Четверг, 28.03.2024, 14:40                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕВСТВ"
22.09.2012, 18:10

Ключевые понятия и термины: Великое переселение народов, германцы, устройство общества (общественное устройство, общественный строй); варвары, исчезновение первобытного равенства (возникновение неравенства); выделение знати, вождь, дружина, знать, старейшины, жрецы, народное собрание, арианство, король, галло-римлянин, королевский двор, граф (большая часть понятий и терминов должна быть уже известна школьникам из курса истории Древнего мира).

Текущий контроль. Может быть сведен к проверке выполнения заданий по рабочей тетради или проведен в ходе анализа результатов стартового контроля и в процессе изучения новой темы. Понимание основ периодизации проверяется при каждом обращении к «лентам времени»; теоретические знания об исторических источниках проверяются в ходе практической работы с отрывками письменных источников и иллюстративным материалом учебника.

Анализ результатов стартового контроля. Если в качестве стартовой диагностики использовалась самостоятельная работа с отрывком из Сальвиана Марсельского, можно предложить учащимся резюмировать, каковы же, по мнению Сальвиана, причины падения Западной Римской империи, и высказать свое отношение к тому, насколько верно Сальвиан сумел определить подлинные причины происходивших при нем событий. (Действительно ли казнокрадство чиновников, присваивающих собранные на общественные нужды налоги, подрывает доверие людей к власти? Действительно ли непосильные налоги могут заставить население предпочесть «чужих» варваров «своему» государству? Действительно ли империя может разрушиться от того, что ее жители перестали ощущать себя единым народом?)

План изучения нового материала: 1. Германцы накануне завоеваний. 2. Падение Западной Римской империи. 3. Образование германских королевств. 4. Королевство франков.

Комментарий. Тема урока напрямую связана со всеми важнейшими сквозными темами. Именно при изучении этого материала закладываются представления шестиклассников о причинах и факторах, влияющих на стабильность или, наоборот, неустойчивость государств и обществ. Причем эта тема рассматривается на таких масштабных примерах, как падение Западной Римской империи, недолговечность большинства возникших на ее обломках германских королевств и на их фоне исключительно долгая жизнь королевства франков. В тесной связи с этой проблемой затрагивается не менее актуальная тема восприятия людьми «своего» и «чужого», возможности или невозможности совместных действий людей, принадлежащих к разным слоям общества или к разным культурам, перед лицом смертельной опасности. Ощущают ли простые земледельцы себя одним народом с магнатами и чиновниками? Согласны ли нести непосильное налоговое бремя, чтобы избежать ужасов военного разорения? Верят ли, что верхи общества действительно озабочены безопасностью страны и в обмен на уплаченные подати они сохранят свои жизни и получат возможность прокормить свои семьи? Готовы ли (и если да, то на каких условиях) новые граждане и союзники империи — германцы по происхождению — проливать за нее кровь в боях против других германцев (а иногда даже и своих единоплеменников)? Доверяют ли римляне — и императорское окружение, и простонародье — «своим» германским войскам и военачальникам? В один узел с проблемами «своих» и «чужих» и факторов

«стабильности неустойчивости» завязана и тема «ассимиляции». Как происходит взаимодействие людей разных языков и культур не на поле боя, а в более или менее длительной исторической перспективе? Часто ли народ-завоеватель, сумевший навязать побежденным свое политическое господство, так же легко заставляет их заговорить на своем языке и перенять свои обычаи (и религию)? Какую роль во всех этих процессах способна сыграть религия? Еще одним совершенно особым аспектом проблемы «стабильности неустойчивости» в государстве и обществе, затрагиваемым на уроке, является тема перехода от родоплеменных отношений к государственным. Рассказ Григория Турского о Суассонской чаше, в котором рельефно отражен процесс превращения власти племенного вождя во власть короля, и его известия об изменениях в общественной жизни и устройстве управления, которые сопровождали это превращение, имеют огромное значение с точки зрения построения типологии процессов образования государства как в средневековой Западной и Центральной Европе, так и на Руси (и, шире, образования государства вообще), поскольку ни в одном другом случае этот процесс не оказался так хорошо обеспечен письменными источниками.

1.         В начале урока актуализируются знания о германцах, полученные в 5 классе (возможно, частично это произошло уже во время стартового контроля). Очень хорошо, если ребята (из курсов русского или иностранных языков) вспомнят о том, что германцы (по языку) — одна из ветвей родственных индоевропейских народов (так же как славяне, кельты и романские народы). Это поможет им осознать, почему пришедшие в Европу из глубин Азии тюркоязычные гунны были одинаково чужды римлянам, романизированным римлянами народам Римской империи и германцам. Занятия германцев учащиеся вспомнят по наводящим вопросам. Следует лишь напомнить классу, что у германцев ко времени начала их взаимодействия с римлянами (на рубеже новой эры) уже произошел переход к производящему хозяйству (после этого ученики могут сами сказать, что основой хозяйства стали земледелие и скотоводство) и было освоено железо.

2.         Работа над этим разделом предполагает актуализацию пройденного в 5 классе и активную работу с картой. Иллюстрация на с. 15 учебника дает повод вспомнить историю Стилихона. Отмечая легкость, с которой сравнительно малочисленные германцы захватывали густонаселенные территории, желательно еще раз напомнить детям многое объясняющий отрывок из Сальвиана. Следует подчеркнуть, что в мотивах перемещений германских племен стремление, разбив врагов, стяжать славу и захватить богатую добычу сочеталось с поисками плодородных и удобных для поселения земель. Показательно, что вандалы, находившиеся на более низкой стадии развития, чем другие главные участники Великого переселения, выбрали для поселения именно то место, откуда удобно грабить богатые и плодородные земли Апеннинского полуострова и Сицилии, а также корабли, следующие по торговым путям, соединяющим Западное Средиземноморье с Восточным.

3.         Ключевым здесь будет вопрос, почему государство Теодориха, проводившего столь мудрую политику, оказалось сравнительно непрочным и было завоевано вскоре после его смерти. Конечно, в ответе на этот вопрос не все очевидно (давление византийцев было очень сильным, и мы не знаем, как справилось бы с такой ситуацией даже и не разобщенное в религиозном отношении государство, например Франкское), но все же, следует акцентировать губительную роль религиозных противоречий между завоевателями-арианами и ортодоксальным местным населением.

4.         Эта часть нового материала и тесно связанная с ней работа с источником являются, с нашей точки зрения, наиболее важными. Если много времени было потрачено на текущий контроль, то лучше резко сократить материал по Великому переселению народов, а третий

пункт плана оставить для самостоятельного изучения (при всей интересности сравнения Теодориха с Хлодвигом), но не жертвовать франками и историей с Суассонской чашей.

Первоклассный источник по истории возникновения Франкского королевства, каковым является «История франков» епископа Григория Турского, предоставляет уникальную возможность пошагового рассмотрения процесса трансформации власти вождя племени (или, вернее, союза племен) во власть правителя государства. Обсуждение начинается с вопроса: могла ли на завоеванных территориях сохраниться прежняя система управления франкскими племенами? Если нет, то почему? (Самый очевидный ответ: франкам, расселившимся на большой территории, трудно сойтись на народное собрание.) Следующий вопрос: как, с точки зрения детей, можно отличить государство от союза племен? Учащиеся могут (с необходимыми подсказками) сами сформулировать многие правильные критерии: 1) власть над определенной территорией (важно подчеркнуть, что это именно завоеванная территория, ведь на землях давнего расселения племени возможностей для резкого усиления власти вождя было гораздо меньше, а в завоеванной Галлии Хлодвиг из вождя франков быстро превратился в короля всех народов, населяющих страну); 2) обогащение и возвышение вождя за счет военной добычи; 3) запись устных правовых обычаев (с которой начинается трансформация «обычного права» в королевские законы); 4) принятие такой религии, которая обеспечивает как прочные позиции и высокий авторитет правителя, так и высокий международный авторитет государства.

Изучение источника вплотную подводит к вопросу о крещении Хлодвига, который лучше всего рассматривать на материале соответствующей иллюстрации.

Работа с источником. Несколько вопросов к тексту источника поставлено в учебнике, но ответы на них далеко не исчерпывают познавательных возможностей этого во многих отношениях замечательного (пожалуй, и уникального) отрывка. На наш взгляд, наиболее эффективная работа с этим материалом может быть организована в рамках учебной ролевой игры (или ролевого чтения), в которой группа учащихся получает роли: епископа, его послов, Хлодвига, мятежного воина, еще нескольких воинов, участвующих в дележе добычи и потом в весеннем военном смотре (мартовском поле). Остальным учащимся можно предложить выступать в качестве жюри, оценивая, однако, не столько актерские качества участников, сколько достоверность их объяснений. Предварительно все ученики должны внимательно прочесть текст. Знакомясь с текстом, участники игры уже знают, какую роль каждый из них будет играть.

Прежде чем начнется игра, следует задать вопрос: когда мог произойти описанный в первой части источника эпизод? Факт раздела военной добычи, причем именно в Суассоне, подводит к ответу, что это произошло вскоре после битвы при Суассоне, при завоевании северной части Галлии. После этого разыгрываются сами эпизоды, описанные Григорием Турским. Для учителя, однако, главным является не само представление, а его последующее обсуждение. Желательно, чтобы в ходе обсуждения прозвучали, хотя бы с помощью наводящих вопросов, следующие идеи. В мирное время (каковым уже является момент раздела добычи в Суассоне) власть Хлодвига резко ограничена германскими племенными обычаями. Он имеет право на свою долю, но не вправе вмешиваться в раздел остальной добычи. Однако Хлодвиг (на тот момент язычник, но, видимо, уже присматривающийся к новой религии) снисходит к просьбе епископа и просит (требовать он не имеет права) выделить ему еще и пресловутую чашу. Он уже показал себя удачливым военачальником (и, как свидетельствуют его расправы с родственниками, беспощадным политиком), и воины готовы признать за ним гораздо больше прав на власть

и добычу, чем прежде. Вопрос о том, как это соотносится с их полноправием как членов племени, сначала замалчивается. Но пресловутый воин, рупор племенных ценностей (а с точки зрения рождающегося государства, конечно же, «завистливый и неумный»), срывает план Хлодвига, тот просто вынужден «снести обиду с кротостью и смирением». Иное дело мартовское поле. Военный смотр открывает «военный сезон», и здесь власть Хлодвига намного больше, ему легко найти предлог для расправы. Не исключено, что Хлодвиг осознанно или неосознанно просто воспользовался просьбой епископа, чтобы испытать на прочность прежние порядки, которые объективно уже менялись под воздействием новой реальности. Несмотря на отпор, полученный при дележе добычи, последнее слово осталось за ним.

Немного выходя за рамки источника, можно попросить «послов» озвучить их доклад «епископу» о том, что они видели в Суассоне, а «епископа» в нескольких словах выразить свое отношение к тому, что ему рассказали. Этот момент важен с точки зрения последующего изучения проблематики взаимоотношений церкви и государства.

Анализ игры или текущий контроль на следующем уроке можно провести по вопросам учебника, добавив более общие задания и вопросы: 1. Докажите, что у франков после завоевания Галлии происходил процесс перехода от родоплеменного устройства общества к государству. 2. Можно ли на основании эпизода с Суассонской чашей сделать прогноз о дальнейшем развитии отношений Хлодвига с церковью?

Работа с картой. Объем и характер обращения к карте на этом уроке могут быть различными. Обычно, если работа по карте в 5 классе проводилась активно, ребята легко и быстро вспоминают всю географическую номенклатуру, связанную с Римской империей: находят, показывают и называют саму Римскую империю, ее Западную и Восточную части, части света (Европу, Азию, Африку), на которых расположены их территории, Средиземное море, соединяющий его с Атлантическим океаном пролив Гибралтар и вдающиеся в него крупнейшие полуострова (Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия), Черное море, сухопутные границы Римской империи в Европе по рекам Рейну и Дунаю. Новыми названиями для части класса могут оказаться на этом уроке Северное и Балтийское моря, острова Великобритания и Ирландия, а также полуострова Скандинавия и Ютландия. На этом географическом фоне можно переходить к расселению и перемещениям германских племен: из предполагаемой исторической прародины германцев в Южной Скандинавии и Ютландии франки, саксы и вандалы переместились в леса между Рейном и Эльбой (Лабой), готы постепенно мигрировали в Северное Причерноморье, а юты и англы обосновались в Ютландии. Имеет смысл проследить европейскую часть маршрута гуннов, стронувших с места вестготов, а затем перейти к перемещениям основных германских племен: вестготов, вандалов, бургундов, англов и саксов, отмечая при этом события, известные детям из курса истории Древнего мира.

Вновь обратиться к карте целесообразно при работе над пунктом плана «Германские королевства», предложив детям найти и назвать эти королевства или для экономии времени наиболее важные из них: остготов, вестготов, вандалов и франков.

При работе с последним пунктом плана, посвященным франкам, имеет смысл обратиться к карте на с. 33 учебника, часть нагрузки которой относится ко времени Хлодвига. Следует предложить детям найти область первоначального расселения франков, пояснив при этом (в связи с Рейном) понятия «нижнее течение», «низовья», а затем найти территории, завоеванные при Хлодвиге, и место битвы при Суассоне, что позволит «привязать к местности» эпизод с Суассонской чашей.

Работа с иллюстрациями. В целом иллюстративный ряд к этому уроку прекрасно соотносится с проблемой отношений между римлянами и варварами-германцами, а значит, тоже имеет прямое отношение к проблематике «своих» и «чужих». В случае если дети в курсе истории Древнего мира знакомились с историей Стилихона, можно напомнить им его историю, если нет — кратко рассказать ее. Имеет смысл задать детям вопрос: видит ли художник Стилихона германцем (известно, что Стилихон был романизированным вандалом) или же римлянином (одежда и вооружение Стилихона свидетельствуют в пользу второго ответа)? При рассмотрении изысканных и великолепных по технике исполнения готских застежек для плаща можно кратко охарактеризовать сложность такой работы и спросить у школьников: как вы считаете, умели ли германцы создавать такие шедевры ювелирного искусства еще тогда, когда жили в глухих германских лесах, или же они научились этому, лишь войдя в контакты с античным миром? Иллюстрации дворца и мавзолея Теодориха в Равенне (с. 17) имеет смысл рассматривать одновременно. Можно предложить школьникам найти на обеих иллюстрациях черты римской архитектуры (полукруглые арки, а во дворце, кроме того, фронтон и колонны с капителями коринфского ордера). Можно спросить у детей, кажутся ли им уместными занавески между колоннами, и, подведя их к отрицательному ответу, рассказать им о «поругании памяти» Теодориха византийцами. Обращаясь к иллюстрации («Крещение Хлодвига»), можно спросить учащихся, кто на иллюстрации выполняет активное действие, а кто пассивен. Получив ответ (что действие выполняет тот, кто крестит, по отношению к тому, кого крестят), можно обратить внимание детей, что изображение крещения правителя всегда предполагает активную роль и высокое положение церкви. Целесообразно также обратить внимание учеников, что изображение отделено от события пятью веками, и спросить, почему спустя 500 лет (а на самом деле и гораздо позже) этот сюжет привлекал внимание и воспроизводился с такой скрупулезностью в деталях. В этой связи желательно обратить внимание учащихся на то, что имя Хлодвиг, хотя и сильно видоизмененное, существует во Франции и сейчас, причем довольно широко распространено. Более того, оно на протяжении тысячи лет было самым популярным именем французских королей (Хлодвиг — Хлудовикус — Людовик-Луи). Почему? Не потому, что он был крупным полководцем, завоевал большую часть Галлии и приказал записать обычаи франков. При всей важности этих его заслуг дело в том, что именно по его инициативе франки приняли христианство, причем не в виде арианства, как остальные германцы, а сразу в той форме, которая господствовала среди населения Западной Римской империи к моменту ее падения.

Справочный материал. В научной и особенно научно-популярной литературе, посвященной истории падения Западной Римской империи, история возвышения и падения Стилихона получала и получает самые разные, подчас противоположные оценки и интерпретации. Некоторые авторы, некритически воспроизводя обвинения, которые были предъявлены Стилихону еще в начале V в. теми, кто просто завидовал его влиянию, изображают его чуть ли не мелким интриганом, заботившимся исключительно о сохранении и расширении своей власти. Любые попытки объяснить мотивацию Стилихона исключительно своекорыстием и властолюбием не отменяют, на наш взгляд, главного: во-первых, окружение императора Гонория уничтожило в 408 г. последнего на тот момент представителя римской элиты, который был способен и воевать с Аларихом, и договариваться с ним; во-вторых, человек, происходивший из вполне романизированной семьи, представители которой служили Риму уже не первое поколение, был объявлен не заслуживающим доверия на основании своих вандальских корней.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 3160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru