Ключевые понятия и термины: арбалетчики, контратака, огнестрельное
оружие, дофин, партизанская война.
Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 20
учебника и проверки выполнения заданий по рабочей тетради.
План изучения нового материала: 1. Причины войны и союзники сторон. 2.
Успехи англичан. 3. Франция на краю гибели. 4. Жанна д'Арк и спасение Франции.
Комментарий. Тема урока, как правило, вызывает повышенный интерес
детей: мальчиков привлекает описание военных действий, девочек — подвиг Жанны
д'Арк. Урок, с одной стороны, содержит довольно много фактов и дат, с другой
стороны, по- своему очень важен с точки зрения сквозных тем курса. Во-первых,
он тесно связан с проблематикой развития государства (в его внешнеполитических
и военных аспектах), во- вторых, здесь по-новому встает тема «своих» и «чужих».
В начале войны рыцари враждующих стран, несмотря на жестокие сражения, воспринимали
друг друга как «своих». При этом французы, с их гипертрофированными рыцарскими
представлениями, готовы были воспринимать как «чужих» французских же
простолюдинов-арбалетчиков, которых, наступая, без малейших колебаний и
угрызений совести топтали лошадьми. Мирные французы, пока война не подходила к
их порогу, относились к ней достаточно равнодушно. К концу войны, а точнее, со
времени Жанны д'Арк, ситуация кардинально изменилась (впрочем, эти изменения
предвосхищала партизанская борьба французов и деятельность Бертрана Дюгеклена).
Сам феномен Жанны показывает, что война стала народной; патриотизм, рождающееся
общегосударственное самосознание становятся все более значимым фактором успехов
французов. У англичан, казалось бы, сознание своей общности к началу войны было
развито гораздо больше, чем у французов, что проявилось в согласованных,
«партнерских» действиях всех воинов, и рыцарей, и простолюдинов, и во многом
обеспечило первоначальные успехи англичан. Однако цель, которую Англия пыталась
достичь во Франции, ее притязания тяготели к прошлому и были обречены на
конечную неудачу.
1. Изучение причин войны можно провести в форме групповой работы. Класс
делится на две группы. Первая группа сформулирует причины войны со стороны
Англии, а вторая — со стороны Франции. Учитель следит за тем, чтобы были
упомянуты все основные причины войны (династические притязания Англии,
стремление Франции завершить объединение страны, а Англии восстановить
Анжуйскую державу, столкновение интересов во Фландрии, надежды рыцарей обеих
стран на военную добычу). При рассмотрении вопроса о союзниках Англии и Франции
можно раздать детям заготовку таблицы, в которой правая и левая части оставлены
пустыми. Учащиеся самостоятельно заполняют их.
Союзники Англии и Франции в Столетней войне
Священная
|
А
|
|
Ф
|
Папство
|
Римская империя
|
Н
|
|
Р
|
|
|
Г
|
|
А
|
|
Арагон
|
Л И
|
|
Н
|
Кастилия
|
Фландрия
|
Я
|
|
Ц
И
|
Шотландия
|
|
|
|
Я
|
|
При работе со схемой следует пояснить детям, что союзники нередко
выступали не за одну из сторон, а против другой, что если какая-либо страна
поддерживала одну сторону, то ее противница — другую. Другой вариант изучения
темы союзников.
2. Основные датированные
факты по ходу войны, от ее объявления до прекращения военных действий (их в
тексте параграфа 11), можно предложить детям внести в таблицу, состоящую из
двух граф: в левой графе — дата, в правой — название события (как это
предлагает и задание 4 к § 21 в рабочей тетради). Задачу можно усложнить,
предложив выделить в ходе войны несколько периодов и указать, к какому из них
относится каждое из событий. (Обычно историки выделяют первый период— успехи
англичан до 1360 г., второй — успехи французов в 1360—1380-е гг., затем долгое
перемирие, третий — 1415—1428 гг. —
новые успехи англичан, четвертый — 1429—1453 гг. — перелом в ходе войны и ее
завершение.) Ход военных действий прослеживается по карте. Обсуждая причины
военных побед англичан, можно предложить одной группе учеников охарактеризовать
сильные стороны французской армии, другой группе — английской армии. Остальные
ученики оценивают, чья позиция является более убедительной, и все вместе
подводят итоги.
3. Критическую ситуацию, в
которой оказалась Франция к 1429 г., уместно обсудить в ходе ответа на вопрос 4
к § 21 учебника: когда Франции угрожала большая опасность — после поражения при
Пуатье или после поражения при Азенкуре и договора 1420 г.? С военной точки
зрения ситуация была сопоставима, но политически ситуация во втором случае была
не в пример хуже (союз Англии с Бургундией, контроль англичан над Парижем,
трудности с признанием дофина Карла королем, поскольку он не мог короноваться в
Реймсе). Традиционная рыцарская война, в которой Франция пыталась возобладать
над соперником, привела ее в тупик. Чтобы добиться перелома, нужны были
перемены в организации войны и патриотический подъем.
4. Работу над этой темой
лучше всего организовать с опорой на источник, карты и иллюстрации к параграфу.
Следует подчеркнуть огромную важность двух побед Жанны: снятия осады с Орлеана
(своего рода «психологический» перелом, после которого французы поверили в
возможность победы) и коронации дофина Карла в Реймсе, снявшей для французов
все сомнения в его праве именоваться королем.
Работа с источником. Источник представляет собой отрывок из письма,
которое Жанна д'Арк, простая крестьянка, нарушая не просто этикет, а все
сословные градации, написала английскому королю. Как и деятельность Жанны д'Арк
в целом, это письмо — очень яркое свидетельство складывания во Франции
общегосударственного самосознания, перед которым отступают сословные
ограничения. Можно предложить детям определить, в какой период времени могло
быть написано такое письмо (самое раннее — апрель
1429 г., когда Жанна с армией
выступила к Орлеану, самое позднее — май 1430 г., когда Жанна попала в плен;
фактически же именно первая дата).
Работа с картой. Трудность заключается в том, что на одной и той же
карте отражены события за более чем столетний период. Важно пояснить детям, что
фактически нагрузка карты делится на 2 части, первая из которых соответствует
разделу 2 параграфа (нижняя легенда), а вторая — разделам 3 и 4 (верхняя
легенда). Сначала надо разобраться с событиями, описанными в разделе 2, и лишь
затем переходить к остальной нагрузке карты.
Работа с иллюстрациями может быть построена по принципу
противопоставления геральдических символов английских и французских королей —
леопардов и лилий, хотя более очевидно их сочетание в гербах Плантагенетов по
причине притязаний английских королей на французский трон. Противопоставление
англичан и французов в изображении битвы при Креси не сводится к геральдике:
английским лучникам противостоят французские арбалетчики. В то же время можно
задать детям вопросы: если бы не различия в гербах и вооружении, можно было бы
определить, кто где? Чью сторону представляет художник? (Ответ: понять это
невозможно, поскольку для художника (как и для многих тогдашних авторов хроник,
в частности того же Фруассара) рыцари обеих сторон равно «свои».) Таким
образом, приведенный в учебнике изобразительный материал по начальному периоду
войны не выявляет черт общегосударственного самосознания.
У детей часто вызывает интерес изображение пушек; важно подчеркнуть,
что в это время они использовались не в полевых сражениях, а лишь при осаде и
обороне крепостей. Среди иллюстраций, связанных с периодом перелома и
завершения войны, привлекает внимание своим эмоциональным накалом сцена казни
Жанны д'Арк. |