Ключевые понятия и термины: централизация, аппарат управления,
Реконкиста, династическая уния, сословно-представительный орган, Католические
короли, подданные, аутодафе.
Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § … в учебнике и проверки
выполнения заданий в рабочей тетради; особенно важно актуализировать знания об
итогах Столетней войны для Англии и для Франции. Желательно также, чтобы дети
вспомнили материал о преследовании иудеев в Европе в XIV в. и об арабской
культуре в Испании, но это уместнее сделать не в начале урока, а при изучении
его последнего раздела.
План изучения нового материала: 1. Герцогство Бургундское:
возникновение и расцвет. 2. Людовик XI и Карл Смелый. 3. Война Алой и Белой
розы. 4. Завершение Реконкисты и объединение Испании. 5. Религиозная политика
Католических королей.
Комментарий. Материал урока включает историю трех стран, хотя и за
сравнительно ограниченный отрезок времени. Это создает определенные трудности
при работе, и потому особенно важно единство основной проблематики урока: он
наглядно иллюстрирует многообразие ответов разных государств Западной Европы на
вызовы времени. Кризисные явления XIV в. и Столетняя война сказались так или иначе на многих государствах,
однако в каждом случае общество и государство, сталкиваясь отчасти с разными,
но в любом случае серьезными проблемами, находили свои пути к выходу из
кризиса.
Во Франции, хотя в целом она и выиграла Столетнюю войну (Англия,
претендовавшая на французские земли и французскую корону, своего не добилась и
даже утратила Гиень, которую приобретение Кале не могло компенсировать),
королевская власть столкнулась на последнем этапе объединения страны с мощным
сопротивлением аристократической оппозиции. Очень показательно, что во главе
этой оппозиции выступило герцогство Бургундское, созданное в таком виде в XIV в. самой же французской
короной. Важно, однако, иметь в виду, что столетняя деятельность герцогов
Бургундских отнюдь не сводится к феодальному сепаратизму. Многие историки
полагают, что это был альтернативный вариант объединительных процессов; если бы
он возобладал, политическая карта Европы была бы иной.
Так или иначе победа над оппозицией позволила французским монархам
быстро завершить объединение страны и перейти к новой стадии ее централизации.
Не случайно некоторые историки усматривают уже в деятельности Людовика XI черты абсолютизма (хотя в
целом в историографии преобладает сейчас более узкое понимание этого термина, и
его начало относят обычно к гораздо более позднему времени).
Англия, проиграв Столетнюю войну, неизбежно должна была столкнуться с
обострением внутренней борьбы; недееспособность короля Генриха VI лишь усугубила эту ситуацию.
Тем не менее,
Англия во второй половине XV в. шла к торжеству королевской власти иначе, чем
Франция, но столь же неуклонно. И в конце Войны Алой и Белой розы с точки
зрения направления развития страны было не так важно, кто именно, Ричард III или Генрих VII, утвердится у власти после того, как закончится
война.
Материал по истории Испании очень важен с точки зрения проблемы
вариативности государственного развития, поскольку династическая уния
представляет собой иной по сравнению с Англией или Францией путь объединения
страны. В то же время исторический опыт Испании конца XV в. очень показателен для понимания проблематики
терпимости и нетерпимости, оппозиции «свой» — «чужой», роли религиозных
противоречий для развития государства и общества. Религиозные преследования
оказались важнейшим фактором, влиявшим на стабильность или нестабильность в
обществе и государстве; их воздействие (преимущественно негативное) на
последующее развитие страны было очень значительным.
1—2. Вопросы о возникновении и расцвете Бургундского герцогства и о
борьбе
Людовика XI с Карлом Смелым
целесообразно рассматривать в процессе работы с источником, картой и
иллюстрациями. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу.
Вопросы для сравнения
|
Карл Смелый
|
Людовик XI
|
Владения
|
|
|
Цели в политике
|
|
|
Методы в политике
|
|
|
Отношение к рыцарским идеалам
|
|
|
Итоги правления
|
|
|
Сравнение Карла с Людовиком любопытно и с точки зрения проблематики
репрезентации власти: бургундские герцоги, и прежде всего Карл Смелый, видели в
подчеркивании роскоши и пышности придворного церемониала важное средство
повышения своего статуса, в то время как Людовик, власть которого теоретически
не нуждалась в дополнительном обосновании, но который при этом все время ощущал
недостаток денежных средств, был предельно скромен в одежде и церемониале.
3. Обсуждение темы желательно
начать с поиска учениками ответов на вопросы: чем отличалась Война Алой и Белой
розы от борьбы между Карлом Смелым и Людовиком XI? (Отличий много, но главное то, что в первом случае речь шла о попытке
Бургундии, а за ней и других феодальных владений сохранить свою обособленность
от королевской власти, во втором — кто именно и на каких условиях будет править страной, которая давно уже
объединена.) Были ли сходство и различие в результатах событий в Англии и во
Франции? (Здесь можно вспомнить, в частности, тот факт, что в ходе Войны Алой и
Белой розы почти вся английская родовитая аристократия была уничтожена, что
позволило королевской власти заполнить «социальный вакуум» новой аристократией,
всем обязанной королевской власти; благодаря этому первые Тюдоры смогли резко
усилить свою власть. Во Франции большая часть аристократических родов не
пресеклась, и королевская власть не имела такого ресурса.) Такую работу можно
организовать прямо на уроке, а можно предложить одному или нескольким ученикам
дома заранее найти ответ и подготовить об этом краткое сообщение.
4—5. Работу лучше организовать с помощью схемы, которую можно раздать
учащимся частично заполненной и неозаглавленной; они должны, опираясь на
учебник, заполнить схему до конца и озаглавить ее. Вполне возможно, например,
оставить пустыми клеточки «Завоевание Гранады», «Введение инквизиции»,
«Изгнание иудеев».
Работа с источником. Источник представляет собой два отрывка из
«Мемуаров» крупнейшего историка конца XV в. Филиппа де Коммина, посвященные Карлу Смелому и Людовику XI. Хотя характеристики Коммина
субъективны, он прекрасно знал обоих своих героев и отличался острым и глубоким
умом. Вопросы к источнику, сформулированные в учебнике, вполне достаточны для
его обсуждения.
Работа с картой. При работе с картой можно предложить детям оценить,
насколько сложным было положение Людовика XI в момент его вступления на престол и каковы были
преимущества и недостатки владений его главного противника — герцога Бургундского.
На карте отчетливо видно, что владения французского короля были достаточно
велики, но разбросаны, что владения прочих французских феодалов в совокупности
превосходили королевский домен, что держава герцогов Бургундских включала
обширные и богатые земли, частично входившие в состав Французского королевства,
но большей частью в состав Священной Римской империи. Такая ситуация была
удобной для герцогов и позволяла им лавировать, оставляя максимум свободы для
маневра. Таким образом, карта свидетельствует в пользу того, что объективно
поражение Карла Смелого отнюдь не было предрешено.
Работа с иллюстрациями. Иллюстративный ряд к параграфу содержит прежде
всего портреты основных действующих лиц. Изображения гробницы Филиппа Храброго
и кубка Филиппа Доброго ярко иллюстрируют роскошь бургундского двора.
Справочный материал. Филипп де Коммин (1447—1511), автор знаменитых «Мемуаров»,
происходил из знатного рода и с юношеских лет находился на службе у Карла
Смелого, став одним из его доверенных советников. Постепенно он все отчетливее
осознавал слабые стороны герцога и к тому же не раз пострадал от его
вспыльчивости и грубости (однажды тот даже ударил своего советника сапогом по
лицу). Во время переговоров Карла с Людовиком в 1468 г. последний произвел на
Коммина сильнейшее впечатление своим проницательным умом и трезвой
расчетливостью. Посулив Коммину прочное положение при своем дворе и
материальные блага, король привлек его на свою сторону, и в 1472 г. тот бежал к
Людовику, став его незаменимым советником по всем делам, связанным с
Бургундией. Но после победы над Карлом Смелым король охладел к своему
советнику, перестал ему доверять и убрал с первых ролей. Отстраненный от дел,
Коммин в конце XV в. (точнее, в 1489—1498 гг.) написал (а скорее, продиктовал)
свои мемуары. Глубже других авторов своей эпохи он проник в скрытые пружины
политики, характеризуя исторические события глубоко и всесторонне. Он старался
понять объективные причины событий, прокладывая тем самым пути для последующего
развития исторической мысли. В то же время, желая оправдать свою измену
герцогу, он был заведомо необъективен в освещении борьбы Людовика XI с Карлом Смелым. |