Среда, 24.04.2024, 12:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "СТОЛЕТИЕ БЕДСТВИЙ"
22.09.2012, 16:14

Ключевые понятия и термины: эпидемия, мор, ростовщичество, погром, гетто, репрессии, лично свободный крестьянин, денежный оброк, наемный работник.

Текущий контроль. Можно провести в форме ответов на вопросы к § 19 и главе VII в учебнике и проверки выполнения заданий в рабочей тетради.

План изучения нового материала: 1. «Черная смерть». 2. Поиски виновных. 3. Крестьяне и сеньоры после «Черной смерти». 4. Жакерия. 5. Восстание Уота Тайлера.

Комментарий. Тема урока в наибольшей степени связана с проблемой «своих» и «чужих». Здесь важно показать, как могут запускаться «механизмы отчуждения» (причем до такой степени, что это приводит к взрывам взаимной ненависти и массовой гибели людей). На первый взгляд спусковым крючком длительно копившегося непонимания и ненависти, как этнорелигиозной, так и социальной, послужили демографическая катастрофа, связанная с «Черной смертью», и начавшаяся Столетняя война. Но эти лежащие на поверхности причины не могут полностью заслонить того факта, что нарушение хрупкого равновесия между сословиями и религиозными общностями и рост взаимного отчуждения ничуть не в меньшей мере вызваны развитием товарно-денежных отношений внутри натурального хозяйства, разрушившим и прежние патриархальные отношения крестьян и сеньоров, и более или менее терпимое отношение к иноверцам. В изменившихся условиях государство и общество должны были по-новому выстраивать механизмы регулирования; там, где это не сразу удавалось, лилась кровь.

1. Изучение разноплановых факторов, приведших к возникновению в середине XIV в. самой страшной за всю историю Европы эпидемии чумы, можно построить в форме обсуждения заготовки схемы, ячейки которой заполнены перечнем разнообразных факторов, а причинно-следственные связи между ними предстоит выявить, доказать и графически отобразить в виде стрелок ученикам. Они же и озаглавят готовую схему.

2. Материал об обострении религиозной розни и ненависти к иудеям в Европе XIV в. целесообразно изучить в ходе беседы. Учитель спрашивает: почему во время бедствий и эпидемий обостряется религиозная рознь? Докажите, что не «Черная смерть» была главной причиной антииудейских настроений в Европе. Почему во многих странах Западной Европы религиозная ненависть по отношению к иудеям проявлялась в XIV в. более остро, чем по отношению к мусульманам? Источником обсуждаемой информации может быть как текст учебника, так и рассказ  учителя.

                                                                     

3. Обсуждение причин обострения отношений крестьян и сеньоров в результате демографической катастрофы, вызванной «Черной смертью», можно начать с вопроса: считаете ли вы логичной следующую причинно-следственную цепочку:

Сокращение числа рабочих рук после «Черной смерти»

 

Запрет наемным работникам требовать большую плату за свой труд

 

Попытки сеньоров остановить личное освобождение крестьян и даже вернуть барщину в условиях продолжающегося развития товарно-денежного хозяйства

Какими причинами может быть вызвано возникновение такой противоестественной ситуации? Какими обострениями она чревата? Получат ли сеньоры желаемую выгоду, если им удастся вернуть барщину и тем самым избежать растущих расходов на оплату наемных работников? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответ: крестьяне, занятые на барщине, даже если не взбунтуются, не смогут приносить денежный оброк, без которого сеньору уже трудно обходиться.) Что будет, если к этой ситуации добавятся тяготы затяжной войны? Дайте прогноз реакции крестьян на войну для двух разных ситуаций: 1) Чем будут больше всего недовольны крестьяне той страны, на территории которой ведутся военные действия? 2) Что может вызвать недовольство крестьян той страны, которая длительное время ведет военные действия на чужой территории?

4—5. Материал по Жакерии и восстанию Уота Тайлера целесообразно изучать параллельно в форме выполнения задания 4 к § 20 рабочей тетради (заполнение сравнительной таблицы). Задание может выполняться индивидуально или в группах с последующим обсуждением результатов работы. В процессе заполнения таблицы можно обратиться также к тексту источника и к карте.

Вопросы для сравнения

Жакерия (1358)

Восстание Уота Тайлера (1381)

Причины восстания

 

 

Даты

 

 

Руководители

 

 

Территория восстания

 

 

Цели восставших

 

 

Состав участников

 

 

Причины поражения

 

 

Последствия

 

 

Заполнение графы «Причины поражения» позволит выявить несоответствие, возникшее именно в этот период во взаимном восприятии представителей разных сословий: «трудящиеся» уже поднялись до осознания своего равного с высшими сословиями человеческого достоинства, а рыцари еще воспринимают крестьян и горожан как «чужих», людей другого сорта, по отношению к которым необязательно выполнение рыцарского слова. Способность восставших взглянуть поверх сословных барьеров наглядно  демонстрирует текст источника.

Работа с источником. Жан Фруассар (ок. 1337—после 1404), французский хронист и поэт, много путешествовал, служил при дворе английского короля, затем у французских аристократов. В «Хрониках» он отразил события 1327—1400 гг., и прежде всего Столетней войны, восхваляя подвиги рыцарей обеих враждующих стран и в то же время резко осуждая народные движения, в частности Жакерию. Приведенный отрывок хроники Фруассара позволяет проследить, что, хотя основанием для выступления крестьян в Англии стало повышение налогов, среди причин их недовольства явственно заметен протест против своего сословного неравноправия и сомнения в справедливости разделения общества на сословия. Отчетливо прослеживается общечеловеческое личностное самосознание участников выступления; даже столь важная причина, как повышение налогов, отступает на второй план. Автор источника демонстрирует явное непонимание новых черт во взглядах восставших. Главный вопрос, который следует обсудить с детьми при работе с источником: чем грозит обществу ориентация высших слоев на узкосословные ценности, когда низшие уже в большей степени ориентированы на общечеловеческие? (Ответ: нестабильностью и социальными взрывами.)

Работа с картой. Основное, что можно предложить детям проследить по карте: существует ли взаимосвязь региона крестьянских выступлений и театра военных действий? Отчасти она может быть прослежена на территории к северу и северо-западу от Парижа. О чем свидетельствует столь значительная территория, затронутая обоими восстаниями? (Ответ: оба восстания были вызваны глубокими причинами, которые затрагивали            крестьян,      живших в разных регионах.)

Работа с иллюстрациями. В связи с изображением толедской синагоги уместно обратить внимание детей на то, что в целом Испания долгое время отличалась веротерпимостью (и при арабах, и сначала при христианах), но как раз в XIV в. ситуация в этом отношении резко изменилась к худшему (тем самым предварительно вводится небольшой сюжет из урока 23). В связи с гравюрой со сжигаемыми заживо иудеями может быть поставлен вопрос: какие «благие» цели могли ставить себе власти, преследуя иноверцев? (Ответ: достижение единства народа, общества и за счет этого укрепление стабильности.) Достигались ли эти цели такими методами?

При работе с иллюстрацией «Расправа с восставшими жаками» можно обратить внимание учеников на то, что горожане были настолько солидарны с крестьянами, что сами открыли им ворота (хотя это могло привести к разграблению домов не только скрывающихся сеньоров, но и горожан). Иллюстрация на с. 197 демонстрирует, что восставшие во главе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом подчеркивают свой патриотизм и следование общегосударственным интересам (о чем свидетельствуют знамена, под которыми они выступают). Это еще раз говорит о том, что восставшие поднялись над узкосословными требованиями.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1493 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru