Ключевые понятия и термины: античное наследие, базилика, неф, трансепт,
алтарь, апсида, купол, барабан, крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона,
иконопись, иконостас, книжная миниатюра, иконоборчество, иконопочитание.
Текущий контроль. Для текущего контроля можно использовать материалы из
методического аппарата учебника и задания 1—2, 4 к § 5 рабочей тетради. Особое
внимание следует уделить вопросам, связывающим материал § 5 и 6 (богатство и
материальные возможности Византии, репрезентация императорской власти). Кроме
того, желательно задать вопрос: если византийцы ощущали себя римлянами, то
какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать?
План изучения нового материала: 1. Античное наследие и христианство в
Византии. 2. Развитие византийского храма: базилика — купольная базилика (Св.
София) — крестово-купольный храм. 3. Храм как образ мира. 4. Мозаика, фреска,
икона.
Комментарий. Многие особенности культуры и искусства Византии вытекают
из особенностей ее политической истории, идеологии и самосознания византийцев,
рассмотренных на предыдущем уроке. Так, сохранение античных традиций в области
книжности и образования, приемов и технологий во всех видах архитектуры и
искусства напрямую связано с сохранением политической преемственности, но не
сводится к ней. Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в
полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей,
оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый
смысл. Произошла смена не столько технологий, сколько ценностных ориентиров
культуры и искусства. Осуждение «внешней» (по отношению к христианству)
языческой мудрости не сопровождалось резким отказом от способов и приемов ее
выражения, но прежний инструментарий риторики и философии, будучи приспособлен
для нужд богословия, тоже неизбежно видоизменился, и, что, может быть, еще
важнее, изменилось отношение носителей мудрости (теперь уже христианской) к
своему инструментарию. «Лучше косноязычно вещать истину, чем языком Платона
проповедовать ложь», — заявляет византийский автор IX в. Георгий Амартол,
написавший свою «Хронику» отнюдь не самым примитивным языком. Сходное переосмысление
античного наследия произошло и в архитектуре, и в изобразительном искусстве;
очень заметно оно, в частности, в равеннских мозаиках. Значительная часть
нового материала урока изучается с опорой на иллюстрации.
1. Обсуждение особенностей византийского варианта взаимодействия
античного наследия и христианства можно начать с вопроса: как вы думаете,
почему судьбы античного наследия на Западе и в Византии оказались различны?
Отвечая, учащиеся будут, опираясь на пройденный материал, строить собственные
умозаключения. Важно, чтобы глобальная причина различий — падение империи и
возникновение германских королевств на Западе и сохранение империи на Востоке —
была детализирована. Для этого может потребоваться дополнительный вопрос: что
конкретно означали варварские нашествия для античного культурного наследия?
(Ответ: массовое уничтожение памятников культуры и искусства; гибель или
бегство в глухие места ремесленников, ученых, художников; сокращение спроса в
обществе на «интеллектуальную» и «художественную» продукцию (варварские
«короли» и их приближенные, кроме, пожалуй, выросшего в Константинополе
Теодориха, очень нескоро стали такими же меценатами и заказчиками, как
императоры и римская знать; разоренное бесконечными войнами хозяйство просто не
могло прокормить прежнее количество людей, не связанных напрямую с
земледелием).) В Византии же, напротив, остались и неподражаемые образцы, и их
творцы, и спрос, и заказчики, и экономическая возможность содержать
«непроизводственную сферу». Следующий вопрос учащимся: в чем важность
сохранения традиций в сфере образования? Очень важно, что Византия сохранила
традиции светского образования и, что самое главное, они были востребованы.
Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника (государственный
аппарат по сравнению с германскими королевствами был чрезвычайно раздут), и к
церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение
в обществе.
2. Разговор о развитии
византийского храма целесообразно начать с вопроса: как вы думаете, формы храма
в первые века христианского зодчества были на Западе и на Востоке похожими?
Затем следует кратко охарактеризовать базилику, нарисовав на доске ее план.
Следующий шаг — объединение базилики с куполом — рассматривается по возможности
подробно на примере Св. Софии, при этом используются и текст параграфа, и
иллюстрации учебника, и текст источника. Переходя к появлению крестово-купольного
храма, можно воспользоваться схемами базилики и крестово-купольного храма в
задании 2 к § 6 рабочей тетради. На Западе несколько видоизмененная базилика
очень долго оставалась основной архитектурной формой храма, а в Византии с IX—X вв. преобладала
крестовокупольная форма храма.
3. При работе над этим
вопросом также следует активно использовать иллюстрации и комментарии к ним.
Очень хороший материал дает иллюстрация на с. 59, которую следует использовать
вместе с более крупной и «читаемой» иллюстрацией. Можно пояснить детям, что
человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами
расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты
в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.
4. Переходя к этому пункту
плана, следует подчеркнуть, что и мозаики, и фрески, и иконы использовались
прежде всего в интерьерах храмов. Мозаики уже знакомы учащимся как по курсу
истории Древнего мира, так и по предыдущим урокам, а об иконах говорится
впервые, хотя, конечно же, они знакомы всем или почти всем детям. Эпизод с
иконоборческой ересью важен потому, что объясняет, почему до наших дней дошло
так мало икон первых веков христианства.
Работа с источником. Отрывок взят из трактата современника Юстиниана
Прокопия Кесарийского «О постройках» и, на наш взгляд, не нуждается в особых
комментариях. Можно спросить детей, в какой связи они уже встречались в
учебнике с именем Прокопия Кесарийского, и, после того как они прочитают текст
Прокопия, задать им наряду с вопросами в учебнике еще один вопрос: повлияла ли
негативная оценка Прокопием личности и деяний Юстиниана на восприятие им храма,
построенного по приказу Юстиниана? Чтобы наглядно показать, какое впечатление
производила Св. София на людей разных эпох, можно привести яркий рассказ из
Повести временных лет, созданной в начале XII в. (хотя сам рассказ о посольствах Владимира может
восходить и к концу X в.).
Представление о переживаниях человека XX в. дает известное стихотворение О.Э. Мандельштама «Айя-София» (1912).
Айя-София, — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела — прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Во втором четверостишии имеется в виду, что Юстиниан для строительства
храма приказал использовать античные колонны, взятые из языческих храмов, в том
числе из Эфеса.
Работа с иллюстрациями. Лучше предложить детям самим определить, какие
иллюстрации позволят проследить эволюцию от базилики через соединение базилики
с куполом (Св. София) к крестово-купольному храму. Можно сравнить два
интерьера, созданные в одно и то же время: Сан Аполлинаре-ин-Классе и Св. София,
и предположить, как каждый из них воздействовал на верующих. Конечно, нельзя не
упомянуть о Богоматери Владимирской — и не только по причине исключительных
художественных достоинств иконы, но и в силу ее значения для Руси. |