Ключевые понятия и термины: университет, ректор, факультет, декан,
бакалавр, магистр, доктор, вагант, мистик, алхимия, астрология, схоластика,
логика.
Текущий контроль. Наряду с проверкой усвоения материала должен в данном
случае включать вопросы, позволяющие актуализировать знания детей о культуре и
образовании в раннее Средневековье: кто такие Отцы церкви? В чем заключалась
роль монастырей в развитии культуры? Как церковь относилась к античному
наследию? Что такое «семь свободных искусств»?
План изучения нового материала: 1. Средневековые школы и университеты.
2. Вера, разум и опыт в средневековой науке и богословии. 3. Схоластика.
Комментарий. Материал урока распадается на две части, первая из которых
посвящена организации системы университетского образования в средневековой
Западной Европе, а вторая — средневековой науке и философии, которая в данную
эпоху выступает, конечно же, прежде всего в форме богословия. Обеспечивая очень
высокий для своего времени уровень образования и в то же время свободы и
автономию для членов корпорации, университет был ответом на самые актуальные запросы
и даже вызовы своего времени. Именно поэтому он сыграл важнейшую роль в
развитии Запада и стал неотъемлемым институтом современного мира. Университет
органично включался в средневековый город и одновременно выходил за его рамки,
обслуживая все государство, обеспечивая, со своей стороны, его безопасность и
благоденствие и будучи «стражем христианского мира». Университет не просто
являет собой очень яркий пример средневековой общности, но сумел сохранить эти
корпоративные черты и передать их современному миру так, что они органично
вписались в него и продолжают во многом определять его развитие. С момента
возникновения университетов именно в них по преимуществу развивалась
философско-богословская и юридическая мысль Средневековья, ставились актуальные
и для Средневековья, и для любой другой эпохи проблемы соотношения веры, разума и опыта.
В развитии университетов, как и в истории средневековой культуры в
целом, одну из ключевых ролей играли античные традиции. Наряду с теми античными
авторами, которые оставались востребованы Средневековьем со времен Великого
переселения народов (хотя их наследие и приобретало по мере развития
средневековой культуры новое наполнение), существовали и другие, почти или
вовсе забытые на Западе, но спасенные от забвения в Византии или в Халифате.
Когда о них узнавали на Западе, по отношению к ним должна была проделываться
работа по их адаптации к христианству, тем более значительная, чем крупнее был
масштаб античного мыслителя. В этом плане самым значительным вызовом христианской
доктрине стало ознакомление европейских мыслителей со взглядами Аристотеля;
убедительный ответ на этот вызов дал философско-богословский синтез Фомы Аквинского.
1. Вспомнив в ходе текущего контроля, что из себя представляла система
школьного образования в раннее Средневековье, можно задать учащимся вопрос: как
вы думаете, как могла измениться система образования в эпоху расцвета
Средневековья? С помощью наводящих вопросов дети могут прийти к выводу, что
расширение знаний о мире, усложнение общественной жизни требовало школ более
высокого уровня, что для управления государством и Церковью требовались
квалифицированные теологи и юристы (комментируя возможные ответы учащихся о
важности экономического образования, можно уточнить, что экономика как
отдельная дисциплина еще не выделялась, но получить знания в этой области можно
было в процессе обучения теологии или праву). Такими школами более высокого
уровня и стали университеты. Хотя в 6 классе учащиеся редко задумываются о
поступлении в университет, это слово им, как правило, уже знакомо.
Целесообразно сразу же выяснить, как они его понимают, знают ли они, что такое
факультет, декан, бакалавр и т. д. Структуру средневекового университета лучше
всего представить в виде схемы, которую можно предложить детям заполнить и озаглавить (из
четырех надписей схемы вполне достаточно иметь на заготовке лишь одну).
Затем можно спросить учащихся: как вы думаете, похожи ли были занятия
средневековых студентов на ваше обучение в школе? В чем может быть сходство? В
чем различие? Завершая беседу о средневековых университетах, целесообразно
уделить немного времени поэзии вагантов, прочитать детям несколько ярких отрывков.
2—3. Материал этих разделов можно обобщить в таблицу, которую дети
должны самостоятельно заполнить и озаглавить.
Крупнейшие средневековые ученые, философы, богословы
Имя
|
Годы жизни
|
Основное содержание учения
|
Пьер Абеляр
|
1079—1142
|
Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и
полагаться не на авторитеты, а на свой разум
|
Бернар Клервоский
|
1090—1153
|
Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость
Божья может открыть людям тайны мироздания
|
Роджер Бэкон
|
ок.1214— после 1292
|
Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания,
предвидел многие изобретения и открытия будущего
|
Фома
Аквинский
|
1225/1226— 1274
|
Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде
множества цепочек строго логических рассуждений
|
В учебнике имеется необходимая информация за исключением дат жизни
Бэкона и Бернара Клервоского. В зависимости от наличия времени и возможностей
класса учитель определит, какие именно клеточки таблицы следует оставить для
заполнения ученикам.
Отдельного, хотя бы и краткого разговора заслуживают схоластика и
взгляды Фомы Аквинского. Более подробно достижения средневековой мысли можно
рассмотреть на примере взглядов Роджера Бэкона в ходе работы с источником.
Работа с источником. Приведенные отрывки, взятые из разных трудов
Бэкона, показывают его удивительную разносторонность и прозорливость, которые
могут вызвать у детей вопросы: насколько показательна эта фигура для
Средневековья? Много ли таких было?
Францисканец Роджер Бэкон, один из самых необычных мыслителей
Средневековья, был наиболее последовательным в то время теоретиком и практиком
экспериментальной науки. В ученых и богословских спорах того времени Бэкон был
своего рода белой вороной и не раз оказывался из-за этого в тюремном
заключении. Его основные труды: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье
сочинение», «Основы математики», «Основы естествознания», «Компендиум
философии», «Компендиум богословия».
Убежденный последователь Аристотеля и Ибн Сины, Бэкон не принимал
бесплодных, по его мнению, богословско-философских построений в духе Фомы
Аквинского и подчеркивал важность экспериментального естествознания для
укрепления веры. Он считал, что могущество и благополучие человека должны
возрасти в результате овладения тайнами природы. Выделяя три источника познания
— веру в авторитет, рассуждение и опыт, Бэкон считал, что самый достойный
авторитет недостаточен без разумного доказательства, но избавить ум от сомнения
и оно не может, а может лишь опыт. Впрочем, в понятие опыта Бэкон включал и
внутренний, духовный опыт (мистическое познание в акте Божественного озарения
истин веры и самого Бога). Высшей формой знания он считал богословие, а его
«корнями» — лингвистику, математику, физику и мораль. Много занимался
структурой научного знания, особое внимание уделяя оптике. В своих трудах он
предвидел множество открытий и изобретений, которые были сделаны позже (очки,
подзорная труба, домкрат, безопорный мост и т. д.), выдвинул идею необходимости
исправления юлианского календаря, описал смесь, предположительно являющуюся
порохом.
Работа с иллюстрациями. Позволит составить представление о великолепии
лучших средневековых университетов (на примере главного здания Саламанкского
университета), об обстановке на лекциях. Привлекают внимание изображения
Абеляра и Фомы Аквинского. При работе с иллюстрацией на с. 176 можно предложить
детям определить, к какой социальной группе принадлежат эти ученые (тонзуры
показывают, что по крайней мере двое из них монахи).
Справочный материал. «Сумма теологии» Фомы Аквинского, как и многие
другие средневековые трактаты, изложена в форме обсуждения вопросов, каждый из
которых построен по определенной, строго соблюдаемой схеме. В заглавии
формулируется тема вопроса, например: о десятине, о добродетели и т. д. Затем
кратко перечисляется, что именно будет рассматриваться в изложении данного
вопроса. В зависимости от числа таких более узких тем вопрос делится на
известное число разделов. Каждый из этих разделов, в свою очередь, делится на
четыре части. Сначала излагаются мнения, противоположные тому, которого
придерживается сам автор. До XIV в. не было обычая называть имен своих
оппонентов, и Фома приводит их мнения в безличной форме: «считается, что» и т.
д. После изложения аргументов своих противников схоласт приводит цитату из
авторитета, которую он считает решающей для выяснения вопроса. Эта вторая часть
начинается словами «но против». Затем Фома разъясняет значение приведенной
цитаты для обсуждения вопроса и делает из нее нужные ему выводы. Изложив свои
взгляды, он переходит к анализу приведенных им мнений своих противников. Так
как эти мнения тоже основаны на церковном авторитете, то опровержение состоит в
том, что доказывается неправильность сделанных из авторитета выводов. Эта схема
проведена Фомой Аквинским через сотни вопросов и тысячи их разделов «Суммы
теологии». |