Пятница, 29.03.2024, 09:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ"
22.09.2012, 16:44

Ключевые понятия и термины: Крестовые походы, крестоносцы, духовно- рыцарский орден, госпитальеры (иоанниты), тамплиеры, Тевтонский орден.

Текущий контроль. Желательно активизировать знания предыдущих уроков о возрастающей роли Церкви и папства в XI в., о заинтересованности купечества в левантийской (восточносредиземноморской) торговле, крестьян — в земле и свободе, а рыцарей — в масштабных военных предприятиях, освященных высокой религиозной целью и в то же время сулящих обогащение. Возможные вопросы: в чем проявилось усиление папства в XI в.? Что не устраивало многих крестьян в их положении? Почему купечество было так заинтересовано в торговле с Восточным Средиземноморьем? Почему рыцари были так заинтересованы в новых военных предприятиях?

План изучения нового материала: 1. Причины Крестовых походов. 2. Первый Крестовый поход. 3. Крестоносцы на Востоке. 4. Третий Крестовый поход. 5. Четвертый Крестовый поход — перелом в крестоносном движении. 6. Конец и результаты Крестовых походов.

Комментарий. На предыдущем уроке уже говорилось о Крестовых походах как об «ответе» папства и католической церкви в целом на некоторые вызовы времени. Тематика Крестовых походов дает нам варианты развития практически всех наших сквозных тем. Прежде всего, история Крестовых походов очень показательна с точки зрения характеристики роли религии в Средние века. Крестоносное движение, сначала отличавшееся уникальным накалом религиозных чувств, во многом благодаря ему достигает первых и главных успехов, но затем постепенно утрачивает этот накал, ставший к середине XIII в. уделом лишь немногих энтузиастов. Далее, история Крестовых походов по-новому ставит проблему восприятия «своего» и «чужого», терпимости и нетерпимости. Хотя контакты между Западом и Востоком не прекращались в течение всего Средневековья, но впервые за много веков они приняли форму столь масштабного столкновения. Крестоносцы и мусульмане воспринимали друг друга как чужих, различаясь и в религиозном, и в этническом, и в культурном отношении. В государствах Латинского Востока эти различия почти не сглаживались. Хотя Крестовые походы являлись не только военными, но и колонизационными предприятиями, ассимиляционные механизмы в ходе их в целом так и не были запущены. В то же время государства крестоносцев представляли собой уникальный опыт переноса европейских порядков на территорию с совершенно иными традициями — при почти полном игнорировании этих традиций. Показательно, что в Иерусалимских ассизах — своде правовых установлений Латинского Востока — феодальные порядки сформулированы в более чистом виде, чем в западноевропейских памятниках. Государства крестоносцев так и не обрели внутренней устойчивости, в том числе и по  этой    причине.

Наряду с противостоянием христиан мусульманам важнейшей стороной Крестовых походов был системный конфликт между католическим Западом и православной Византией. В Первом Крестовом походе Запад, несмотря на недавнюю схизму, формально приходит на помощь Византии, однако очевидно, что для папства это был скорее предлог для укрепления своих позиций на Востоке и что уже тогда только дипломатические способности Алексея Комнина предотвратили столкновения между крестоносцами и византийцами. Последующее усиление Византии в эпоху Комнинов лишь отсрочило открытое столкновение. Вмешательство крестоносцев во внутриполитическую борьбу в Византии, которое повлекло катастрофические для нее события 1204 г., стало логичным завершением этой тенденции, и неотъемлемой стороной этих процессов было превращение византийцев — в глазах западноевропейцев — из скорее «своих» в почти совсем «чужих». Результат ярко проявился в ходе Четвертого Крестового похода, сопровождавшегося масштабными грабежами не только светских, но и церковных богатств, включая беспрецедентный по масштабу грабеж реликвий. 1204 год стал переломным не только в истории Крестовых походов, но и в истории Византии, необратимо и резко ослабив ее и перед лицом Запада, и в преддверии начавшейся чуть позже османской экспансии. В то же время создание на части территории Византии Латинской империи при всей ее непрочности представляет, как и история Латинского Востока, большой интерес с точки зрения типологии развития государства.

Следует иметь в виду, что данный урок относится к числу наиболее «нагруженных» во всем учебнике; в случае если учитель не располагает дополнительным временем для изучения всего материала, целесообразно отказаться от подробного рассмотрения некоторых сюжетов (духовно-рыцарские ордены, Третий Крестовый поход), с тем чтобы сосредоточить внимание на причинах и последствиях Крестовых походов и на двух наиболее важных из них  Первом и Четвертом.

1.         Вопрос о причинах Крестовых походов лучше всего рассматривать в ходе работы с источником. Необходимо сообщить ученикам о том, кто и почему в Западной Европе мог быть заинтересован в походах. При всей важности материальных интересов крестоносцев нельзя недооценивать и их глубоких религиозных чувств.

2.         Важно, чтобы дети не путали две составные части этого похода поход бедноты и поход рыцарей. Говоря о причинах победы крестоносцев, следует обратить внимание не только на религиозный энтузиазм и высокие боевые качества рыцарей, но и на разобщенность мусульманского Ближнего Востока именно в момент Первого Крестового похода.

3.         Ключевым в этой части является вопрос о том, почему столь ограниченными были ресурсы государств крестоносцев, в чем причины их слабости. Отчасти ответ на этот вопрос дает карта. При наличии времени можно обратить внимание учеников на важность духовно-рыцарских орденов как регулярной и дисциплинированной силы, но при этом следует отметить, что ордены имели собственные интересы, не всегда совпадавшие с интересами правителей государств            крестоносцев.

4.         Третий Крестовый поход привлекает внимание масштабами, колоритностью и своих предводителей, и противостоявшего им султана Саладина; к тому же события именно этого похода могут быть известны детям по книгам и кинофильмам. В контексте логики данного урока он важен тем, что впервые так отчетливо обнажил противоречия между крестоносцами, ярко выявил крепнущую тенденцию ограничения религиозной мотивации в пользу политической. Можно предложить двум ученикам, желательно с использованием дополнительных источников информации, подготовить выступления, в которых события похода интерпретируются в одном случае с позиций Ричарда Львиное Сердце, в другом — с позиций Филиппа II Августа.

5.         Четвертый Крестовый поход заслуживает наиболее подробного рассмотрения. Уже история захвата крестоносцами Задара демонстрирует смещение прежних акцентов в мотивации крестоносцев, их готовность обратить оружие против христиан. Важно подчеркнуть, что за прокламируемым желанием крестоносцев восстановить справедливость, вернув престол свергнутому императору, а заодно получить дополнительные средства для продолжения похода легко прослеживается стремление захватить богатую добычу. Показательно, что после захвата Константинополя поход так и не был продолжен. Особую роль во всех этих событиях сыграла позиция Венеции, которая с самого начала использовала крестоносцев в своих целях и в конце концов сумела их руками укрепить свои позиции в Восточном Средиземноморье.

6.         Обсуждение результатов Крестовых походов можно организовать по ролям: разные ученики говорят о них с точки зрения папства, самих крестоносцев (причем как рыцарей, так и бедняков), европейских государей, венецианских купцов, Византии, мусульман. Это позволит, во-первых, привлечь к активной самостоятельной работе весь класс, а во-вторых, увидеть сложность феномена Крестовых походов, неоднозначность его результатов.

Работа с источником. Источник представляет собой отрывок из «Иерусалимской истории» Роберта Реймсского (Роберта Монаха), написанной около 1107 г. (либо между 1112 и 1118 гг.). Это первая полная история Первого Крестового похода, охватывающая события от Клермонского собора 1095 г. до 1099 г. Особую ценность представляет описание Клермонского собора, на котором автор лично присутствовал. Вопросов к документу, приведенных в учебнике, в принципе достаточно для организации работы с текстом. Хотя рыцарство нигде не названо, но понятно, что в словах «вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны». Урбан II имеет в виду именно его. Можно предложить детям сформулировать на основании этого текста причины Крестовых походов. Конечно, далеко не все они намечены в тексте, но дети вполне могут обратить внимание на «относительную перенаселенность» Западной Европы («земля эта. стеснена вашей многочисленностью. и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает»), на связанную с ней воинственность рыцарей, агрессию которых требовалось направить вовне, а также на религиозные мотивы, которые именно в Первом Крестовом походе сыграли наибольшую роль.

Работа с картами. Работа с картами желательна почти на всех стадиях урока. Наряду с картами учебника и атласа возможно использование анимированных карт (в частности, из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»). Беседу о продвижении участников Первого и Третьего Крестовых походов к Палестине следует сопровождать показом на карте. Учитель предлагает детям найти на карте «Крестовые походы», из каких стран происходили основные участники Первого и Третьего Крестовых походов. Обращаясь к истории государств крестоносцев на Востоке, можно предложить детям оценить, удобна ли конфигурация этих государств, чтобы защищать их от мусульман. При работе с картой «Четвертый Крестовый поход» можно задать детям вопрос: как изменились владения крестоносцев между Первым и Четвертым Крестовыми походами?

Работа с иллюстрациями. Иллюстрация на с. 137 привлекает внимание не только экзотическим мечом (или кинжалом) в зубах Христа, но и тем, что Христос, предводительствуя рыцарским войском, едет на боевом коне и совершенно по-рыцарски держится в седле. При работе с иллюстрацией «Поединок христианского рыцаря с сарацинским воином» можно задать детям вопросы: где изображен христианский воин, а где сарацин? Как вы это определили? Учитывая, что изображения креста на рыцаре нет, а о том, что золотые леопарды в алом поле — герб английских Плантагенетов, дети еще не знают, определить, кто где, они могут либо по синему окарикатуренному лицу сарацина, либо на основании того, что христианский художник скорее изобразит победу христианина над мусульманином, чем наоборот. В любом случае перед нами очень яркое визуальное воплощение образа «чужого». С одной стороны, мусульманин одет в привычные художнику, но совсем не арабские доспехи, с другой — художник «отметил» его характерными знаками «другого»: синий цвет лица, крючковатый нос, голова мавра в качестве герба. При работе с иллюстрацией «Твердыня крестоносцев в Сирии» можно предложить детям оценить достоинства этой крепости на основании того, что им уже известно о средневековых замках. Относительно печати тамплиеров (там же) можно задать вопрос: что может означать изображение двух воинов на одном коне? К иллюстрации «Статуя крестоносца» можно задать вопросы: какое впечатление производит на вас это изображение? Как вам кажется, в каком настроении  крестоносец            вернулся домой?

Справочный материал. Пытаясь понять причины крестоносного движения, историки неизбежно сталкиваются с вопросом о том, как сами крестоносцы воспринимали Крестовые походы. По представлениям того времени земной Иерусалим, считавшийся пупом земли и изображавшийся на картах в центре мира, был олицетворением небесного Иерусалима, т. е. рая. В массовых же представлениях образы земного и небесного Иерусалима переплетались; путь к земному Иерусалиму с целью освобождения Гроба Господня становился и путем туда, где возможен физический контакт с Божественной сферой (что лежало в основе любого средневекового паломничества), т. е. путем к спасению души. Немалую часть крестоносцев составляли и те, кто совершил тяжкое преступление и должен был искупить его покаянным паломничеством к Гробу Господню. Считалось, что, вступая на «стезю Господню», человек порывал с грехом; трудности и опасности, преодоленные в пути, уподоблялись аскетическим бдениям монахов. Именно по этой причине папа Урбан II обещал участникам Первого Крестового похода, что отправившиеся в него получат отпущение грехов, а погибшие попадут в рай. Тогда же, к концу XI в., оформилась долго вызревавшая в христианском мире идея священной войны против иноверцев, в которой слились идеи «военизации христианства» и «христианизации воинства»; распространилась практика благословения воинов и их оружия. Таким образом, Крестовые походы, и особенно Первый Крестовый поход, выступают перед нами, в числе других своих ипостасей, и как вооруженное покаянное паломничество.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2468 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru