Среда, 08.04.2020, 23:35                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

МЕНЮ САЙТА


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА



ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ТОРЖЕСТВУ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ"
22.09.2012, 16:08

Ключевые понятия и термины: централизация, аппарат управления, Реконкиста, династическая уния, сословно-представительный орган, Католические короли, подданные, аутодафе.

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § в учебнике и проверки выполнения заданий в рабочей тетради; особенно важно актуализировать знания об итогах Столетней войны для Англии и для Франции. Желательно также, чтобы дети вспомнили материал о преследовании иудеев в Европе в XIV в. и об арабской культуре в Испании, но это уместнее сделать не в начале урока, а при изучении его последнего раздела.

План изучения нового материала: 1. Герцогство Бургундское: возникновение и расцвет. 2. Людовик XI и Карл Смелый. 3. Война Алой и Белой розы. 4. Завершение Реконкисты и объединение Испании. 5. Религиозная политика Католических королей.

Комментарий. Материал урока включает историю трех стран, хотя и за сравнительно ограниченный отрезок времени. Это создает определенные трудности при работе, и потому особенно важно единство основной проблематики урока: он наглядно иллюстрирует многообразие ответов разных государств Западной Европы на вызовы времени. Кризисные явления XIV в. и Столетняя война сказались так или иначе на многих государствах, однако в каждом случае общество и государство, сталкиваясь отчасти с разными, но в любом случае серьезными проблемами, находили свои пути к выходу из кризиса.

Во Франции, хотя в целом она и выиграла Столетнюю войну (Англия, претендовавшая на французские земли и французскую корону, своего не добилась и даже утратила Гиень, которую приобретение Кале не могло компенсировать), королевская власть столкнулась на последнем этапе объединения страны с мощным сопротивлением аристократической оппозиции. Очень показательно, что во главе этой оппозиции выступило герцогство Бургундское, созданное в таком виде в XIV в. самой же французской короной. Важно, однако, иметь в виду, что столетняя деятельность герцогов Бургундских отнюдь не сводится к феодальному сепаратизму. Многие историки полагают, что это был альтернативный вариант объединительных процессов; если бы он возобладал, политическая         карта  Европы         была  бы       иной.

Так или иначе победа над оппозицией позволила французским монархам быстро завершить объединение страны и перейти к новой стадии ее централизации. Не случайно некоторые историки усматривают уже в деятельности Людовика XI черты абсолютизма (хотя в целом в историографии преобладает сейчас более узкое понимание этого термина, и его начало относят обычно к гораздо более позднему времени).

Англия, проиграв Столетнюю войну, неизбежно должна была столкнуться с обострением внутренней борьбы; недееспособность короля Генриха VI лишь усугубила эту ситуацию. Тем не менее, Англия во второй половине XV в. шла к торжеству королевской власти иначе, чем Франция, но столь же неуклонно. И в конце Войны Алой и Белой розы с точки зрения направления развития страны было не так важно, кто именно, Ричард III или Генрих VII, утвердится у власти после того, как закончится война.

Материал по истории Испании очень важен с точки зрения проблемы вариативности государственного развития, поскольку династическая уния представляет собой иной по сравнению с Англией или Францией путь объединения страны. В то же время исторический опыт Испании конца XV в. очень показателен для понимания проблематики терпимости и нетерпимости, оппозиции «свой» — «чужой», роли религиозных противоречий для развития государства и общества. Религиозные преследования оказались важнейшим фактором, влиявшим на стабильность или нестабильность в обществе и государстве; их воздействие (преимущественно негативное) на последующее развитие         страны          было  очень значительным.

1—2. Вопросы о возникновении и расцвете Бургундского герцогства и о борьбе

Людовика XI с Карлом Смелым целесообразно рассматривать в процессе работы с источником, картой и иллюстрациями. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу.

Вопросы для сравнения

Карл Смелый

Людовик XI

Владения

 

 

Цели в политике

 

 

Методы в политике

 

 

Отношение к рыцарским идеалам

 

 

Итоги правления

 

 

Сравнение Карла с Людовиком любопытно и с точки зрения проблематики репрезентации власти: бургундские герцоги, и прежде всего Карл Смелый, видели в подчеркивании роскоши и пышности придворного церемониала важное средство повышения своего статуса, в то время как Людовик, власть которого теоретически не нуждалась в дополнительном обосновании, но который при этом все время ощущал недостаток денежных средств, был предельно скромен в одежде и церемониале.

3. Обсуждение темы желательно начать с поиска учениками ответов на вопросы: чем отличалась Война Алой и Белой розы от борьбы между Карлом Смелым и Людовиком XI? (Отличий много, но главное то, что в первом случае речь шла о попытке Бургундии, а за ней и других феодальных владений сохранить свою обособленность от королевской власти, во втором кто именно и на каких условиях будет править страной, которая давно уже объединена.) Были ли сходство и различие в результатах событий в Англии и во Франции? (Здесь можно вспомнить, в частности, тот факт, что в ходе Войны Алой и Белой розы почти вся английская родовитая аристократия была уничтожена, что позволило королевской власти заполнить «социальный вакуум» новой аристократией, всем обязанной королевской власти; благодаря этому первые Тюдоры смогли резко усилить свою власть. Во Франции большая часть аристократических родов не пресеклась, и королевская власть не имела такого ресурса.) Такую работу можно организовать прямо на уроке, а можно предложить одному или нескольким ученикам дома заранее найти ответ и подготовить об            этом   краткое         сообщение.

4—5. Работу лучше организовать с помощью схемы, которую можно раздать учащимся частично заполненной и неозаглавленной; они должны, опираясь на учебник, заполнить схему до конца и озаглавить ее. Вполне возможно, например, оставить пустыми клеточки «Завоевание Гранады», «Введение инквизиции», «Изгнание иудеев».

                                                      

Работа с источником. Источник представляет собой два отрывка из «Мемуаров» крупнейшего историка конца XV в. Филиппа де Коммина, посвященные Карлу Смелому и Людовику XI. Хотя характеристики Коммина субъективны, он прекрасно знал обоих своих героев и отличался острым и глубоким умом. Вопросы к источнику, сформулированные в учебнике, вполне достаточны для его обсуждения.

Работа с картой. При работе с картой можно предложить детям оценить, насколько сложным было положение Людовика XI в момент его вступления на престол и каковы были преимущества и недостатки владений его главного противника — герцога Бургундского. На карте отчетливо видно, что владения французского короля были достаточно велики, но разбросаны, что владения прочих французских феодалов в совокупности превосходили королевский домен, что держава герцогов Бургундских включала обширные и богатые земли, частично входившие в состав Французского королевства, но большей частью в состав Священной Римской империи. Такая ситуация была удобной для герцогов и позволяла им лавировать, оставляя максимум свободы для маневра. Таким образом, карта свидетельствует в пользу того, что объективно поражение Карла Смелого            отнюдь          не было предрешено.

Работа с иллюстрациями. Иллюстративный ряд к параграфу содержит прежде всего портреты основных действующих лиц. Изображения гробницы Филиппа Храброго и кубка Филиппа Доброго ярко иллюстрируют роскошь бургундского двора.

Справочный материал. Филипп де Коммин (1447—1511), автор знаменитых «Мемуаров», происходил из знатного рода и с юношеских лет находился на службе у Карла Смелого, став одним из его доверенных советников. Постепенно он все отчетливее осознавал слабые стороны герцога и к тому же не раз пострадал от его вспыльчивости и грубости (однажды тот даже ударил своего советника сапогом по лицу). Во время переговоров Карла с Людовиком в 1468 г. последний произвел на Коммина сильнейшее впечатление своим проницательным умом и трезвой расчетливостью. Посулив Коммину прочное положение при своем дворе и материальные блага, король привлек его на свою сторону, и в 1472 г. тот бежал к Людовику, став его незаменимым советником по всем делам, связанным с Бургундией. Но после победы над Карлом Смелым король охладел к своему советнику, перестал ему доверять и убрал с первых ролей. Отстраненный от дел, Коммин в конце XV в. (точнее, в 1489—1498 гг.) написал (а скорее, продиктовал) свои мемуары. Глубже других авторов своей эпохи он проник в скрытые пружины политики, характеризуя исторические события глубоко и всесторонне. Он старался понять объективные причины событий, прокладывая тем самым пути для последующего развития исторической мысли. В то же время, желая оправдать свою измену герцогу, он был заведомо необъективен в освещении борьбы Людовика XI с Карлом Смелым.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1251 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС



ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


УРОКИ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2020
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru