Ключевые понятия и термины: славяне: южные, западные, восточные;
самоназвание, общественный строй, племенное устройство, миссионеры, глаголица,
кириллица.
Текущий контроль. Помимо вопросов и заданий из методического аппарата
учебника и рабочей тетради уместно задать вопросы, связанные с историей и культурой
Византии, но нацеленные на изучение нового материала, например: какие черты
Византийской цивилизации могли казаться привлекательными соседним славянским
народам? Какие из этих черт они могли пытаться перенять? Что, наоборот, могло
вызвать у них негативное отношение? Попробуйте дать прогноз, как могла бы
отреагировать Византия, если бы князь некоей территории, которая никогда не
входила в состав Римской империи (а значит, Византия на присоединение его
земель не претендовала), обратился с просьбой прислать для его народа учителя,
способного проповедовать христианство на его языке.
План изучения нового материала: 1. Истоки истории славян. 2. Великая
Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. 3. Болгарское царство. 4. Чехия. 5. Польша.
Комментарий. Проблематика урока связана с важнейшими сквозными темами
всего курса истории Средних веков: «свои» и «чужие», ассимиляция, государство
(в том числе переход от родоплеменных отношений к государственным,
функционирование и репрезентация власти). В то же время материал истории
славянских народов VII—XI вв. показывает тесную связь религии и политики, огромное влияние
принятия христианства на государственное развитие страны. Крещение могло
оказаться мощным орудием в руках как двух империй, стремившихся дополнить свое
церковное главенство над славянскими странами политическим влиянием или даже
прямым подчинением, так и славянских стран, отстаивавших свою свободу. В рамках
внутрипредметных связей следует отметить особую важность этой темы для курса
отечественной истории.
1. На материале ранней
истории славян в учебнике вводится важный термин «самоназвание». Общее
самоназвание наряду с коллективной исторической памятью — важнейшие признаки
формирования любой групповой идентичности. В остальном в этом разделе следует
сосредоточить основное внимание на двух моментах: разделение славян на три
ветви и изменения в их общественном устройстве. Отрабатывая первый из них,
желательно занести в тетрадь таблицу, распределяющую славянские народы по трем
ветвям, или заполнить соответствующую схему в задании 1 к § 7 рабочей тетради.
Если учащиеся уже имеют представление об индоевропейском древе языков, следует
предложить им вспомнить место на нем славянских языков. Переходя ко второму
моменту, можно предложить учащимся прочитать соответствующий абзац учебника и
вспомнить, у каких народов на протяжении раннего Средневековья наблюдались те
же черты устройства, что и у славян (дети должны вспомнить германцев, норманнов
и венгров).
2. Рассказ о деятельности
Кирилла и Мефодия требует от учителя эмоционального накала и в то же время
оказывается в центре «силового поля» главных проблем учебника, объединяя в себе
проблематику государственности, религии и культуры. С одной стороны, для
Великой Моравии создание собственного, славянского алфавита стало мощным
орудием в борьбе за сохранение своего языка и национальной культуры. С другой
стороны, деятельность Кирилла и Мефодия стала символом единства наднациональной
славянской книжной культуры. Важно подчеркнуть, что, хотя Кирилл и Мефодий
никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития
русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных
лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах. Желательно сравнить
глаголицу и кириллицу, используя иллюстрации. Говоря о крещении мораван,
следует начать заполнять в тетради таблицу «Принятие христианства славянскими
народами», которая бы включала дату, название страны, имя князя, принявшего
крещение, и название той страны, Византии либо Германии (Восточно-Франкского
королевства), которая выступила организатором
крещения и приобрела определенное влияние на вновь крещенную страну.
Затем в таблицу будут включены Болгария, Чехия, Польша. Заполнение таблицы
позволяет организовать работу учащихся с разной степенью их самостоятельности
на усмотрение учителя. Обязательно нужно обсудить с ребятами вопрос: что
приобрела страна, ее правитель и ее народ в результате принятия христианства?
3. Переходя к
возникновению Болгарии, следует акцентировать внимание учеников на том, что
растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству
династию и название, в славянской массе — результат не только численного
перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над
кочевниками-скотоводами. Можно спросить детей, какие еще примеры такого рода им
известны (отчасти — без противопоставления земледельцев скотоводам — это
сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или
норманнов среди французского населения Нормандии). Желательно отметить важную
роль принятия Симеоном царского титула; тем самым у учащихся еще раз отложится
в памяти, что изменения в титулатуре, как правило, отражают усиление
государства и власти его правителя. В этой связи можно вспомнить об
обстоятельствах, которые предшествовали принятию императорского титула Карлом
Великим или Оттоном I. В то же время нельзя не
вспомнить сюжет, связывающий историю Болгарии с историей России, — балканские
кампании Святослава.
4. При изучении данного
вопроса учащиеся продолжают заполнять таблицу «Принятие христианства
славянскими народами». Включение Чехии в состав Священной Римской империи, как
и включение Болгарии в состав Византии, приходится на XI в. Но если Чехии это не помешало остаться
процветающим и вполне самостоятельным государством, то для Болгарии это была
национальная катастрофа. Можно попробовать порассуждать с детьми, как объяснить
эти различия, обратив внимание на то, что Болгария располагалась на территориях,
когда-то входивших в состав Римской империи, и Византия издавна рассматривала
эти земли как свои, хотя не всегда имела ресурсы для их отвоевания. Не забудем
упомянуть и о принятии королевского титула, свидетельствовавшем об усилении
чешского князя.
5. Учащиеся заканчивают
заполнение таблицы. Как и в случае с Чехией, нужно отметить важность принятия
королевского титула. Можно спросить у детей, правитель какого еще европейского
государства принял примерно в это время королевский титул (Венгрия). В целом
изучение материала этого раздела лучше всего организовать при работе с
источником. Заслуживает упоминания связь с историей Руси, воплощенная в
династических браках и военных кампаниях Болеслава Храброго (он был тестем
князя Святополка Окаянного, совершал походы на Киев, сражался с Ярославом
Мудрым).
Работа с источником. Отрывок взят из «Хроники и деяний князей или
правителей польских», автора которой условно именуют Галлом Анонимом. Этот
первый известный труд по истории Польши был написан на латинском языке в начале
XII в. в Польше
неизвестным клириком иностранного происхождения. (Интересно, что именно в это
время были созданы и другие древнейшие сохранившиеся памятники национальной
историографии славянских стран — Повесть временных лет и «Чешская хроника»
Козьмы Пражского.) Описанная встреча произошла в 1000 г. во время паломничества
Оттона III в Гнезно к могиле Св. Адальберта, которого Оттон знал лично.
Приведенному тексту предшествует описание пышного приема, оказанного императору
польским князем. Среди историков продолжаются споры о том, как трактовать
увенчание Болеслава короной, о котором говорится в отрывке. Видимо, это все же
не было официальное принятие королевского титула, которое произошло лишь в 1025
г. Однако несомненным результатом этой встречи в Гнезно стало учреждение
первого польского архиепископства. Адальберт Пражский, известный также под
именем Войтех или Войцех (ок. 955—997), — знаменитый церковный деятель Чехии и
Польши. После того как он отправился проповедовать пруссам и был убит язычниками,
его останки выкупил Болеслав Храбрый. Адальберт-Войцех считается небесным
покровителем Польши. Отделение части останков святого для подарка или обмена
было в Средние века обычной практикой. «Пика Св. Маврикия» («Святое копье»),
которую Болеслав получил в обмен на руку Адальберта, —
одна из важнейших инсигний в Германии X—XI вв. Копье, в
действительности изготовленное в VIII или IX в., заключало в себе гвоздь из
Креста Господня и потому почиталось как христианская реликвия. Со временем его
отождествили одновременно с копьем Св. Маврикия (патрона императора) и с копьем
Лонгина, пронзившего распятого Христа. Болеславу в 1000 г. была передана копия
копья.
Для удобства анализа источника можно предложить детям разделить текст
на несколько частей и озаглавить их или же кратко, в одной фразе, изложить суть
каждой из них. Например: 1) император восхищен оказанным ему приемом; 2)
император увенчивает Болеслава короной; 3) Оттон и Болеслав обмениваются
реликвиями; 4) Оттон провозглашает Болеслава «братом и соправителем» и жалует
ему церковные права Империи в Польше. После такой процедуры сразу становится
очевидна «проболеславская» ориентация хрониста, что и понятно, учитывая
характер хроники. Казалось бы, тем самым очевиден ответ на первый вопрос к
тексту из учебника, но тут есть одна тонкость. Обычно увенчивает короной тот,
кто выше, того, кто ниже; то же относится к пожалованию прав. Тем самым Польша,
не входившая в Священную Римскую империю, официально как бы признавала
верховную власть императора, но реально это ни к чему Болеслава не обязывало.
Обмен христианскими реликвиями был важнейшим компонентом этой встречи, освящая
политические решения высшим религиозным авторитетом. Именно благочестивое
поведение Болеслава в отношении Адальберта, возможно, стало важным фактором в
решении вопроса об архиепископстве в Гнезно (в то время как Прага, прежде
рассматривавшаяся как первый претендент на этот статус, после изгнания из
города Адальберта была лишена такой возможности до XIV в.).
Работа с картой. Обращение к карте потребуется при изучении всех
разделов нового материала. Особенно важно уметь показывать территории, на
которых жили восточные, западные и южные славяне. Обращаясь к истории Великой
Моравии и Болгарии, следует не только проследить по карте их границы, но и задать
учащимся вопрос: как их географическое положение влияло на связи с более
сильными и развитыми соседями? Детям следует прийти к выводу, что Болгария в
силу своего географического положения должна была иметь тесные связи с
Византией, а Великая Моравия — с Восточно- Франкским королевством (в этой связи
ее попытка в противостоянии западным соседям опереться на Византию, хотя и была
оправдана тем обстоятельством, что Великая Моравия в любом случае ничего не
теряла, при всем культурном значении этого факта политически имела не самые
радужные перспективы). Желательно, чтобы дети оценили очень большие, по меркам
того времени, размеры этих государств. По карте учащиеся показывают
расположение Чехии и Польши в конце XI в. Важно акцентировать внимание детей на том, что Чехия, в отличие от
Польши, входила в состав Священной Римской империи.
Работа с иллюстрациями. Важно обратить внимание на иллюстрацию из
Радзивиловской летописи, поскольку это одна из самых ценных рукописей,
связанных с историей Древней Руси. Упомянув об уникальности миниатюр к этой
летописи, можно задать вопрос: почему в рукописи, посвященной истории Древней
Руси, изображены Кирилл и Мефодий, никогда на Руси не бывавшие? Это поможет
подчеркнуть значение деятельности Кирилла и Мефодия для всего славянского мира.
Переходя к двум следующим иллюстрациям, можно предложить учащимся сравнить
буквы глаголицы и буквы кириллицы (в краткой надписи на иллюстрации: «Крещение
болгар») и предложить сделать вывод, какой алфавит им кажется удобнее. |