и
положение Церкви, иначе выстраивались ее отношения с государством: она, с одной
стороны, пользовалась гораздо большим покровительством василевса, но с другой —
не имела такой степени самостоятельности, как на Западе. Участие императора в
делах Церкви проявлялось более непосредственно, чем даже в Каролингской и
Оттоновской империях. Сакрализация власти василевса приобрела в Византии форму
полного обожествления, но касалась титула, а не самого правителя. Многие черты
развития Византии проявились в ее отношениях с соседними странами и народами, в
частности с Русью. В зеркале военных, дипломатических, торговых, династических,
религиозно-церковных и культурных контактов с Русью ярко проявились самые
важные стороны византийской цивилизации, многие из которых оказали влияние на
развитие Руси.
1. Познакомившись с территорией Византии и динамикой ее изменения
благодаря работе с картой, учащиеся смогут сами сделать вывод о том, что
история Восточной империи вовсе не была мирной и ее длительное существование
связано отнюдь не с тем, что на нее никто не покушался. Учитель спрашивает: как
вы думаете, территория Восточной империи была заселена одним народом или
несколькими? Что это были за народы? После того как дети сделали вывод, что
империю населяли разные народы, и определили какие, можно задать следующий
вопрос: как вы думаете, могли ли все эти народы иметь какое-либо общее
название, которым они сами себя называли как жители одного государства? Термин
«самоназвание» включен в материал урока 8, но по усмотрению учителя можно
ввести его уже здесь. Если мнения разделились и ответ для большей части класса
не очевиден, можно попробовать поставить вопрос по-другому: а могли ли они не
иметь такого общего названия? Ведь если Восточная империя, несмотря на внешнее
давление, продержалась довольно долго, значит, что-то должно было объединять ее
принадлежащих к разным народам жителей? После этого можно дать небольшое
самостоятельное задание по тексту учебника: определите, как жители Восточной
империи называли себя сами, как их называли в современных им странах Европы и
на Руси, как их стали называть ученые уже после гибели империи. Какое название
вы считаете наиболее правильным и почему? Полный текст материала скачивайте по ссылке вверху страницы
|