Четверг, 25.04.2024, 20:53                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ФРАНЦИЯ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЕДИНСТВУ"
22.09.2012, 16:39

Ключевые понятия и термины: помазанник Божий, помазание, миро, судебный поединок, «40 дней короля», «Авиньонское пленение», Генеральные штаты, сословная (сословно-представительная) монархия.

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 14 и главе V в учебнике и проверки выполнения заданий в рабочей тетради.

План изучения нового материала: 1. Причины и способы объединения Франции в XII— начале XIV в. 2. Политика Капетингов в XII— начале XIII в. 3. Людовик IX Святой (1226—1270). 4. Филипп IV Красивый (1285—1314). 5. Генеральные штаты: возникновение сословной    монархии во Франции.

Комментарий. Тема урока больше всего связана с такими сквозными темами курса, как развитие государства в ответ на вызовы времени, взаимоотношения государства и общества, государства и Церкви. С сокращением регулярных нападений внешних врагов феодальные усобицы превратились едва ли не в основную угрозу жизни людей и развитию хозяйства. Военные силы местных сеньоров, которые прежде первыми приходили на помощь населению, отбивая нападения внешних врагов, и тем оправдывали свое существование в глазах всего общества, теперь топтали посевы и грабили купцов. Их действия объективно мешали складыванию единого экономического пространства и единого самосознания жителей соседних феодальных владений, номинально находившихся под верховной властью одного монарха. Организация Крестовых походов лишь частично и на время ослабила остроту проблемы, удалив из Европы часть наиболее воинственных и недовольных своим материальным положением феодалов. В начале XII в. во Франции усобицы вспыхивают с новой силой, причем при активном участии людей, только что вернувшихся из Первого Крестового похода, в котором они храбро сражались за свою веру. Характерно, что все чаще объектами их аппетитов становятся владения Церкви. Возможно, конечно, что видимость большей частоты нападений именно на церковные владения создается из-за тенденциозности имеющихся письменных источников: подавляющее их большинство вышло из-под пера клириков, которые, обладая мощным корпоративным самосознанием, отмечали в первую очередь именно посягательства на имущество Церкви. Но дело не только в избирательности внимания и памяти монахов-хронистов: источники все же отражают реально существовавшую тенденцию к учащению захватов церковных земель крупными светскими сеньорами. Объяснять это явление можно по-разному. Не исключено, что объектами посягательств стали феоды, которые их владельцы, отправляясь в Крестовый поход, поручали Церкви сохранить до их возвращения. Так или иначе, новый виток феодальных усобиц, инициированных влиятельными сеньорами, мешал всем: горожанам, крестьянам, клирикам, значительной части мелких и средних феодалов. В этих условиях взоры всего общества обратились к прежде находившейся в тени фигуре государя. Король и крупные феодалы оказались двумя силами, которые могли уравновешивать друг друга, и монарх получал поддержку общества и санкцию Церкви для обуздания феодальной вольницы и укрепления своей власти. Именно на этом, а не на союзе короля с городами, как таковом (при всей его важности), следует сделать упор при рассмотрении процесса объединения страны. В свою очередь монарх и его окружение осознавали «священный долг короля» перед страной, народом, Церковью. Укрепление собственной власти виделось ее носителям не целью, а лишь средством обеспечить процветание страны, за которую монарх отвечает перед Богом. В оформлении идей, обосновывающих централизаторские устремления монарха, ведущая роль принадлежала духовенству. Важное значение также имел и комплекс массовых представлений о сакральности власти короля, и пышный придворный церемониал.

В то же время, анализируя ход объединения Франции, нетрудно заметить его замедленность, множество действий монархов, которые на первый взгляд находятся в вопиющем противоречии с задачами объединения страны (развод Людовика VII, отказ Людовика IX от попыток отобрать юго-запад Франции у английского короля и т. д.).

Можно, однако, спорить, всегда ли такие решения имеет смысл списывать на «непоследовательность», в какой мере короли были свободны в них и к каким последствиям привело бы иное решение. В любом случае не следует недооценивать мощь вертикальных связей: вассалы могли страдать от произвола крупных феодалов, но в других случаях могли и верно служить им; то же относится к горожанам, а в какой-то степени и к епископам и аббатам, владения которых располагались на территориях, подвластных сеньору. Во многом с этими обстоятельствами, а не только со Столетней войной, связано замедление процесса объединения страны в XIVXV вв.

Новой стадией в собирании французских земель и в эволюции государственности стало возникновение Генеральных штатов и тем самым сословно-представительной монархии. Обеспечение определенной степени причастности подданных к делам управления делало государство более стабильным. В свете вышеизложенных соображений об отношениях между королевской властью и Церковью представляется логичным, что в столкновении Филиппа IV с Бонифацием VIII французская церковь поддержала своего короля.

1. Первый раздел параграфа распадается на три важных для усвоения последующего материала теоретических блока: 1) Какими законными возможностями располагал французский король для увеличения своего домена за счет феодов своих вассалов? 2) Каковы были преимущества короля в борьбе с крупными феодалами? 3) Какие силы общества являлись естественными союзниками короля в борьбе за укрепление своей власти? Данные в первом разделе общие положения в дальнейшем будут наполняться живой фактурой. Например, здесь говорится об умозрительной возможности для короля увеличить свой домен через брак с наследницей феода, а ниже описаны неудавшаяся попытка такого увеличения через брак Людовика VII и Альеноры Аквитанской и удачный брак Филиппа IV и наследницы графства Шампанского. К сожалению, не все потенциально существовавшие возможности могут быть проиллюстрированы столь яркими историческими примерами. Зато среди приведенных ниже примеров земельных приобретений Капетингов есть один, который не сводится ни к одной из перечисленных ниже теоретических возможностей увеличения королевского домена: графство Тулузское было присоединено к домену после Альбигойских войн в результате осуждения владельца феода Церковью как еретика. Также после церковного осуждения (хотя и последовавшего по другим причинам) лишился своих феодов и Томас Марль, упоминаемый в источнике к параграфу.

Работа по изучению трех теоретических блоков первого раздела может быть организована по различным сценариям: в форме беседы по наводящим вопросам учителя, которые помогут учащимся самим прийти к соответствующим умозаключениям; в виде самостоятельной работы с текстом разделов 1 и 2 к § 15 учебника (индивидуально или в группах) по составлению схем или «реестров» по каждому из блоков; в форме самостоятельной работы с текстом и основами предложенных учителем схем, которые учащиеся заполняют или дополняют, изучив информацию учебника. При работе в группах целесообразно разбить класс на три группы по числу теоретических блоков. Составляя (в виде схемы, таблицы или простого «реестра») перечень возможных способов увеличения домена, необходимо, помимо четырех заполненных, оставить одну пустую ячейку, которая будет заполнена по результатам либо изучения материала второго раздела § 15, либо работы с источником. Точно так же следует поступить и со схемой или перечнем преимуществ короля в борьбе с крупными феодалами: помимо двух факторов, дающих королю некоторые преимущества, есть еще один фактор — соперничество крупных феодалов между собой, который назван после этого текста.

Интересным вариантом изучения теоретического материала урока является сотрудничество учащихся и учителя в оформлении схем: детям можно предложить не только дополнить с помощью учебника черновой набросок предложенных учителем схем, но и дать свой вариант их наглядного решения. Если нет возможности выполнения этой работы на компьютере, ее можно сделать и от руки. Для работы на уроке учитель может

оставить незаполненными любое количество ячеек. Приводим примерные варианты готовых схем.

Схема 1

Возможности короля увеличить домен

 

Жениться на наследнице феода

Какими способами король может

Унаследовать феод у своего вассала, если тот умер без наследников

 

Выкупить феод у своего вассала (если тот согласен)

присоединить феоды вассалов к своему домену?

Отобрать феод у вассала силой в случае невыполнения вассальных обязательств (если согласились пэры)

 

 

 

 

Отобрать феод силой, если владелец осужден Церковью и лишен рыцарского звания и всех феодов за нарушение христианских норм или как еретик

Схема 2

Преимущества короля перед крупными феодалами

Королевский домен Иль-де-Франс невелик, но удачно расположен: в центре страны, на пересечении сухопутных и речных путей (и Сена, и Луара); здесь же самый важный город — Париж

Преимущества короля по сравнению с крупными феодалами

Благодаря обряду коронации король считался помазанником Божьим

 

Соперничество крупных феодалов между собой мешает их объединению против короля; король может использовать их борьбу в своих интересах.

 

2—4. Изучение политики Капетингов в XII — начале XIII в. может быть организовано в форме обсуждения материалов приведенной ниже таблицы. Также возможна работа в группах (класс делится на три группы) над текстом разделов 2—4 § 15 и самостоятельное заполнение учащимися таблицы с последующим обсуждением результатов работы групп. Левый столбик таблицы фактически является генеалогической схемой Капетингов с именами и датами правления, а правый — перечнем действий каждого из них, направленных на объединение страны. Важно каждый раз отслеживать, как на практике реализуются потенциальные возможности, выявленные при работе над разделом 1 § 15.

Людовик VI

Толстый (1108— 1137)

Приводил к повиновению непокорных вассалов как в своем домене, так и за его пределами, в основном в северных областях Франции рядом со своим доменом. Вооруженным путем пресекал посягательства светских сеньоров на имущество Церкви. Строил крепости, штурмовал замки

Людовик VII

(1137— 1180)

В результате женитьбы на Альеноре присоединил к домену Аквитанию, но после развода потерял ее. Почти не увеличил домен, но сумел сохранить позиции Капетингов в условиях резкого усиления Плантагенетов

Филипп II Август (1180— 1223)

Воспользовавшись тем, что английский король не выполнял своих вассальных обязательств за французские владения, добился его осуждения судом пэров и силой присоединил к домену огромные территории: Нормандию, земли по нижней Луаре, тем самым резко ослабил главных соперников — Плантагенетов. Укрепил Париж, обнеся его новой стеной

Людовик VIII (1223— 1226)

Присоединил в результате Альбигойских войн графство Тулузское на юге Франции

3.

Людовик IX

Святой (1226— 1270)

Поднял авторитет королевской власти своей набожностью, покровительством Церкви, милосердием, справедливостью. Ввел единый для всей страны порядок управления, суда, сбора налогов. Наиболее важные дела изымаются из сеньориальных судов и передаются в королевский. Запретил решать дела методом судебного поединка. Запретил междоусобные войны вассалов в королевском домене. Ввел за пределами королевского домена правило «40 дней короля», ограничившее усобицы

4.

Филипп IV Красивый (1285— 1314)

Присоединил в результате женитьбы графство Шампань. С целью увеличить королевские доходы поднимал налоги. Пошел на конфликт с папством, в результате которого папская резиденция перенесена в Авиньон («Авиньонское пленение»). Уничтожил орден тамплиеров. Впервые собрал Генеральные штаты, положив начало сословной монархии

5. Изучение раздела можно начать с обсуждения вопроса: почему королю оказалось выгодно собрать сословно-представительный орган? С помощью наводящих вопросов учитель подводит учеников к тому, что поддержка Генеральных штатов усиливала позиции монарха, и это обстоятельство перевешивало возможные споры и конфликты.

Работа с источником. При работе с приведенным в учебнике фрагментом сочинения «Жизнь Людовика VI Толстого» важно иметь в виду, что его автор Сугерий (1081—1151) был канцлером Франции и аббатом монастыря Сен-Дени, расположенного недалеко от Парижа, находившегося под особым покровительством короны и веками служившего королевской усыпальницей. В 1147—1149 гг., когда король Людовик VII находился в Крестовом походе, Сугерий был регентом, так что о делах и проблемах управления Францией был осведомлен прекрасно. В последнее время историки все более подчеркивают его определяющую роль в складывании новой концепции королевской

власти, оказавшей прямое влияние на практическую деятельность французских королей. При работе с источником очень важно обратить внимание учащихся (возможно, в форме вопросов и заданий, дающихся перед чтением источника) на следующие моменты:

1)        Самосознание королевской власти. Прекращение феодальных усобиц осознается как «священный долг короля». Монарх в данном случае обязан действовать, причем не ради укрепления собственной власти, а в интересах страны, народа и Церкви.

2)        Хотя обуздывать таких, как Томас Марль, — «священный долг короля», но реальные действия короля начались, согласно документу, лишь после церковного осуждения и по прямой просьбе церковного собора («по просьбе и жалобам великого собора сего»). И это не случайность. Ведь свои разнузданные действия Томас, по словам Сугерия, совершал, «не страшась наказания церковного», о каком-либо страхе перед светской властью, перед королем нет и речи. Если же он покушался исключительно на церковное имущество и церковные владения, то тем более король предстает как естественный защитник Церкви (видно, почему Церковь заинтересована в усилении королевской власти). Уместно вспомнить, что Церковь своими призывами к «Божьему миру» задолго до светской власти выступила против феодальных усобиц.

Работа с картой. Все присоединения земель к королевскому домену дети должны показывать на карте. Именно на карте особенно отчетливо видно, сколь трудным было положение Капетингов к концу правления Людовика VII: королевский домен был во много раз меньше французских владений Плантагенетов. Не менее очевидна при взгляде на карту и важность правления Филиппа II Августа: следующая «порция» прослеживаемых на карте присоединений, за 1223 г. — начало XIV в., по территории больше, но, во-первых, собиралась под руку королей не 43 года, а почти век, а во-вторых, с помощью ресурсов, приобретенных Филиппом II, присоединить ее было намного легче.

Работа с иллюстрациями. Можно предложить детям самим просмотреть все иллюстрации к параграфу и выделить моменты, которые объединяют их. Это, во-первых, изображения монархов (неназванного короля в сцене помазания на царство, Филиппа II вместе с его английскими соперниками, Альеноры, Людовика IX), во-вторых, королевские церемонии (помазание на царство, коронация), в-третьих, дворцы-крепости (французских королей на о. Ситэ в Париже, пап в Авиньоне). Наконец, можно выделить в отдельную группу иллюстрации, связанные так или иначе с ролью Церкви. Это церемонии помазания и коронации, которые проводят церковные иерархи, образ Людовика Святого как защитника Церкви и Святого Гроба, наконец, огромный папский дворец. Иллюстративный ряд подчеркивает такие важные проблемы параграфа, как репрезентация королевской власти и ее отношения с Церковью.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1938 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru